Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Проблема сохранения и укрепления здоровья остается на сегодня очень острой, поэтому возникает необходимость в формировании у школьников культуры здоровья, воспитании потребности вести здоровый образ жизни. И главная роль в этом принадлежит учителю. Передо мной, как перед учителем русского языка, встает вопрос, как развить интерес учащихся к своему уроку, как сделать урок привлекательным для всех детей, достигая оптимального сочетания образовательного и оздоровительного компонентов? Возникает це... Одним из способов работы по данной технологии является групповая работа. Используя этот метод, можно помочь детям «слабой» группы. Применение тестовых заданий помогают избежать монотонности на уроках. Немаловажным является и творческий характер учебного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, и в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Использование, например, «отрезка времени» позволяет ученикам видеть, какой материал они должны усвоить, к какому сроку. Эт... Важна на уроке профилактика переутомлений, а, иногда и коррекция неблагоприятных психосоматических условий. Она может быть начата на одном уроке и продолжена на другом. При изучении картин бытового жанра (Т.Н. Яблонской «Утро», С.Григорьева «Вратарь» и других) взаимодействую с учителем ИЗО. Таким образом, достигается и межпредметная связь. Учащиеся ведут «Словарь мудрых мыслей», куда записывают пословицы, крылатые выражения. Мониторинг уровня комфортности показывает, что дети на таких уроках ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Увельская средняя общеобразовательная школа № 3 Увельского района Челябинской области.





Описание педагогического опыта.

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы».



Автор: Приказюк Зарина Александровна,

учитель первой

квалификационной категории.





п. Увельский

2012 год.

План

Введение.

1. Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения физического и психического здоровья школьников

2. Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

3. Результаты применения здоровьесберегающих технологий

Заключение.

Список литературы.

Приложение.







Введение.

Здоровье и здоровый образ жизни пока, к сожалению, не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость - это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни.

В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Поэтому перед каждым учителем возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, с учетом его способностей? Передо мной, как перед учителем русского языка, встает вопрос, как развить интерес учащихся к своему уроку, как развивать потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как сделать привлекательным уроки русского языка и литературы для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания образовательного и оздоровительного компонентов учебной деятельности? Как сделать, чтобы учебные предметы оказывали на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - педагогу в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - попытаться при этом оптимизировать нагрузку.

Возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья. Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Актуальность опыта состоит в решении данной проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников, оно может быть достигнуто путем реализации следующих задач:

1. Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к осознанному отношению к здоровью.

2. Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.

3. Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. К каждой из этих составляющих можно подобрать как педагогическое, так и медицинское определение.

Взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели как совокупности соматического, физического, психического и нравственного компонентов.

Здоровье ребенка

Соматический компонент Психический компонент

Физический компонент Нравственный компонент

Русский язык и литература - серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, и поэтому мы - учителя-словесники, должны уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения физического и психического здоровья школьников.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Суть здоровьесберегающего процесса в том, чтобы на деле помогать ученику достигать положительных результатов в обучении. Принцип «ты можешь с этим справиться» - один из основополагающих принципов педагогической поддержки ученика.

Отсюда вытекает основная цель деятельности педагога, который в процессе реализации здоровьесберегающих технологий должен обеспечить эмоциональное благополучие подростка. Основными задачами здоровьесберегающих технологий является:

обеспечение благоприятной психологической атмосферы в классе, создание условий для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности;

развитие у школьников способности к самопониманию, формированию положительного образа "Я" и навыков конструктивного выражения эмоций, снятия состояния эмоционального дискомфорта, т.е. обучение подростка приемам и методам овладения своим волнением;

расширение функциональных и операционных возможностей подростка, формирование у него необходимых знаний и навыков, ведущих к повышению результативности деятельности, чувству уверенности в своих силах;

совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром и людьми, в преодолении барьеров в общении, достижении взаимопонимания;
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, это главная составная часть учебного процесса.

Уроки в нашей школе длятся 40 минут, и на каждом из этих отрезков времени рождается как интерес к предмету, так и скука. Класс может сплотиться вокруг интересующей темы, но также легко может предаться опасному безделью. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога - это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

- Объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

- Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Среди учащихся 5-7 классов нашей школы психологом был проведен опрос: «Физкультминутки на уроках - мешают или помогают?» Ответы были следующие:

- помогают преодолевать сонливость - 35%;

- повышают работоспособность - 30%;

- создают хорошее настроение - 20%;

- способствуют общению - 6%;

- мешают уроку - 5%;

- ограничивают время урока - 4%.

Исходя из данных, полученных при опросе, можно сделать вывод, что учащиеся сами, того не подозревая, заинтересованы в здоровьесбережении.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. А если ребёнок отказывается выполнять физические упражнения, то ни в коем случае не стоит его заставлять.

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; увеличивает количество учебных достижений.

И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Хочу привести оценку этих направлений:

Личностно-ориентированные - где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.

Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.

Каждый новый урок - это ступень в знаниях ученика, вклад в развитие его духовной, умственной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.

Структурными элементами моих уроков выступают:

- приветствие;

- опрос самочувствия;

- релаксация;

- оздоровительные упражнения;

- рефлексия;

- прощание.

Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка

Что может сделать учитель на уроках русского языка? Прежде всего, учитель не должен допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока включать многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, при этом у учащихся формирует оценочное суждение. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации учитель не ставит перед учащимися цель - запомнить программный материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров.

1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.

2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.

3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки, и т.д.

4.Работа с текстами, пропагандирующими бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих (так называемые валеологические тексты или валеологические задачи).

Валеологические тексты снижают уровень тревожности (ученик выполняет личностно - значимое для него задание, поэтому меньше затруднений возникает при их решении);

- «разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление;

- облегчают процесс запоминания материала, необходимого для формирования валеологического мировоззрения, учащиеся учатся осмысливать материал и устанавливать причинно-следственные связи изучаемых вопросов;

- формируют познавательный интерес к учёбе.

Валеологические тексты я стараюсь включать практически при изучении каждой темы по русскому языку, что является эффективной реализацией основных идей развивающего обучения. Я считаю, что подобные задачи восполняют знания моих учеников, восстанавливают потребность сохранения своего физического, психического и нравственного здоровья.

Урок русского языка 9 класс. Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными».

Учащимся предлагается текст.

Магическая сила слова с древнейших времён была известна людям В отличие от нас, наши предки понимали, каким грозным оружием может быть слово. Они знали, какое влияние оказывают слова на здоровье. Слова обладают настолько мощной энергетикой, что влияют не только на живую, но и на неживую природу, например, воду. Свое влияние слова оказывают неодинаково. Все зависит от того, какую эмоциональную окраску несет слово: положительную или отрицательную. Японский исследователь Масару Эмото несколько лет изучал свойства, которыми обладает вода. Учёный исследовал, какое влияние оказывают слова на воду. В своих экспериментах он писал слова на листочках бумаги и прикреплял их к пробиркам с водой, а после воздействия слов на воду, замораживал её и фотографировал. Фотоснимки таких слов как «ангел», «любовь», «душа» - отличались изысканным орнаментом. Кристаллы получились красивыми, гармоничными, симметричными. Совсем противоположное влияние оказывают слова с негативной окраской: фразы типа «Я тебя убью», «Ты дурак». Застывшая вода имела тусклый вид, а по форме её кристаллы напоминали изображение металлического рока.

Каков же вывод?

Вода может запоминать слова, фразы и даже эмоции? Но ведь и наш организм на 80 % состоит из воды. Опыты Масару Эмото наглядно доказывают, что негативные эмоции сказываются на её структуре. Проводя дальнейшие связи можно не сомневаться, что подобные изменения в организме человека неизменно приводят к возникновению различных заболеваний.

Ребята самостоятельно делают вывод о вреде бранных и слов и выполняют, опираясь на этот текст, задания индивидуального характера.

Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. То есть в центр образовательной системы необходимо поставить личность ребёнка, стараться обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Для сохранения здоровья использую:

- педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений - правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения - оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

- технологии уровневой дифференциации обучения.

Один из способов работы по данной технологии - групповая работа. Класс делится на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения.

Урок русского языка 9 класс.

Тема урока: «СПП с придаточными определительными и изъяснительными».

Учащимся предлагаются задания на выбор:

Задание № 1

Используя схемы предложений, рассказать об основных видах сложных предложений. Подобрать примеры к схемам. Обосновать свой ответ. Какое из предложений не относится к теме вашего ответа и почему?

[ ], [ ].

[ ], (который…)

[ ], и [ ].

Трескался лёд, снег шуршал о каменную стену сторожки. Светило солнце ласково, и дышало утро раннее прохладой. Тихо пошёптывая, невзначай налетел ветер. Последним на карте был отмечен город, который расположен в тридцати километрах вверх по реке.

Задание № 2

Используя план ответа, составьте связный рассказ по теме: «Типы СПП»

План ответа:

По характеру соотнесённости придаточного предложения с главным СПП делятся на 2 группы:____________________________________

В группу СПП, в которых придаточное предложение относится к одному слову (словосочетанию) главного предложения, входят: _______________

Слова, к которым относятся придаточные определительные и изъяснительные, называются_____________________________

В группу СПП, в которых придаточное предложение относится ко всему главному предложению, входят____________________________________

Задание № 3

Заменить простые предложения с причастным оборотом на СПП с придаточным определительным. Выполните синтаксический разбор СПП.

Систематически следящие за своим здоровьем люди болеют редко.

Слово антиоксиданты прочно вошло в лексикон человека, заботящегося о своем здоровье.

Задание № 4

Соедините половинки СП. Выделите главные и придаточные предложения. Начертите схемы. Распределите предложения, учитывая вид придаточного. Найдите ошибки, которые «вкрались» в задание.

1. Николай и не заметил, 1. Надо прилежно учиться.

2. Чтобы получить хорошую 2. Установилась тихая

профессию, солнечная погода.

3. Которая бывает в начале сентября, 3. Тихо шелестящих под

ветром.

4. Воздух пропитан ароматом трав, 4. Что стало светать.

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: «Обобщающее повторение по теме причастие и деепричастие»

Уровень 1. Перестрой словосочетания так, чтобы приставка НЕ стала частицей, т.е. писалась бы раздельно со словом.

Неисследованная местность_________________________

Нескошенная трава_________________________________

Нерешенная проблема_______________________________

Невыполненное задание______________________________

Несостоявшееся соревнование_________________________

Уровень 2.Раскрой скобки, на полях объясни свой выбор

1.Нет большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым дорогам к какому-нибудь озеру.________________________

2.В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине зарождается рассвет. ____________________________

3.(Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова. __________________________

4.Вот откуда-то доносится тревожный крик (не) уснувшей еще птицы. __________________________

5.Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей-

то голос _____________________

Работа проверяется учениками - консультантами.

Задание 2.

1.Выписать в 2 столбика: 1 столбик - глаголы,2 столбик - деепричастия

(Не)трудясь, (не)найдешь счастья; (не)посеяв,

(не)соберешь урожая; (не)убив медведя, шкуры

(не)продают; (не)взявшись за топор, избы

(не) срубишь.

2.Привести примеры написания НЕ с глаголами и деепричастиями, не продемонстрированные в задании. (Работа в парах).

3.Работу проверьте по ключу №3.

Ключ №3.

Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

«2»

5 и более

1.Не найдешь не трудясь

Не соберешь не посеяв

Не продают не убив

Не срубишь не взявшись

2.Не указаны в задании случаи написания не с глаголами и деепричастия. (Примеры учащиеся приводят сами).

В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям «слабой» группы. Применяю различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке. Спокойная, доброжелательная обстановка урока положительно влияет на работоспособность учащихся.

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. В своей практической деятельности я использую, например, грамматические сказки, разного рода презентации, работу с интернет-ресурсами.

Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, даю ему выполнить индивидуальное задание с использованием тестирования по русскому языку. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.

Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. Например, можно использовать «линию времени». В начале изучения новой темы продемонстрировать слайд, на котором начерчена «линия времени» с обозначенными на ней этапами изучения материала, формами контроля. Учитель рассказывает о самых важных периодах работы, требующих от учащихся особого внимания. Линия времени позволяет ученикам увидеть, какой материал они должны усвоить, определить срок изучения темы. Это позволяет детям заранее настроиться на изучение нового материала, правильно распределить свои силы.

В процессе обучения наиболее сильная нагрузка приходится па нервно-психическую сферу учащихся. Поэтому профилактика педагогическими средствами переутомлений, невротических реакций, а в ряде случаев и коррекция неблагоприятных психосоматических условий очень важна. Профилактика переутомления может быть начата на одном уроке и продолжена на другом. Система уроков развития речи по русскому языку и уроков изобразительного искусства тесно взаимосвязаны. При изучении картин бытового жанра (Т.Н. Яблонской «Утро», С.Григорьева «Вратарь» и других) учитель изобразительного искусства обращает внимание, как на цветовое решение, так и на главную мысль полотна, подчёркивающую здоровый образ жизни: игры на свежем воздухе, необходимость выполнения утренней зарядки. Эта работа продолжается на уроках русского языка. Учащиеся пишут сочинения по данным картинам, выражая своё отношение к спорту.

Русский язык 7 класс.

Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь».

Вопросы по картине:

1. Каким предстает перед нами вратарь?

2. Почему именно этого мальчика поставили на ворота?

3. Какими критериями пользуетесь вы при выборе вратаря?

4. Что помогает человеку добиваться этих качеств?

5. Кого из класса вы поставили бы на ворота? Почему?

На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. При изучении односоставных предложений предлагаю творческие задания на тему: «Береги свое здоровье», «Твой завтрак», «Прогулка или компьютер» и т.д.

Использовать для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ, текстов, пропагандирующих разные виды спорта, туризм и т.д.

Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. Русский язык - богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Их можно объединить в «Словарь мудрых мыслей». Желательно, чтобы ученики завели такой «Словарь…» и делали в нем записи:

«Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды»

«По яблоку в день - и доктор не нужен»

«Ешь просто - доживёшь лет до ста»

«Здоров на еду, да хил на работу».

«Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест».

Также с помощью подбора текста можно развить определенные орфографические и пунктуационные навыки, решить учебные методологические задачи. Пропаганда здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом - неотъемлемая часть и воспитательного процесса. Желательно на уроке отвести время (2-3 минуты) для проведения «Оздоровительной страницы». Ученики продолжают вести свой персональный Словарь мудрых мыслей:

«Пешком ходить - долго жить»

«Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься»

«Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье»

«Воздух, солнце и вода - три кита здоровья».

Также школьникам предлагается выполнить задания:

I. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.

II. Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным.

Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц.

III. Творческий словарный диктант.

1. Вид спортивной гимнастики (аэробика)

2.Система физических упражнений, способствующая общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика)

3. Расслабление и снятие психического напряжения (релаксация).

4. Правила времяпровождения (распорядок дня)

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках в 10-11 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Школьной программой предусмотрено выполнение творческих работ на спортивную тематику. Так в 5 классе ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 6 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро», в 7 классе сочинение-интервью по картине А.Сайкиной «Детская спортивная школа». Необходимо педагогу вводить в учебный процесс комплекс развивающих технологий.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению.

Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию. Во время выполнения сложных заданий для снятия напряжения используется «Психологическая страница» она же может быть «Словарем мудрых мыслей», о котором говорилось выше:

«Хороший смех оздоравливает душу»

«Здоровый сон - прекрасное самочувствие днём»

«Улыбка - лучшая таблетка»

Предлагается текст для орфографического разбора в 7 классе:

Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум - прекрасное средство от страха в зубном кабинете.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты) - послушать хорошую музыку, связанную с темой урока, посмотреть слайд с изображением пейзажа, обсудить увиденное и услышанное.

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих технологий. Конечно, это все требует от учителя больших затрат времени, душевных сил и эмоциональной нагрузки.

И все же цель таких уроков - обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения

На уроках литературы в средних классах читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении. На всех уроках литературы важен психологический климат. Взаимоотношения учитель - ученик должны быть комфортными. Ученик должен доверять своему учителю. Сотрудничество, дружелюбие, заинтересованность, доброжелательность - вот что поможет избежать перегрузки на уроках. Личность учителя в этом плане играет важную роль. Шутки, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, пословица… и возрастает интерес к предмету и изучаемому материалу. Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Для этого использую такую форму работы как нестандартные уроки. Эти уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя.

Так, например, лекция. Разновидности уроков лекций позволяют не только разнообразить работу, но и вызвать интерес к изучаемому предмету или теме. Так в процессе урока проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через теоретические концепции, и учащиеся приобретают знания самостоятельно. В ходе лекции-визуализации, основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.), что позволяет в наше время компьютерных технологий показать связь русского языка и компьютера.

Лекция вдвоем, представляющая собой работу учителя и ученика, читающих лекций по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале, как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет форм, так и за счет содержания.

Лекция - пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

Лекция-консультация близка по типу к лекции-пресс-конференции. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации". Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи.

Также очень эффективны и другие нестандартные формы:

- Уроки-семинары

- Уроки- экскурсии

- Уроки-путешествия

- Уроки-исследования

- Уроки-концерты

Все эти формы уроков становится формой реализации мотивации и самоопределения учащихся. На своих уроках я использую ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки того или иного материала. На своих уроках я использую ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки того или иного материала.

Но нельзя говорить о методах здоровьесберегающих технологий не затронув здоровьесберегающие условия и приемы. В первую очередь это:

- Выполнение санитарных правил и норм (режим проветривания, освещенности, эстетики, функциональности кабинета, режим питья).

- Система релаксационных пауз и упражнений для опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нервной системы в соответствии с возрастом (к 5 классу дети должны овладеть приемами релаксации и иметь возможность на уроке применять их по потребности), интенсивностью работы и номера урока в расписании.

- Снятие гиподинамии и статичности: смена позы за столом, работа, стоя, в движении. Использование на уроке всего пространства класса, а если нужно, и рекреации.

- В любом случае заботиться о своем здоровье и о здоровье детей, не отдавать предпочтения плотности урока за счет здоровья. При нарастании утомления падает продуктивность и возрастает раздражение учителя и ребенка.

Результаты применения здоровьесберегающих технологий.

В ходе всей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы я вижу определённые положительные результаты. Они выражаются в итогах опроса, проводимого мной и школьным психологом в классах, где работаю

1. С каким настроением вы идете на урок?

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

2. Устаете ли вы к окончанию уроков русского языка?

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

3.Мониторинг уровня комфортности

4. Мониторинг посещаемости урока

5. Образовательный уровень по русскому языку

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

3,0 б

3,1 б

3,3 б

Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей и образовательных учреждений.

Здоровье подрастающего человека - это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения должен стремиться внести каждый учитель.

Проблема сохранения и укрепления здоровья остается на сегодня очень острой. Поэтому возникает необходимость в формировании у учащихся культуры здоровья, воспитании потребности вести здоровый образ жизни, обеспечении необходимыми знаниями, формировании соответствующих навыков. И главная роль в этом принадлежит, конечно, учителю.

Заключение.

Таким образом, мониторинг подтверждает обоснованность применения здоровьесберегающих технологий в обучение. Это способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе - оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Применяя в своей педагогической практике различные направления здоровьесбережения, я выделила общие достоинства и недостатки здоровьесберегающих технологий.

Достоинства

Недостатки

1.Формирует у учащихся интерес к предмету.

2.Устанавливает с учащимися доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

3.Создает условия для психологической адаптации школьников.

4.Формирует у учащихся основные понятия здорового образа жизни.

1.Требуется много времени для подготовки к уроку.

2.Занимает дополнительное время на уроке (в частности проведение физминуток).





Список литературы.

1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья, 2000

2.Базарный В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! / В.Ф. Базарный // «Советская Россия», №136 (12607), 23 октября 2004

3.Всероссийский съезд «здоровое поколение - здоровая Россия». Здоровьесберегающее образование. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. zpzr.ru/healthcare_education/4169.html

4.Калинова, Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. - М.: Генезис, 1997

5.Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001

6.Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии обучения «ВАКО», 2004

7.Короткевич М. Школа как фактор сохранения здоровья учащихся / М. Короткевич, А. Короткевич //Учитель. - 2003

8.Лободина Н.В. Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия. - Волгоград: Учитель, 2011

9.Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы forumpoipkro.forum24.ru/

10. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методологияанализа, формы, методы, опыт применения. Под. ред. М.М.Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002

11.Нестерова Л. В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе / Л. В. Нестерова //Начальная школа, 2005

12.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005

13.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003

14.Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг. Сост. М.А. Павлова, О.С. Гришанова, Е.В. Гусева - Волгоград: Учитель, 2010

15.Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. - М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003








Приложение.

Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках русского языка в 9 классе.

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Цель: Познакомиться с придаточными изъяснительными

Научиться строить и читать схемы СПП

Закрепить навыки постановки знаков препинания в СПП

Повторить постановку знаков препинания при причастном обороте

Повторить правописание безударных гласных в корне.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Ход урока:


  1. Орг. момент.

- Проверка готовности к уроку.

- Положительный настрой на урок.

2. Объявление темы и целей урока.

1. Запись числа и темы урока.

2. Работа с числом.

ТрИДцатое ноЯбря

- Какие орфограммы встречаются в записи?

- На прошлых уроках мы говорили о СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными. Сегодня мы познакомимся с СПП с придаточными изъяснительными. Давайте вместе сформулируем цели нашего урока. (СЛАЙД №1)

3. Повторение изученного ранее.

1. Опрос.

- Какова особенность СПП? (Придаточные в СПП представляют собой как бы развернутые второстепенные члены предложения).

2. Конструирование СПП из простых в СПП (2 человека у доски).

1. Вставить пропущенные буквы, показать морфемы, расставить знаки препинания (если нужно).

2. Выполнить морфемный разбор причастий.

3. Перестроить ПП в СПП.

Сист.матически сл.дящие за своим здоровьем люди б.леют редко. - Люди, которые систематически следят за своим здоровьем, болеют редко. [Сущ., (которые…)…].

Слово антиоксиданты прочно вошло в л.ксикон человека, заботящегосяо за св.им здоровьем. - Слово антиоксиданты прочно вошло в лексикон человека, который заботится о своем здоровье. […сущ.], (который…).

3. Работа со словом .

Антиоксиданты: анти-против

окси- кислород, окисление.

.

Антиоксиданты - соединения, защищающие клетки от потенциально опасных эффектов или реакций. Антиоксиданты - это жизнь.

4. Объяснение нового материала. (СЛАЙД № 2)

1.Сравнение двух предложений.

Успешные выступления на Успешные выступления на

Олимпийских играх показали силу Олимпийских играх показали,

и мощь российских спортсменов. как сильны и мощны российские

спортсмены.

1. Найдите грамматическую основу.

2. Что общего у этих предложений? (Слова сила и мощь относятся к сказуемому, выраженному глаголом, и отвечают на вопрос ЧТО? (в.п.) в ПП является дополнением, а в СП придаточным).

2. -На какие вопросы отвечают придаточные предложения в следующих предложениях: (СЛАЙД №3)

Мы добиваемся, чтобы труд превратился в первейшую жизненную потребность.

[…глаг.], чтобы ( ).

Тренер внимательно следил, как занимаются гимнасты.

[…глаг.], как ( ).

- Чем прикрепляются придаточные изъяснительные к главным предложениям? (Союзами чтобы, как и др.)

3 Заполнение таблицы. (СЛАЙД № 4)

4. ВЫВОД:

Придаточные, отвечающие на вопросы косвенных падежей, называются изъяснительными и служат для дополнения глаголов в главном предложении. Прикрепляются с помощью союзов как, чтобы, будто, что союзных слов кто, что и частицы ли. (О которой мы поговорим на следующем уроке). Между частями ПП в составе СП ставятся запятые.

5. Физ. разминка

Активизация шейного отдела

6. Закрепление

1. Работа с синтаксическими синонимами. ( СЛАЙД № 5)

Перестроить предложения с прямой речью в косвенную. Составить схемы.

Сенека говорил: «Здоровье нельзя купить, им можно только расплачиваться». - Сенека говорил , что здоровье нельзя купить, им можно только расплачиваться. ( Луций Аней СЕнека древнеримский философ и поэт, воспитатель императора Нерона)

М. Горький считал: «Хороший человек должен беречь себя» - М. Горький считал, что хороший человек должен беречь себя.

2. Влияние слова на человека (СЛАЙД № 6)

1. Зачитать, сделать вывод. (Создадим словом хорошее настроение: сказать доброе слово соседу, проанализировать реакцию)

2. Работа по карточкам (Уровневая дифференциация) (СЛАЙД № 7)

А) Выписать из текста предложения с придаточными изъяснительными.

Б) Дополнить предложения придаточными, подходящими по смыслу. Определить вид.

В) Найти соответствия между частями.

3. Упр. 110

7. Итог урока СЛАЙД № 8

-С каким видом придаточных мы познакомились?

-Чем СПП с придаточными изъяснительными отличаются от СПП с придаточными определительными?

- Какая тема кроме СПП еще звучала на уроке?

- Какой вывод вы сделали, посетив этот урок?

8. Д/З

Параграф 11, упр. 110 (комментирую)

На следующем уроке мы продолжим изучение СПП с придаточными изъяснительными, разберем придаточные прикрепляющиеся к главному частицей ЛИ, будем подбирать предложения к схемам.

9. Комментирование оценок за урок.

- Будьте здоровы!

Приложение 1 к уроку

Карточка № 1

1. Прочитайте текст.

1. Магическая сила слова с древнейших времён была известна людям. 2. В отличие от нас, наши предки понимали, каким грозным оружием может быть слово. 3. Они знали, какое влияние оказывают слова на здоровье. 4. Слова обладают настолько мощной энергетикой, что влияют не только на живую, но и на неживую природу, например, воду. 5. Свое влияние слова оказывают неодинаково. 6. Все зависит от того, какую эмоциональную окраску несет слово: положительную или отрицательную.

7. Японский исследователь Масару Эмото несколько лет изучал свойства, которыми обладает вода. 8. Учёный исследовал, какое влияние оказывают слова на воду.


  1. Найдите в тексте СПП с придаточными изъяснительными, составьте к ним схемы.

Карточка № 2

1. Прочитайте текст.

Магическая сила слова с древнейших времён была известна людям. В отличие от нас, наши предки понимали, каким грозным оружием может быть слово. Они знали, какое влияние оказывают слова на здоровье. Слова обладают настолько мощной энергетикой, что влияют не только на живую, но и на неживую природу, например воду. Свое влияние слова оказывают неодинаково. Все зависит от того, какую эмоциональную окраску несет слово: положительную или отрицательную.

Японский исследователь Масару Эмото несколько лет изучал свойства, которыми обладает вода. Учёный исследовал, какое влияние оказывают слова на воду.

2. Дополните главные предложения придаточными, подходящими по смыслу, поставьте знаки препинания. Определите вид придаточных.


  1. Масару Эмото несколько лет изучал свойства (какие?) …


  1. Ученый исследовал (что?)…


  1. Слова обладают энергетикой (какой?)…


  1. Наши предки понимали (что?)…


Карточка № 3

1. Внимательно прочитайте текст.

Магическая сила слова с древнейших времён была известна людям. В отличие от нас, наши предки понимали, каким грозным оружием может быть слово. Они знали, какое влияние оказывают слова на здоровье. Слова обладают настолько мощной энергетикой, что влияют не только на живую, но и на неживую природу, например воду. Свое влияние слова оказывают неодинаково. Все зависит от того, какую эмоциональную окраску несет слово: положительную или отрицательную.

Японский исследователь Масару Эмото несколько лет изучал свойства, которыми обладает вода. Учёный исследовал, какое влияние оказывают слова на воду.

2. Соотнесите части предложений из правой и левой колонки, чтобы предложения были идентичны предложениям в тексте. Расставьте знаки препинания. Определите вид придаточных.


  1. Ученый исследовал… 1) что влияют не только на живую, но и на

неживую природу.


  1. Слова обладают энергетикой… 2) каким грозным оружием может быть слово.


  1. Наши предки понимали… 3) какое влияние оказывают слова на здоровье


  1. Все зависит от того… 4) какое влияние оказывают слова на воду


  1. Они знали… 5) какую эмоциональную окраску несет слово.







Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий

в 5 классе.

Тема: Словообразование и орфография (повторение изученного).


Цели: 1. Повторить основные сведения по словообразованию, полученные в 5 классе;

2. Совершенствование умения определять зависимость правописания слова от его строения;

3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Ход урока.


1. Устная синтаксическая пятиминутка.

Здоровье - всему голова.

Здоровый человек смотрит обоими глазами и работает обеими руками.

- Выделите грамматические основы, дайте характеристику предложений, объясните постановку тире.

2. Задание по группам.

Рассмотрите схему, расшифруйте ее. Запишите производные слова и разберите их по составу.

Перед вами однокоренные слова или формы одного и того же слова? Дайте толкование слова.

- еньк (ий)

- енн (ый)

здоровый не + (ый)

- е (ть)

о + -и (ть)


здравница

здравницу

здравницей

здравнице

- Чем отличаются однокоренные слова от формы слова?

- Зависит ли правописание слова от его строения?

3. Выполнение упражнения № 98

4. Физкультминутка

5. Заполните таблицу примерами.

В корне

В приставке

В окончании

Сдать, болеет, убирать, сберечь, варенье, беспомощный, кашляем, воспаление, выросла, дышишь.

- Какое слово вы никуда не записали? Почему?

- Используя данные слова, составьте предложение о необходимости сохранения здоровья.

6. Гимнастика для глаз

7. Диктант «Проверь себя»

- Объяснить пропущенные орфограммы.

Мы живем в кл..матических условиях, которые далеки от ид..альных. Сохр..нить свое (с,з)доровье в наших силах. Надо занимат(?)ся закаливанием, вести активный образ жизн… В пищ.. надо старат(?)ся употреблять больше овощей и фруктов. В помещени.. надо регулярно уб..рать. Для лечения можно использовать дикор..стущие р..стения.

-Какой общей мыслью объединены данные предложения?

- Почему о здоровье надо заботиться с детства?

Обобщение полученных знаний.

8. Домашнее задание.

Упражнение № 100 1 группа - задание + продолжить текст

2 группа - только задание учебника




























  1. Урок русского языка в 9-м классе с использованием уровневой дифференциацией обучения.

  2. Тема: Сложноподчиненные предложения. Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в СПП

Цель:

  • Закрепить знания учащихся о СПП.

  • Дать представление о его строении.

  • Научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки.

    1. Ход урока

    2. I. Организационный момент

Объявление темы и цели урока.

      1. II. Словарная работа

Чтобы выжить, потому что повезло, если бы было, как будто зеркало, с тех пор как не виделись, когда придет ночь, зачем спрашивать.

- Правописание какой части речи мы повторяли? (Cоюзов.)

Перестройте предложение с причастным оборотом таким образом, чтобы вместо причастного оборота был глагол со словом который. Объясните орфограммы.

Прочита(н,нн)ая мной книга ок.залась интересной. (Книга, которую я прочитал, оказалась интересной)

      1. III. Новый материал

1. - Какое предложение получилось? (СПП)

- Что вам известно о СПП?

- Найдите грамматическую основу в предложении и средство связи. Что можно сказать о строении СПП. (Предложения неравноправны между собой.)

- Найдите главное и придаточное предложения, постройте схему.

- Какими средствами связываются главное и придаточное предложения? (Подчинительными союзами и союзными словами.)

- Что можно сказать о пунктуации в СПП?

- Какие подчинительные союзы вы знаете? (Записываются союзы на доске)

- Какие союзные слова вам известны?

2. Различие между союзами и союзными словами.

Запись предложений.

  1. Мы не видели, как ученики подошли к школе.

  2. Я не знаю, как пройти к остановке.

- Чем связаны предложения? (Словом как.)

- В каком предложении на слово как падает логическое ударение?

- Уберите из предложений слово как, какое предложение потеряло смысл?

- Попробуем заменить как на другое слово (Мы не видели, что ученики подошли к школе.)

(По ходу работы делается запись на доске.)

Вывод:

Союз

1. Можно убрать из предложения.

2. Можно заменить другим союзом.

3. Не является членом предложения.

Союзное слово

1. Является членом предложения

2. Падает логическое ударение.

      1. IV. Физминутка.

      2. V. Закрепление материала

1. Проанализируйте предложения, постройте схемы.

Я верил, что мы достигнем цели. Мы ушли, когда на улице уже стемнело. Чтобы не проиграть ответный матч, команда должна усиленно тренироваться.

2. Перестройте простое предложение в сложное так, чтобы смысл остался неизменным.

Ребята с восхищением наблюдали за работой сложных машин. - Ребята с восхищением наблюдали, как работают сложные машины.

      1. VI. Самостоятельная индивидуально-дифференцированная работа.

  • 1-я группа: подобрать к предложениям соответствующие схемы.

  • 2-я группа: дополнить предложения придаточными.

  • 3-я группа: включить пропущенные союзы или союзные слова в предложения. (см. прил. № 1)

      1. VII. Работа со словом

1. Комментарий, комментатор, популярный.

- Какие орфограммы встречаются в словах?

- Каково лексическое значение слов? (При необходимости обратиться к словарю.)

2. Составить СПП с одним из слов, записать его, построить схему.

      1. VIII. Итог урока

- Что вы узнали о СПП?

- Назовите средства связи в СПП?

- Как различать союзы и союзные слова.

Комментирование оценок.

      1. IX. Домашнее задание

П.9, упр. 79.

Приложение 1 (к уроку русского языка 9 класс)

1 группа: вставить пропущенные буквы знаки препинания, раскрыть скобки. подобрать к предложениям соответствующие схемы

Во(мне) ост.вляли (не)изгладимое впечатление книги в которых из.бражались сильные духом и телом люди.

Санаторий где я провел лето ра.пол.жен в живопис(?)ном месте

Когда я выр.сту, буду занмат(?) спортом как мой старший брат.

2. группа: вставить пропущенные буквы, дополнить предложения придаточными.

Чехов с.здавал произведения…

Надо стремит(?)ся к тому…

Кто ищет…

Тот хорошо себя чу(?)ствует…

3 группа: вставить пропущенные буквы знаки препинания, раскрыть скобки, включить пропущенные союзы или союзные слова в предложения.

Санаторий я провел лето ра.пол.жен в живопис(?)ном месте

Чехов создавал произведения учили понимать жизнь и людей

Во(мне) ост.вляли (не)изгладимое впечатление книги из.бражались сильные духом и телом люди.

В поле мы будем работать наступит лето.

Хотелось петь было радос(?)но.







© 2010-2022