- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по чтению
Разработка урока по чтению
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лутфуллина Ф.Р. |
Дата | 20.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Разработка урока - вечера
по литературному чтению
по теме:
" Унылая пора!
Очей очарованье!.."
Разработала и провела в 3 классе
Лутфуллина Фарида Рашитовна,
учитель высшей категории
Тема: "Унылая пора! Очей очарованье!…"
Цель: - познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов об осени;
- раскрыть пленительную красоту природы, многоцветной и многокрасочной
осени;
- воспитание любви к природе, развитие наблюдательности, расширение кругозора,
- закрепление речевых навыков и навыков выразительного чтения наизусть.
Оборудование и наглядность: презентация «Осень в природе» / картины "Золотая осень" И. Левитана, "Опавшие листья" И.И. Бродского, "Осенний туман" Л.И. Бродской, "Первый снег" А.А. Пластова, "Осень"Л.И. Марченко/ мультимедиапроектор, слайды с приметами об осени, с пословицами, поговорками, календарь природы и труда, проигрыватель, пластинка П.И. Чайковского "Времена года", газета "Унылая пора! Очей очарованье!…"
Литература: "Осень" Л.И. Марченко; "Приметы осени" (стихи, приметы, пословицы, поговорки); Сборник загадок.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
-Итак, ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок - вечер. Мы с вами совершили экскурсию в осеннюю природу, заучивали стихи, народные приметы и пословицы об осени. Читали рассказы об осени, писали сочинения. А сегодня мы всё это обобщим.
- Что вы можете сказать об этой прекрасной поре?
(выслушиваются ответы учеников).
- Да, ребята, особенно любил осень поэт А.С. Пушкин. Он пишет: "Каждой осенью я расцветаю вновь". Подтверждение этому - его творчество. Осенью ему писалось легче и больше.
- Сегодня у нас в гостях осенние месяцы. Давайте их послушаем. Что они расскажут о себе? (выходит ученик одетый как сентябрь).
СЕНТЯБРЬ: Считали, чем суше и теплее я буду, тем позднее наступит зима. Среди моих увядших трав вновь распускаются фиалки, васильки, золотистые лютики. В середине сентября устанавливаются теплые деньки - бабье лето. Припекает солнышко, лазурный свод неба чист и ясен, как будто лето вернулось. Меня поэты называют вечером года. Моя неповторимая особенность: ясность далей. 24 сентября всякое лето кончается. 18 сентября - гусепролет. "Гуси летят - зимушку на хвосте тащат". Сейчас у меня к вам, зрители, просьба. Назовите мои характерные приметы.
Ответы учащихся. / на экране/
- сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает.
- начало массового листопада у деревьев и кустарников.
- созревание плодов у дикорастущих деревьев и кустарников.
- убирают картофель, свеклу, капусту.
- издавна один из дней сентября посвящается рябине - отмечали "Рябинники".
- 22 сентября - осеннее равноденствие
Учитель. Спасибо! Вы убедили меня в том, что сентябрь - любимый месяц у многих. А теперь передаем эстафету октябрю.
ОКТЯБРЬ: Слово "октябрь" состоит в родстве со словами "октава" и "октет". Все они образованы от латинского слова "окто", что значит "восемь". А на Руси его называли "грязник".
Дни стоят еще на диво погожие, сухие. В полдень через облачные гряды проглядывает солнышко, разливая короткое, прощальное тепло. Шелестит бронзовая метель листопада. Листопад избавляет деревья от водного голодания. С листьями дерево сбрасывает и отложенные в них вредные соли. Природа словно приучает нас к сиротеющей земле. Листопад и печалит , и греет. Октябрь - коренной месяц осени, ее вершина: за перевалом - глухое предзимье. Отсюда, неустойчивость атмосферы, 7 погод на дню.
-Спасибо. А что вы , ребята, можете сказать про октябрь.
-Народные приметы: / на экране/
-Про октябрь говорят: то плачет, то смеется.
-Листопад прошел круто- жди крутой зимы.
-Октябрьский гром сулит бесснежную зиму.
-Большие муравьиные кучи к осени- на суровую зиму.
-Если с осени снегу занесет рано, то и весна будет ранней.
-Учитель. Спасибо. Еще надо сказать вот о чем.
Октябрь - это время посадок леса. Именит октябрь и свадьбами. Понравился мне октябрь. И подарю октябрю стихотворение И. Бунина " Листопад".
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Как вышки, елочки темнеют.
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
III. Физминутка. Мы листики осенние на ветках мы сидим.
Дунул ветер полетели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели и на землю тихо сели.
IV.В народе октябрь с древности называли"листобой", " зазимник".
Октябрь- макушка осени.
Октябрь- месяц отлета, прилета и пролета птиц.
-А теперь давайте споем песню" Падают, падают листья"
Падают , падают листья
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
Вьются по ветру летят.
Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли.
Вот и последняя стая
Крыльями машет вдали.
Учитель.А теперь слово ноябрю- листогною.
НОЯБРЬ: На Руси ноябрь называли по- разному:" студень", "грудень",
"полузимник". Коротки тусклые дни поздней осени. Света белого мало. Поздно рассветает, рано смеркается. В народе говорят:" В ноябре рассвет с сумерками встречается". Первые зазимки. Снег вперемежку с грязью. Стынет река. Скоро расстелется снеговая перина- хранительница тепла. Ноябрь- сумерки года. Последний месяц осени.
Учитель. Спасибо ноябрь. Ребята, давайте расскажем ноябрю , что о нем говорят в народе.
Учащиеся.
-Гром в ноябре - к большому снегу.
-Ноябрь полузимник: и колесо любит, и полоз.
-Плачут по солнцу в ноябре оконца.
-В ноябре за холодами - солнцегрей: за погожим днем - слякоть.
Учитель. Спасибо, ребята. А теперь, ребята, давайте расскажем наизусть любимые стихи об осени. (дети рассказывают)
-Поделитесь впечатлениями. Понравился ли вам парад стихотворений об осени? ( ответы учащихся)
Учитель. Не только поэты писали стихи об осени, но и художники писали картины об осени. Какие строчки из прослушанных стихов вы подписали бы под этими картинами? ( ответы учащихся)
/презентация картин об осени/
Учитель. Ребята и композиторы сочиняли музыку про осень. П.И. Чайковский " Времена года" ( прослушивание, ответы учащихся)
-Я думаю, пора поразвлечься. Проведем аукцион пословиц, поговорок и загадок об осени. / на экране/
Весна красна цветами, ( а осень пирогами).
Хлеб ( всему голова).
Осенний день ( год кормит).
Срубить дерево 5 минут, а вырастить его ( 100 лет).
В октябре ( и лист на дереве не держится).
Что посеешь, ( то пожнешь).
Труд человека кормит, (а лень портит).
Без рук, без ног, а ворота отворяет ( ветер).
-А теперь поиграем в игру" Азбука". Вот у нас " Волшебный сундук". Вынимаем карточки с буквами алфавита и называем прилагательные, характеризующие осень, осеннюю природу.
П- прекрасный, пурпурный, пестрый.
З- золотой, золотистый, задумчивый.
К- красный, красивый.
О- огненный, облачный, осенний.
Л- лесной, лиловый, лиственный.
Б- багряный, бурый, бархатный, бирюзовый.
VI.Итог. Повеселились. Хорошо. И в игре можно показать свои знания, ловкость, смекалку и эрудицию. Урок-вечер подходит к концу. Я думаю, мы с вами хорошо поработали, много увидели и услышали, многому научились. Вы все мне понравились. Спасибо.
-А теперь получите д/з.1.сильным:сочинить сказку об осени
2.слабым: описать обычаи или игры, связанные с осенью ( спросить у взрослых)
-Итак, ребята, осень - очень богатое время года.
Споем песню " Урожайная".
Мы корзиночки несем, хором песенки поем.
Урожай собирай и на зиму запасай.
Мы, ребята, молодцы, собираем огурцы.
И фасоль , и горох - урожай у нас не плох.
Едем, едем мы домой на машине грузовой.
Ворота отворяй едет с поля урожай.