Обобщение педагогического опыта по подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение педагогического опыта по подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку.

Обобщение педагогического опыта

по подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку

учителя русского языка и литературы

МОУ «Кривозерьевская СОШ»

Лямбирского муниципального района

Суховой Галии Спартаковны

«Языку мы учимся и должны учиться

до последних дней своей жизни»

К.Г.Паустовский.

В последние годы в нашей стране проводится итоговая аттестация в форме ЕГЭ, которая заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку. Задания, представленные на экзамене, проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Как подготовить учащихся к экзаменам, если по программе на изучение русского языка в 9 классе выделяется 3 часа, а в 10-11 классах отводится один час? Пришлось пересмотреть подходы к преподаванию русского языка в 9-11 классах. Результатами в принципе довольны и я, и мои ученики.

Вся система моей работы по предмету нацелена на хорошую результативность. Программа подготовки рассчитана на 2 года (10,11 класс). Уроки русского языка в 10 классе дают возможность повторить морфологию, в 11 классе - синтаксис простого и сложного предложения. Элективный курс по русскому языку, выбранный мною «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку», позволяет теоретически и практически подготовить старшеклассников к выполнению задания С, программа элективного курса в 11 классе - «Готовимся к ЕГЭ» обобщает знания учащихся по всему курсу русского языка.


Основными целями моей педагогической деятельности являются:

  • работа над формированием речевой, коммуникативной и лингвистической компетенцией;

  • обучение учащихся технологии построения текста;

  • развитие связной устной и письменной речи, формирование умения

свободно говорить и писать на родном языке;

  • развитие творческих способностей учащихся.

Для эффективного управления учением учителю необходимо знать исходный уровень развития учеников. С этой целью провожу комплекс диагностических мероприятий:

-тестирование - для определения уровня орфографической и пунктуационной

грамотности;

-диагностически построенный устный опрос - для определения уровня

развития диалогической речи;

-работа творческого характера (изложение) - для отслеживания навыка

грамотного, безошибочного письма в свободной речи;

-психологический мониторинг - для определения реальных учебных

возможностей (уровня словесно-логического мышления, словарного запаса,

произвольного внимания).

Учащихся условно делю на уровни, и к каждому уровню ставлю определенные цели и задачи.

Уровни

Высокий


Повышенный

Базовый

Цель

Формирование языковой компетенции учащихся посредством работы с текстом.

Задачи

-научить владеть методикой частичного и целостного анализа текста;

-развивать навыки работы с текстом на подтекстовом уровне;

-формировать речевые навыки;

-создавать и рецензировать чужие и собственные тексты.

-учить учащихся составлять тексты различных стилей;

-способствовать развитию навыков работы с текстом;

-формировать умение видеть знакомое в незнакомом;

-создавать собственные тексты.

-учить учащихся составлять тексты по аналогии;

-формировать умения работы с текстом;

-формировать умения наблюдать, подмечать закономерности;

-способствовать расширению кругозора учащихся.

Успеха можно добиться, предусмотрев в своей работе четко 3 линии:

I. Знание теории.

Чтобы все правила «уместились» в голове, предпринимаю следующие шаги:

с 5 и до 11 класс учащиеся ведут тетрадь-помощницу (словарь - справочник), которая становится настольной книгой на уроках русского языка. Все правила, схемы, таблицы, все исключения - все в этой тетради.

В 10,11 классе оформляем папку « В помощь выпускнику», где помещается теоретический материал в виде схем, таблиц.

Механическая, зрительная память помогают даже слабым детям запоминать материал.

II. Умение работать с тестами.

«Чтобы решать тесты, их нужно просто решать».

При подготовке к ЕГЭ немалую роль играет работа с тестами. Небольшая работа на 5-7 минут бывает очень полезной. Как правило, такие тесты не занимают много времени, зато позволяют на каждом уроке проверять знания.

Они используются для проверки знаний учащихся по изученному материалу. ( Смотри приложение №1)

В тесты включаю задания по всем содержательным линиям школьного курса. Следовательно, с их помощью выясняю:

- освоил ли выпускник систему знаний о языке и его устройстве;

- овладел ли учащийся основными нормами русского литературного языка, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять;

- умеет ли выпускник работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и интерпретировать необходимую информацию;

- обладает ли одиннадцатиклассник необходимым уровнем развития речевой деятельности, достаточным словарным запасом

При подготовке к экзамену выполняем с выпускниками несколько полных вариантов заданий по КИМам, чтобы учащиеся привыкли к расположению материала, формулировкам заданий, инструкциям, а также жестким требованиям времени на выполнение заданий. Знакомим учащихся с бланками ответов задолго до начала экзамена. В предлагаемые контрольно-измерительные материалы включены задания, проверяющие четыре компетенции: языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую.

Учитывая специфику контрольно-измерительных материалов, даю комментарий по всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваю наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок

Поделили задания А на 3 части :

1) практическая (орфография и пунктуация),

2) нормативная (языковая компетентность),

3) текстовая ( систематическая работа с текстом).

III. Формирование навыков работы с частью С, так как она гарантирует неплохую систему баллов.

Часть «С»- задание с развернутым ответом. В ходе практических занятий обязательно анализируем свои работы, ведём учет пробелов и корректируем их. Первые занятия элективного курса нацеливают слабых учащихся на понимание того, что залог успеха при выполнении на ЕГЭ по русскому языку части «С» - соблюдение всех формальных критериев, которыми руководствуются эксперты при выставлении оценок.

Постоянно ведётся диагностическая работа.

Диагностическая карта

по выполнению заданий А (языковая компетентность).

Ф.И. учащегося____________________________________

класс_______

дата

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7







Привожу фрагмент урока русского языка, формирующего навыки работы над заданиями А3, А4, А5.

Тема урока: Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи.

Цели: 1. Закрепить понятие «языковая норма».

2. Выработка умений находить и различать грамматические ошибки.

3. Формировать навыки использования нормированной речи.

4. Анализ типовых заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами и культурой речи (А3, А4, А5).

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование урока: раздаточный материал (по типу заданий ЕГЭ), компьютер, проектор, презентация к уроку.

  1. Работа по теме (анализ содержания учебного материала, выделение главных связей)

Слово учителя:

-Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык - язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма применительно к языку?

Норма - это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы: 1) относительная устойчивость;

2) общеупотребительность;

3) обязательность.

- Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского литературного языка. Вспомним классификацию основных языковых норм:

  • Орфоэпические нормы

  • Лексические нормы

  • Морфологические нормы

  • Синтаксические нормы

  • Стилистические нормы

  • Нормы правописания

- Мы же с вами остановимся на грамматических нормах, которые нашли своё отражение в заданиях А3, А4, А5 ЕГЭ

Грамматические нормы русского языка (общая характеристика; анализ таблицы)

Морфологические нормы - это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.

Синтаксические нормы - это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений.

Обобщение и систематизация (Таблица в папке « В помощь выпускнику»)

- Анализ языкового материала: типология типичных морфологических и синтаксических ошибок. Работа по заполнению таблиц.

Задание 1: Исправьте ошибку, записав правильный вариант ответа (коллективная работа)

Таблица 1.Типы Морфологических ошибок. (Раздаточный материал. Карточка 1)

Типы морфологических ошибок

Примеры из материалов ЕГЭ

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый (трудолюбивый)

Ошибочное образование формы:

1. Существительного

Опытные бухгалтера (бухгалтеры)

вкусные торта (торты)

пара ботинков (ботинок)

пара сапогов (сапог)

рота солдатов (солдат)

несколько абзацей (абзацев)

юных плясуньев (плясуний)

2. Прилагательного

самый красивейший (самый красивый)

длиньше ногтя (длиннее)

слаже (слаще)

3. Числительного

с пятистами рублями (с пятьюстами)

в двухсот метрах (в двухстах)

4. Местоимения

ихнюю вещь (их вещь)

5. Глагола

Едь вперёд (поезжай)

ляжьте на коврик (лягте)

выбежи (выбеги)

попробывает (попробует)

3 Тренинг (по вариантам): самостоятельная работа по типу заданий А3 ЕГЭ.

(Раздаточный материал для самостоятельной работы. Карточка )

Задание 1: укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Вариант 1.

Вариант 2.

№1 а) без вишен

б) более труднее

в) около двух тысяч человек

г) испеки пирог

№2 а) килограмм вафель

б) семьюдесятью процентами

в) ехай в Подмосковье

г) более резкое движение

№3 а) килограмм яблок

б) будущие выборы

в) до двух тысяч второго года

г) ошиблась

№4 а) более нужнее

б) несколько гектаров

в) с четырьмястами рублями

г) поезжай домой

№5 а) в две тысячи десятом году

б) не машите руками

в) у грузинов

г) небольшие транзисторы

№1 а) с двадцатью пятью рублями

б) нет претензий

в) хужее всего

г) не кладите сюда тетради

№2 а) в пятистах шагах

б) пять килограммов

в) более красивее

г) лягте на коврик

№3 а) в обеих сумках

б) беги

в) без комментариев

г) положь

№4 а) эмалированные вёдра

б) худший вариант

в) семисот шестидесяти птиц

г) килограмм вафлей

№5 а) большие очереди

б) в снегу

в) промокли

г) пятидесятью пятью годами

Комментарий к заданию№1:

Вариант -1: №1- б (труднее; более трудный); №2 - в (поезжай); №3 - в (до две тысячи второго года - в составном порядковом числительном изменяется только последняя часть); №4 - а (нужнее; более нужный); №5 - в (у грузин).

Вариант -2: №1 - в (хуже всего); №2 - в (красивее; более красивый); №3 - г (положи); №4 - г (вафель); №5 - г (пятьюдесятью пятью рублями).

- Анализ языкового материала (продолжение работы; заполнение таблицы 2)

Задание 2: Исправьте ошибку, записав правильный вариант ответа (коллективная работа)

Таблица 2. Типы синтаксических ошибок. (Раздаточный материал. Карточка 3

Типы синтаксических ошибок

Примеры из материалов ЕГЭ

Нарушение согласования сказуемого с подлежащим

Четверо учащихся участвовало в игре

(участвовали)

Нарушение правил управления

Вопреки установившихся правил

(установившимся правилам)

Благодаря своего особого таланта

(благодаря своему особому таланту)

Вследствие печальным обстоятельствам

(печальных обстоятельств)

Подобно блеска кованого серебра

(подобно блеску)

Согласно приказа (приказу)

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были счастливы и весёлые.

(счастливы и веселы; счастливые и весёлые)

Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет его строгой красоты.

(не забудут)

Нарушение согласования

Видна пара окон, занавешенные шторой.

(занавешенных)

Одной из форм духовной жизни, важным для человека, стало искусство.

(важной)

Ошибки в использовании видо-временных форм глагола

Я живу в Лермонтове и была счастлива.

(живу и счастлива; жила и была счастлива)

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами.

(Дорожка покрыта снегом, тающим по ногами)

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я ощутил свою неуклюжесть)

Ошибки в построении СПП

Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.

(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать)

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим мнением)

Нарушение границ предложения

Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся домой)

4. Тренинг: работа в парах по типу заданий А5 ЕГЭ.

(Раздаточный материал для работы в парах. Карточка )

Задание №3: Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Ответ обоснуйте. Запишите пример грамматически правильно.

№1

  1. Многие из крестьянских изб, сохранившимся с прошлого столетия в Архангельске, расписаны узорами из небывалой красоты растений.

  2. Пользователи компьютеров должны периодически проводить профилактику заражения системы различными вирусами.

  3. В картине Ф. Васильева «Оттепель» есть движение, неуловимое ощущение напряжённости мгновения.

  4. Кто бы ни читал о жизни Якова Брюса, все поражались глубине и широте его познаний в самых различных областях.

№2

  1. Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.

  2. Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражались величине старинных усадебных деревьев.

  3. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

  4. Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.

№3

  1. В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

  2. Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

  3. В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.

  4. Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

№4

1) Лексические повторы - средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино».

2) Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.

3) Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.

4) Интернет сохраняет огромные базы данных по разным вопросам науки и позволяет ими пользоваться.

№5

1) Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика.

2) Все, кто в других странах любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей - Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

3) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре).

4) О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».

Комментарий к заданию №4: №1 - 1; №2 - 3; №3 - 2; №4 - 3; №5 - 1. Ответы комментируются учащимися.

5. Контроль знаний, полученных на уроке. Проверочная работа.

(Раздаточный материал для самостоятельной работы. Карточка )

Задание 1: выберите грамматически правильное продолжение следующих предложений.

А) Потеряв к концу 17 века значение оборонительного сооружения,

  1. Земляной вал стал таможенной границей Москвы.

  2. на Земляном валу возникли таможенные заставы.

  3. Земляной вал сделали таможенной границей Москвы.

  4. в воротах Земляного вала стали собирать таможенные пошлины.

Б) Начав записывать слова в 1829 году,

  1. первый том словаря опубликован В.И. Далем только 30 лет спустя.

  2. работа над словарём потребовала более 30 лет.

  3. к 1860 году было собрано 200 000 слов.

  4. Даль смог подвести итог своей работы только через 30 лет.

В) Превратившись из пограничной крепости в столицу княжества,

  1. изменилась оценка стратегического положения Москвы.

  2. население Москвы стало быстро расти.

  3. Москва стала быстро развиваться.

  4. возникла необходимость построить новые крепости вокруг Москвы.

Г) Пользуясь советами специалистов,

1) всё станет простым и понятным.

2) требуется внимательное отношение к этим рекомендациям.

3) у меня возникло собственное решение проблемы.

4) вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно.

Ответ: А-1, Б-4,В-3, Г-4

Задание 2: укажите номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксических норм)

  1. Образ Кутузова появляется в романе Л.Н. Толстого, который восхищается и обдумывает его.

  2. Образ поэта-пророка, созданного А.С. Пушкиным, определил и его собственную жизнь.

  3. Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах.

  4. Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.

  5. Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов.

  6. В картине Сурикова «Боярыня Морозова» отразился один из сюжетов истории раскола.

  7. По приезде в город мы первым делом отправились в гостиницу.

  8. Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке кто-то есть.

  9. Вам нужно немедленно оплатить за телефонные переговоры.

10. Музей-квартира М.А. Булгакова приобрел личные вещи писателя.

Ответ: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9.

6.Итоги урока.

- Слово учителя:

Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Ряд заданий ЕГЭ (А1- А5; А26) проверяет уровень владения языковыми нормами. Обобщая и систематизируя изученный материал, мы сегодня уделили внимание нормам грамматики, с которыми связано выполнение заданий А3, А4, А5. Таким образом, материал по теме «Культура речи и языковые нормы» имеет не только прикладное, но и практическое значение.

Данную методику в своей педагогической деятельности я применяю уже несколько лет, участвую в проведении семинаров, мастер-классов для учителей города и района.

Совершенствую ее, дополняю интегрированными, специальными уроками, внеклассными мероприятиями, позволяющими мне вести целенаправленную работу по воспитанию у учащихся чувства бережного отношения и любви к родному языку. Она помогла добиться позитивных результатов, что показывает итоговая аттестация учащихся по русскому языку и литературе. Наиболее последовательно это можно проследить по результатам ЕГЭ по русскому языку:

По русскому языку в форме ЕГЭ отрицательных оценок нет.

За время моей педагогической деятельности два выпускника окончили школу с золотой медалью.





















Приложение №1.

Карточка № 1.

Орфоэпические нормы ( постановка ударения).

1.Спишите слова, поставьте в них ударение.

Звонить, газопровод, задолго, жалюзи, каталог, облегчить, завидно, балованный, знамение, издавна, атлас, бармен, верба, грушевый, дефис, документ, километр, кладовая, отобрала, без инструктажа, завидно, издавна, искра, каталог, кашлянуть, квартал, километр, крапива, красивее, кухонный, намерение, обеспечение, перчить, принудить, столяр, теплиться, торты, украинский, ходатайствовать, цемент, цепочка, цыган, шприцы, эпилог.

Карточка № 2

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)килОметр

2)кладОвая

3)отобралА

4)без инструктажА

2. Поставьте ударение в данных словах.

Агент, алфавит, атлас, балованный, дефис, документ, завидно, звонить, искра, каталог, квартал, километр, кулинария, красивее, мизерный, набело, обеспечение, облегчить, поняла, премировать, принять, сироты, созыв, статуя, феномен, эксперт, языковая, босая, жалюзи, кашлянуть, столяр, цыган, щавель.

Задание А2

(Лексические нормы, употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).

Вопросы: В каком предложении вместо слова «…» нужно употребить «…»? В каком предложении уместно употребить слово «…»?

Алгоритм ответа: Разграничение лексических значений слов или паронимов (подбор синонимов, антонимов или словосочетаний) - смысловой анализ предложений - определение верного ответа.

Примечание. Разграничив лексические значения в данном задании, можно избежать ошибок, связанных с определённым сходством в звучании, морфемном строении и грамматических признаках слов-паронимов.

…Лексические нормы в целом достаточно хорошо усвоены… Ошибки, связанные с употреблением паронимов, достаточно часто встречаются в речи. Их причины объясняются многозначностью аффиксов в русском языке, различной сочетаемостью слов и другими факторами…

Пример:

В каком предложении вместо слова ПУГЛИВЫЙ нужно употребить ПУГАНЫЙ/ПУГАННЫЙ?

1) Саша служил в десантных войсках и был не из ПУГЛИВЫХ.

2) Настя замерла и, прислушиваясь к чему-то, вдруг обернулась и ПУГЛИВЫМИ глазами посмотрела на собеседника.

3) Давно известно, что однажды ПУГЛИВЫЙ зверь помнит свой страх, не подпускает к себе охотника.

4) Она сидит, укутавшись в покрывало, ПУГЛИВАЯ, как лань.

Разграничим данные паронимы: ПУГЛИВЫЙ (долговременное свойство живого существа - прилагательное) - ПУГАНЫЙ/ПУГАННЫЙ (кратковременное состояние - причастие). Подберем синонимы или антонимы: ПУГЛИВЫЙ - боязливый или, наоборот, бесстрашный. К слову ПУГАНЫЙ можно подобрать только словообразовательный ряд - испуганный, запуганный и т.д.. В 1, 2 и 4 вариантах ответов мы свободно, без ущерба основному смыслу предложений можем заменить слово ПУГЛИВЫЙ на синонимы. Выходит, что слово здесь стоит на своём месте. В третьем варианте такую замену произвести невозможно, поскольку в предложении есть наречие «однажды», которое является зависимым от последующего слова - налицо причастный оборот. И здесь необходимо ставить слово ПУГАННЫЙ. Правильный ответ - 3.

Карточка №1

(Лексические нормы, употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).

А2-1. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ?

1) На востоке наравне с серебром и медью раскрывались КАМЕННЫЕ богатства Алтая.

2) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной КАМЕННОЙ глыбы,

3) Здесь, на КАМЕННЫХ вершинах, ничто не растет.

4) У этого человека КАМЕННОЕ сердце.

А2-2. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ?

1) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные ЖИЗНЕННЫЕ явления.

2) Он славился мудростью и раздавал ЖИЗНЕННЫЕ советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.

3) Этому произведению живописи явно не хватает живых, ЖИЗНЕННЫХ красок.

4) Правительство должно руководствоваться ЖИЗНЕННЫМИ интересами страны.

А2-3. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?

1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по чарам и колдовству ЗЛОЙ феи.

2) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.

3) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.

4) Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.

А2-4. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ?

1) ЖИЗНЕННЫЙ путь этого человека отражает идеалы эпохи.

2) Для одного искусство лишь средство стать знаменитым и известным, для другого - ЖИЗНЕННАЯ необходимость.

3) Основные персонажи пьесы оказались недостаточно ЖИЗНЕННЫМИ и характерными.

4) ЖИЗНЕННЫЕ привычки приобретаются с опытом, и далеко не все они являются положительными.

Задание А3

Морфологические нормы (образование форм слова).

Задание: Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Алгоритм ответа: Определение частей речи в примерах - определение нарушений морфологических признаков этих частей речи.

Примечание. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка - цель данного задания. Чаще всего ученики ошибаются в образовании формы:

- родительного падежа числительных;

- собирательных числительных;

-именительного и родительного падежа множественного числа существительных;

-сравнительной и превосходной степени прилагательных;

-степеней сравнения наречий;

-непродуктивных глаголов с чередованием в корне;

- косвенных падежей личных местоимений 3-го лица после предлога и т.д.

Поэтому повторение данных разделов морфологии поможет в определении правильного ответа в этом задании.

…Ошибки в этом задании во многом объясняются процессами, происходящими в современном языке, и тем, как чутко реагирует на них молодёжь: родительный падеж партитивный (стакан чаю) молодое поколение воспринимает как ошибочную форму, а избыточную форму превосходной степени (более выше), как верную… Из всех норм (орфоэпической, лексической, морфологической, синтаксической) лучше всего у экзаменуемых сформировано владение именно морфологической нормой…

Пример:

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) на семидесяти языках

2) кратчайшим путем

3) мы хочем

4) ранних сумерек

В первом примере - числительное и существительное. Нарушения согласования нет: оба слова употреблены в предложном падеже правильно. Во втором случае - сравнительная степень прилагательного и существительное. Оба слова согласованы в словосочетании (творительный падеж). Форма сравнительной степени создана правильно: от прилагательного «краткий» с помощью суффикса -айш-. Третий вариант ответа - непродуктивный глагол с чередованием. ОШИБКА! Правильная форма - ХОТИМ. В последнем примере - прилагательное и существительное в форме родительного падежа множественного числа. Форма существительного правильная. Словосочетание согласовано - множественное число, родительный падеж. Правильный ответ - 3.











Карточка №1

Морфологические нормы (образование форм слова).

А3-1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в две тысячи пятом году 2) ездию в санаторий 3) старые дома 4) пять апельсинов

А3-2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) нарисуй картину 2) их учебники 3) самый младший 4) маляра закончили ремонт

А3-3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) часовые пояса 2) с пятьюстами метрами 3) отряд партизанов 4) лучше меня

А3-4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) менее правильней 2) вкусные торты 3) с восемьдесят пятым 4) по их просьбе

А3-5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) много мандарин 2) обеими руками 3) к тысяча девятьсот тринадцатому году

4) умелые парикмахеры

А3-6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1)молодые бухгалтеры 2) дамских туфель 3) худший вариант 4) ихней работой.

Моя педагогическая философия

"Все начинается с любви"

Живой душе пускай рассудок служит!

Все начинается с любви!

Н.Рубцов

Удивительное чувство - любовь! Наверное, это то, самое святое, самое доброе, что есть в человеке… Любовь - это чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Любовь - это великое вселенское чувство, на котором держится мир, благодаря которому не угасает человеческий род. Мне повезло. С самого раннего детства я купалась в любви, которую мне дарили мои близкие. Я росла обогреваемая любовью родителей, родных. И любовь ответная не могла не созреть во мне, не наполнить мою душу. Это любовь к жизни, к природе, к людям, ко всему, что окружает меня.

Я отдаю своим ученикам знания, опыт, душу, тепло своего сердца и при этом испытываю огромное чувство удовлетворения, подкрепляемое сознанием того, что я могу быть полезной для них, а в конечном итоге и для общества, и для государства в целом. Может быть, именно в этом и есть мое предназначение как человека, как гражданина, как педагога….

Я люблю своих учеников и уверена, что неуспешных детей не бывает. Искренней любовью к ребенку мы завоевываем его доверие, а значит, право и возможность учить его, воспитывать, формировать личность. Главное - не подорвать его доверие ни словом, ни делом.

Оценивая свой педагогический путь, поняла, что то тепло, которое я дарю своим ученикам, бумерангом возвращается ко мне ежеминутно, ежечасно, ежедневно… И если ко мне обратятся с вопросом: Позвольте полюбопытствовать, какая у вас профессия? Отвечу я с гордостью: "Я - учитель!"

Я с детства мечтала стать учителем. Мечта осуществилась. 28 лет уже отдано школе. За долгое время работы с учащимися поняла, что нужны только душа и сердце! Я уверена в этом. Рассудок, конечно, тоже нужен, так как в нашем деле без него не обойтись в столь стремительно меняющемся и развивающемся мире. И все-таки не он главное. Прав поэт Н.Рубцов: «Живой душе пускай рассудок служит! Все начинается с любви»! Нужно помнить об этом всегда, и тогда воспитание детей, их душ, их сердец, открытых для любви и добра, будет радостным, полным открытий и реально возможным!






© 2010-2022