Урок развития речи в 8 классе Тема: Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок разработан к подготовке учащихся восьмых классов к написанию сочинения, обобщению, систематизации знания по образу Петра Гринёва и Швабрина. Цель урока: познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев; сформировать умение писать сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связной речи,  воспитывать любовь к художественным произведениям, развивать умение учащихся анализировать текст;развивать способности к умозаключениям;развивать...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пономарева Ирина Степановна

идентификатор 245-800-559

Урок развития речи в 8 классе

Тема: Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Оборудование урока:

мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал: таблица «Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина», толковые словари русского языка С. И. Ожегова и В. И. Даля.

Цели урока:

образовательные:

  • обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва и Швабрина;

  • познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;

  • сформировать умение писать сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связной речи.

развивающие:

  • развивать умение учащихся анализировать текст;

  • развивать способности к умозаключениям;

  • развивать навыки работы со словарями;


воспитывающие:

  • воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;

  • включить учащихся в философский поиск;

  • воспитывать любовь к художественным произведениям.

Ход урока

  1. Оргмомент. Объявление темы урока, целей, эпиграфа.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проводим урок развития речи по теме: «Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Откройте тетради и запишите тему урока.



  1. Вспомним общую схему композиции сочинения-сравнения.



Слайд № 1



1. Обоснование сравнения.

2. Определение общего.

А) Параллельное рассмотрение.

3. Определение различного.

А) Параллельное рассмотрение.

4. Выводы по сравнению.

(Содержание слайда комментирует учитель.)



  1. Беседа с классом по вопросам, помогающим выявить сущность каждого из героев, определить и сформулировать главную мысль сочинения.

  1. Вспомните эпиграф ко всей повести.

  2. С чем связан этот эпиграф: с темой повести или с ее главной мыслью, идеей?

  3. Какова же идея повести? (Верность долгу перед Родиной, перед близкими, верность данному слову - это и есть путь чести. И это самое важное в человеке.)

  4. Кто из героев верен долгу и идет дорогой чести?

  5. Кто пренебрегает понятиями долга и чести?

(Ответы учеников)



  1. Учитель. Итак. Гринев и Швабрин - герои-антиподы. Сравнивая их друг с другом, мы с вами пойдем вслед за автором. В этой повести мудрый автор убедительно показывает, как жизнь постоянно ставит человека перед проблемой выбора: поступить в соответствии с понятиями чести и долга, то есть обречь себя на определенные трудности, или совершить низость, а то и предательство, чтобы спасти свою жизнь или получить желаемое.

Итак, давайте вспомним эпизоды повести, когда проблема выбора решается героями по-разному.

а) сцена дуэли (слайд №2) (слайды иллюстрируют ответы учащихся).

б) Взятие Белогорской крепости (слайд № 3).

в) Отношение к Маше Мироновой (слайд № 4).



  1. Учитель. Напоминаю, мы собираемся писать сочинение на морально-этическую тему, преобладающий тип речи нем - рассуждение. В качестве доказательств должны выступать факты в поведении героев (мы их вспомнили), а как аргументы - ссылки на текст, цитаты.

Вспомним логический принцип организации текста сочинения.

Слайд № 5



А - суждение.

Б - доказательство суждения.

Или

А - факт, цитата.

Б - комментарий к ним.



  1. Давайте теперь выберем эпиграф к сочинению.

Это могут быть строчки из произведения, или высказывания великих людей, или народная мудрость. Напоминаю. Что эпиграф должен быть связан с основной мыслью сочинения. Давайте повторим ее. (Честь - это верность долгу.)

Вопрос: Какие будут у вас предложения? Могу предложить для выбора еще варианты.







Слайд № 6



Честь - это поэзия долга.

А. Виньи

Честь дороже жизни.

Ф. Шиллер

Я всякую беду согласен перенесть,

Но я не соглашусь,

Чтоб пострадала честь.

П. Корнель



  1. Теперь мы должны составить план основной части сочинения, где эта идея будет раскрываться и доказываться при помощи сравнения поведения героев повести «Капитанская дочка», Гринева и Швабрина.

Слайд № 7. План



  1. Вступление. Обоснование сравнения: место Гринева и Швабрина в раскрытии проблемы чести и долга в повести.

Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

  1. Гринев и Швабрин - два противоположных характера.

1) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.

2) Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.

3) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.

4) Отношение автора к своим героям.

  1. Выводы из сравнения. Нравственные уроки повести.

Слайд № 8

Словарь:

Коварство - злономеренность, прикрытая доброжелательством.

Низменный характер - подлый, бесчестный.

  1. Коллективное составление вступления.

Своеобразным отражением русской жизни 70-х годов XVIII века является повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях дворян перед народом, государством, вопросы долга, чести, истинного благородства.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести - Гринева и Швабрина. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести - это дорога верности долгу, дорога совести и глубокой порядочности (идея сочинения).



  1. Учитель. Теперь давайте проделаем небольшую речевую работу. Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова («наоборот», «напротив») логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний («так как», «доказательством этого служит», «это подтверждает», «вот отчего»), а также вводных слов («значит», «таким образом», «итак», «наконец»), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно («если… то другой…»), и др.

Запишите в тетрадь эти речевые формулы. Они представлены на слайде.



Слайд № 9



  1. Домашнее задание. Написать сочинение «Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина».

Литература



Монахова О. П., Малхазова М. В. Русская литература XIX века. Ч. 1. - М., 1994 год.



© 2010-2022