Разработка урока по чтению

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по чтению


Разработка урока - вечера

по литературному чтению

по теме:


" Унылая пора!

Очей очарованье!.."

Разработала и провела в 3 классе

Лутфуллина Фарида Рашитовна,

учитель высшей категории




Тема: "Унылая пора! Очей очарованье!…"

Цель: - познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов об осени;

- раскрыть пленительную красоту природы, многоцветной и многокрасочной

осени;

- воспитание любви к природе, развитие наблюдательности, расширение кругозора,

- закрепление речевых навыков и навыков выразительного чтения наизусть.

Оборудование и наглядность: презентация «Осень в природе» / картины "Золотая осень" И. Левитана, "Опавшие листья" И.И. Бродского, "Осенний туман" Л.И. Бродской, "Первый снег" А.А. Пластова, "Осень"Л.И. Марченко/ мультимедиапроектор, слайды с приметами об осени, с пословицами, поговорками, календарь природы и труда, проигрыватель, пластинка П.И. Чайковского "Времена года", газета "Унылая пора! Очей очарованье!…"

Литература: "Осень" Л.И. Марченко; "Приметы осени" (стихи, приметы, пословицы, поговорки); Сборник загадок.







I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

-Итак, ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок - вечер. Мы с вами совершили экскурсию в осеннюю природу, заучивали стихи, народные приметы и пословицы об осени. Читали рассказы об осени, писали сочинения. А сегодня мы всё это обобщим.

- Что вы можете сказать об этой прекрасной поре?

(выслушиваются ответы учеников).

- Да, ребята, особенно любил осень поэт А.С. Пушкин. Он пишет: "Каждой осенью я расцветаю вновь". Подтверждение этому - его творчество. Осенью ему писалось легче и больше.

- Сегодня у нас в гостях осенние месяцы. Давайте их послушаем. Что они расскажут о себе? (выходит ученик одетый как сентябрь).

СЕНТЯБРЬ: Считали, чем суше и теплее я буду, тем позднее наступит зима. Среди моих увядших трав вновь распускаются фиалки, васильки, золотистые лютики. В середине сентября устанавливаются теплые деньки - бабье лето. Припекает солнышко, лазурный свод неба чист и ясен, как будто лето вернулось. Меня поэты называют вечером года. Моя неповторимая особенность: ясность далей. 24 сентября всякое лето кончается. 18 сентября - гусепролет. "Гуси летят - зимушку на хвосте тащат". Сейчас у меня к вам, зрители, просьба. Назовите мои характерные приметы.

Ответы учащихся. / на экране/

- сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает.

- начало массового листопада у деревьев и кустарников.

- созревание плодов у дикорастущих деревьев и кустарников.

- убирают картофель, свеклу, капусту.

- издавна один из дней сентября посвящается рябине - отмечали "Рябинники".

- 22 сентября - осеннее равноденствие

Учитель. Спасибо! Вы убедили меня в том, что сентябрь - любимый месяц у многих. А теперь передаем эстафету октябрю.

ОКТЯБРЬ: Слово "октябрь" состоит в родстве со словами "октава" и "октет". Все они образованы от латинского слова "окто", что значит "восемь". А на Руси его называли "грязник".

Дни стоят еще на диво погожие, сухие. В полдень через облачные гряды проглядывает солнышко, разливая короткое, прощальное тепло. Шелестит бронзовая метель листопада. Листопад избавляет деревья от водного голодания. С листьями дерево сбрасывает и отложенные в них вредные соли. Природа словно приучает нас к сиротеющей земле. Листопад и печалит , и греет. Октябрь - коренной месяц осени, ее вершина: за перевалом - глухое предзимье. Отсюда, неустойчивость атмосферы, 7 погод на дню.

-Спасибо. А что вы , ребята, можете сказать про октябрь.

-Народные приметы: / на экране/

-Про октябрь говорят: то плачет, то смеется.

-Листопад прошел круто- жди крутой зимы.

-Октябрьский гром сулит бесснежную зиму.

-Большие муравьиные кучи к осени- на суровую зиму.

-Если с осени снегу занесет рано, то и весна будет ранней.

-Учитель. Спасибо. Еще надо сказать вот о чем.

Октябрь - это время посадок леса. Именит октябрь и свадьбами. Понравился мне октябрь. И подарю октябрю стихотворение И. Бунина " Листопад".

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой

Как вышки, елочки темнеют.

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

III. Физминутка. Мы листики осенние на ветках мы сидим.

Дунул ветер полетели и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Закружились, полетели и на землю тихо сели.

IV.В народе октябрь с древности называли"листобой", " зазимник".

Октябрь- макушка осени.

Октябрь- месяц отлета, прилета и пролета птиц.

-А теперь давайте споем песню" Падают, падают листья"

Падают , падают листья

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

Вьются по ветру летят.

Птицы на юг улетают

Гуси, грачи, журавли.

Вот и последняя стая

Крыльями машет вдали.

Учитель.А теперь слово ноябрю- листогною.

НОЯБРЬ: На Руси ноябрь называли по- разному:" студень", "грудень",

"полузимник". Коротки тусклые дни поздней осени. Света белого мало. Поздно рассветает, рано смеркается. В народе говорят:" В ноябре рассвет с сумерками встречается". Первые зазимки. Снег вперемежку с грязью. Стынет река. Скоро расстелется снеговая перина- хранительница тепла. Ноябрь- сумерки года. Последний месяц осени.

Учитель. Спасибо ноябрь. Ребята, давайте расскажем ноябрю , что о нем говорят в народе.

Учащиеся.

-Гром в ноябре - к большому снегу.

-Ноябрь полузимник: и колесо любит, и полоз.

-Плачут по солнцу в ноябре оконца.

-В ноябре за холодами - солнцегрей: за погожим днем - слякоть.

Учитель. Спасибо, ребята. А теперь, ребята, давайте расскажем наизусть любимые стихи об осени. (дети рассказывают)

-Поделитесь впечатлениями. Понравился ли вам парад стихотворений об осени? ( ответы учащихся)

Учитель. Не только поэты писали стихи об осени, но и художники писали картины об осени. Какие строчки из прослушанных стихов вы подписали бы под этими картинами? ( ответы учащихся)

/презентация картин об осени/

Учитель. Ребята и композиторы сочиняли музыку про осень. П.И. Чайковский " Времена года" ( прослушивание, ответы учащихся)

-Я думаю, пора поразвлечься. Проведем аукцион пословиц, поговорок и загадок об осени. / на экране/

Весна красна цветами, ( а осень пирогами).

Хлеб ( всему голова).

Осенний день ( год кормит).

Срубить дерево 5 минут, а вырастить его ( 100 лет).

В октябре ( и лист на дереве не держится).

Что посеешь, ( то пожнешь).

Труд человека кормит, (а лень портит).

Без рук, без ног, а ворота отворяет ( ветер).

-А теперь поиграем в игру" Азбука". Вот у нас " Волшебный сундук". Вынимаем карточки с буквами алфавита и называем прилагательные, характеризующие осень, осеннюю природу.

П- прекрасный, пурпурный, пестрый.

З- золотой, золотистый, задумчивый.

К- красный, красивый.

О- огненный, облачный, осенний.

Л- лесной, лиловый, лиственный.

Б- багряный, бурый, бархатный, бирюзовый.

VI.Итог. Повеселились. Хорошо. И в игре можно показать свои знания, ловкость, смекалку и эрудицию. Урок-вечер подходит к концу. Я думаю, мы с вами хорошо поработали, много увидели и услышали, многому научились. Вы все мне понравились. Спасибо.

-А теперь получите д/з.1.сильным:сочинить сказку об осени

2.слабым: описать обычаи или игры, связанные с осенью ( спросить у взрослых)

-Итак, ребята, осень - очень богатое время года.

Споем песню " Урожайная".

Мы корзиночки несем, хором песенки поем.

Урожай собирай и на зиму запасай.

Мы, ребята, молодцы, собираем огурцы.

И фасоль , и горох - урожай у нас не плох.

Едем, едем мы домой на машине грузовой.

Ворота отворяй едет с поля урожай.


© 2010-2022