Рабочая программа по литературе 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Торбеевская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю:

ШМО «___» _________ 2015г. Замдиректора по УВР Директор МБОУ «ТООШ»

Протокол № _____________ Глухова В.П._________ Кузнецова В.В.__________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Курса « Литература» - 6 класс

на 2015 - 2016 учебный год

68 часа (2 часа в неделю)


Учитель: Глухова В.П.,

учитель русского языка и литературы

Стаж: 23 года; категория: I









п. Торбеево

Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю ( 68 часов).

Планируемые результаты

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

4

Из литературы XVIII века.

2

Из русской литературы XIX века.

27

Из русской литературы XX века.

22

Зарубежная литература.

12

ИТОГО:

68


Содержание тем учебного курса.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.

Русская басня. И.И. Дмитриев «Муха».

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Рабочая программа по литературе 6 классТема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).

Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 - 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.



Произведения для самостоятельного чтения.


Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Мор­ская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера - ненастье...». «Сено­кос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешествен­ник с багажом». «Хорошим людям - доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».












Материально -техническое обеспечение


Для учащихся:

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 20013.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2013г..

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2012г..

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет­радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2013.

Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC»,

Мультимедийные пособия.

Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.

Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п



Тема урока




Кол-во

часов

Характеристика

деятельности обучающихся


Планируемая дата

Фактическая дата

  1. ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1.1

«В дорогу зовущие » или

Литература

открывает мир

1

Чтение статьи учебника В.Б.Шкловского

«В дорогу зовущие», высказывании о книге А.Моруа, С.Моэма: ответы на вопросы, тести­рование, выяс­няющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период



  1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа)

2.1

Календарно-

обрядовые

песни

1

Прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника; ответы на вопро­сы; выразительное чтение;

уста­новление ассо­циативных свя­зей с произведе­ниями других ви­дов искусства

2.2

Пословицы и поговорки

1

Чтение статьи учебника, про­слушивание в записи пословиц и поговорок; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: ми­ни-сочинение, защита иллюст­раций к послови­цам;

2.3

Р.Р. В чем красота и мудрость русского фольклора?

1

Вы­разительное чте­ние, инсцениро­ванное исполне­ние обрядовых песен, связный рассказ по иллюстраци­ям, устное сло­весное рисова­ние по послови­цам;

2.4

Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»

1

Чтение статьи Д.С. Лихачева в учебнике, прослушивание текста сказания по фонохрестоматии; репродуктивная: связный

рассказ, ответы на вопросы, краткий пересказ статьи с опорой на план


1-2

Русская басня И.И. Дмитриев» Муха». Басни И.А. Крылова

2

Чтение статьи учебника, дополнительных материалов по теме, прослушивание басен; работа над художественными средствами

3. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27 часов)

3.1

А.С.Пушкин.

Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину»

1

Рецептивная: чтение статьи

учебника, дополнительных материалов по теме, прослушивание стихотворения; художественный или краткий пересказ истории создания стихотворения;

3.2

А.С. Пушкин «Зимнее утро», « Узник»


Рецептивная: чтение статьи

учебника, дополнительных материалов по теме, прослушивание стихотворения; художественный или краткий пересказ истории создания стихотворения;

3.3

Р.Р. Двусложные размеры стиха.

1

Рецептивная:

чтение статьи учебника;

творческая: определение раз­мера стихотворе­ния; исследователь­ская: литерату­роведческий анализ текста

3.4

Роман А.С. Пушкина «Дубровский»

1

Рецептивная: прослушивание 1 главы романа, выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов

3.5

Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

1

Рецептивная: выборочное чтение эпизодов романа; репродуктивная: осмысление сюжета, поведения героев, их характеров; продуктивная, творческая: обсуждение плана основных событий

3.6

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

1

выборочное чтение эпизодов; осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: художественный пересказ эпизода; поиско

вая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос


3.7

Сюжет и композиция романа «Дубровский»

1

Репродуктив­ная: осмысление сюжета художе­ственного произ­ведения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: об­суждение плана, воспроизведение событий по пла­ну, защита сочи­нения «Кто вино­ват в том, что судьбы

3.8

Р.Р. Сочинение - сравнитель­ная характе­ристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

1

Продуктивная, творческая: под­готовка к сочине­нию

3.9

В/Ч. «Повести по­койного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел»

1

Репродуктив­ная: осмысление сюжета, событий, поведения геро­ев, их характе­ров, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: инсценировка эпизодов

3.10

М.Ю.Лермонтов Стихотворе­ние «Тучи». Мотивы оди­ночества и тоски поэта-изгнанника

1

Рецептивная:

прослушивание стихотворения в исполнении акте­ра и его воспри­ятие;

репродуктив­ная: осмысление содержания сти­хотворения, от­веты на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние, устное сло­весное рисова­ние;

3.11

Восточное сказание М.Ю. Лермон­това «Три пальмы». Тема

поверженной красоты

1

Прослушивание стихотворения в исполнении мас­тера художест­венного слова, чтение и воспри­ятие художест­венного текста; репродуктив­ная: осмысление сюжета, событий, характеров пер­сонажей, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние, устное сло­весное рисова­ние;

3.12

Мотивы оди­ночества в стихотворени­ях М.Ю. Лер­монтова «На севере ди­ком», «Утес», «Листок»

1

Прослушивание стихотворений в исполнении ак­тера;

осмысление сюжета, мотивов стихотворения, ответы на вопросы;

3.13

И.С.Тургенев « Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

1

Прослушивание отрывка из рас­сказа в исполне­нии актера, вы­борочное чтение и восприятие рассказа; осмысление сюжета, событий, характеров геро­ев рассказа, ху­дожественный пересказ эпизо­да, ответы на во­просы

3.14

Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг»

1

Прослушивание отрывка из рассказа, выборочное чтение и восприятие рассказа; репродуктивная: художественный рассказ о Бежине луге с включением в него эпитетов, сравнений, метафор из текста, ответы на вопросы

3.15

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения.

1

Прослушивание стихотворений; репродуктивная: осмысление содержания стихотворений; продуктивная, творческая: заочная экскурсия в дом-музей Овстуг

3.16

А.А.Фет. Стихотворения.

1

Рецептивная:

прослушивание стихотворений в исполнении акте­ра, чтение и вос­приятие художе­ственного текста

3.17

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

1

Рецептивная:

прослушивание стихотворения в исполнении акте­ра, чтение и вос­приятие художе­ственного текста; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: со­общение о поэте, выразительное чтение

3.18

Своеобразие композиции и языка стихо­творения Н.А.Некрасова «Железная дорога»

1

Прослушивание отрывка из стихо­творения в ис­полнении актера, чтение и воспри­ятие художест­венного текста; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устный рассказ на одну из тем (по выбору): «Всё ли хорошо под сиянием лун­ным»?; «Правда о строительстве первой железной дороги»

3.19

В.Ч. Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»

1

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: художественный рассказ о жизни главного героя, выразительное чтение фрагментов; поисковая: поиск ответа на проблемный вопрос.

3.20

Р.Р. Трехсложные размеры стиха

1

Рецептивная: чтение статьи учебника о трех­сложных разме­рах стиха; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: со­чинение на тему «Как я понимаю отношение героя поэмы к жизни, людям, истории России»

3.21

Н.С. Лесков. «Сказ о туль­ском косом левше и о стальной бло­хе». Изобра­жение русско­го характера

1

Чтение и воспри­ятие художест­венного текста; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние, сообщение о Н.С.Лескове и рассказ о туль­ском мастеровом;

3.22

Народ и власть в сказе о Левше.

1

Репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние сцены «Лев­ша во дворце»; чтение по ролям одной из сцен сказа: «Англича­не дарят сталь­ную блоху царю Александру Пав­ловичу», «Платов у туляков», «Левша у англи­чан»;

3.23

Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша»

1

Продуктивная, творческая: пре­зентация группо­вых заданий «Приемы сказоч­ного повествова­ния»;

поисковая: ком­ментирование художественного произведения; исследователь­ская: анализ языка произве­дения

3.24

Урок контроля. Контрольная итоговая ра­бота по сказу Н.С. Лескова.

1

Продуктивная, творческая: раз­вернутый пись­менный ответ на проблемный во­прос

3.25

В.Ч. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».

1

Выборочное чте­ние глав 1,2,4; диалога (глава 13), сцены наказания (глава 14); главы 17 (наказание По­стникова шпицру­тенами) 18; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: со­общение о по­рядках в армии времен царство­вания Николая I; поисковая: ком­ментирование исследователь­ская: сопостав­ление произведе­ний художествен­ной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт

3.26

А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

1

Рассказ о писателе, ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста.

3.27

В.Ч. Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника»

1

Репродуктивная: краткий пересказ рассказа; поисковая: самостоятельный ответ на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы.


  1. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 час)

4.1

А.А.Грин. Феерия «Алые паруса».

1

Чтение статьи учебника об А.С. Грине; репродуктивная: прослушивание инсцениро­ванного фрагмен­та феерии и ос­мысление сюжета произведения

4.2

А.П. Платонов.

сказка-быль

«Неизвестный

цветок».

1

Художественный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о писа­теле, сообщение об истории соз­дания сказки-были; устное словесное рисо­вание;

исследователь­ская: сопостав­ление произве­дений художест­венной литерату­ры разных авто­ров и выявление общих и своеоб­разных черт

4.3

М.М. Пришвин.

Философская

Притча «Кладовая солнца».

1

Репродуктивная: рассказ о жизни и произведениях

М.Пришвина; ответы на вопросы, выборочный пе­ресказ; продуктивная, творческая: выразительное чте­ние; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемные во­просы, коммен­тирование худо­жественного про­изведения; исследователь­ская: анализ тек­ста

4.4

Тропа Насти

1

Репродуктив­ная: осмысление сюжета произве­дения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: уст­ное словесное рисование, рас­сказ о Насте по плану; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос;

4.5

Тропа Митраши.

1

Репродуктив­ная: осмысление сюжета произве­дения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: уст­ное словесное рисование, обсу­ждение плана характеристики Митраши

4.6

Р. Р. Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши.

1

творческая: систематизация материала. Составление плана

сравнительной характеристики,

вариантов вступления и заключения сочинения

4.7

«Великий

храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести

1

Чтение описания Блудова болота,

описания природы после эпизода «Ссора детей»;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос;

4.8

В.Ч. Рассказ

Ю. Нагибина

«Мой первый

друг, мои друг бесценный...»

1

Репродуктивная: ответы на

вопросы; продуктивная, творческая: со­общение о писателе, презента­ция сочинений по «Кладовой солнца» М.Пришвина;

устное словесное рисование (порт­рет Павлика)

4.9

Р.Р. Стихотворе­ния о Великой Отечествен­ной войне.

1

Рецептивная:

чтение статьи учебника «Учим­ся читать выра­зительно»; Репродуктив­ная: устные со­общения о поэтах фронтового по­коления К.М.Симонове, Д.С.Самойлове, прослушивание стихотворений в записи

4.10

В.П.Астафьев.

Рассказ «Конь

с розовой

гривой»

1

Репродуктивная: пересказ эпизодов рассказа;

творческая: уст­ный рассказ о писателе, устное словесное рисо­вание, устный рассказ об одном из героев

4.11

Р.Р. Особенности использования народной

речи в рассказе «Конь с розовой гривой»

1

Продуктивная,

творческая: презентация «словариков сибирских диалектов»;

поисковая: самостоятельный

поиск ответа на проблемные во­просы;

исследователь­ская: языковой анализ текста

4.12

В.Г.Распутин.

Рассказ

«Уроки французского»

1

Рецептивная: чтение статьи учебника «Уроки доброты». Из истории

Создания рассказа»;

репродуктив­ная: ответы на вопросы; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемные во­просы,

4.13

Душевная щедрость учи­тельницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл назва­ния рассказа

1

Репродуктив­ная: ответы на вопросы; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемные во­просы, коммен­тирование рас­сказа, установле­ние ассоциатив­ных связей с про­изведениями жи­вописи;

4.14

Урок контроля.

Классное со­чинение по произведени­ям В. Астафь­ева и В.Распутина

1

Творческая: со­чинение

4.15

Писатели улыбаются.

«Чудики»

Василия Макаровича

Шукшина.

Рассказ «Срезал»

1

Рецептивная:

чтение статьи учебника «Стран­ные люди» - ге­рои Шукшина»;

4.16

В.Ч. Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»

1

Репродуктив­ная : ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чте­ние по ролям эпизода состав­ления письма; поисковая: ком­ментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос

4.17

Ф.А.Искандер. Рассказ «Три­надцатый подвиг Геракла».

1

Рецептивная:

чтение статьи учебника о писа­теле;

репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: им­провизированный рассказ о героях, художественный пересказ отрывка из автобиогра­фического рас­сказа Ф.Искандера «Начало

4.18

Родная при­рода в стихо­творениях по­этов 20 века. А.А. Блок. Стихотворе­ния.

1

Рецептивная:

чтение статьи учебника; репродуктив­ная: прослуши­вание стихотво­рения в исполне­нии актера, отве­ты на вопросы; продуктивная, творческая: уст­ный рассказ об А.Блоке, вырази­тельное чтение стихотворений А.А. Блока

4.19

С.А.Есенин.

Стихотворения.

1

Рецептивная:

чтение статьи учебника;

репродуктивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, прослушивание песни на слова

С.Есенина, ответы на вопросы;

4.20

А.А.Ахматова. Стихотворе­ние «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты.

1

Рецептивная:

чтение статьи учебника; репродуктив­ная: прослуши­вание стихотво­рения в исполне­нии актера, отве­ты на вопросы; продуктивная, творческая: со­общение об А. Ахматовой, выразительное чтение стихотво­рений;

4.21

Н.М. Рубцов. «Тихая» лирика.

1

Чтение статьи учебника; репродуктив­ная: прослуши­вание стихотво­рения в исполне­нии актера, отве­ты на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние стихотворе­ний; поисковая:

5. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11 часов)

5.1

Мифы Древ­ней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

1

Репродуктив­ная: пересказ, ответы на вопро­сы; продуктивная, творческая: выразительное чтение мифоло­гического текста; поисковая

5.2

Сказания о поэтах-певцах

в греческой мифологии.

Легенда об Арионе

1

Рецептивная: чтение легенды; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние, художест­венный рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий и др.), обсуждение со­чинений о подви­гах Геракла

5.3-5

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»

3

Репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: со­общения «Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея», «Зна­чение поэм Гоме­ра»; рассказ о главных героях поэм - Одиссее и Ахилле; вырази­тельное чтение фрагментов поэм

5.6

5.7

В.Ч.Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»

2

Репродуктив­ная : ответы на вопросы, художе­ственный пере­сказ эпизодов «Посвящение в рыцари», «При­ключения на по­стоялом дворе», «В замке герцо­га», «Возвраще­ние домой»; продуктивная, творческая: со­общение о писа­теле, рассказ о главных героях романа

5.8

И.Ф.Шиллер.

Баллада

«Перчатка»

1

Репродуктив­ная: сообщение о поэте и драма­турге, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние

5.9

П.Мериме. Новелла

«Маттео Фальконе»

1

Рецептивная:

чтение статьи учебника «Срав­ним прозаиче­ский и стихотвор­ный тексты»; репродуктив­ная: сообщение о писателе, ответы на вопросы, пе­ресказ отдельных эпизодов

5.10

В.Ч. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»

1

Репродуктив­ная: сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чте­ние фрагментов эпизодов по ро­лям (гл.34,35);

5.11

5.12

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - фи­лософская сказка и муд­рая притча

2

Репродуктив­ная: сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рас­сказ о героях сказки;

поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциатив­ных связей с произведениями живописи

5.13

Итоговый урок.

Урок контроля.

Литературная викторина

1

Репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: со­чинение; поисковая: связный пись­менный ответ на проблемный во­прос

1

Резервные уроки

1


Итого :

68часов




© 2010-2022