Методический материал к урокам литературы в 5-9 классах «Детское творчество - ведущий механизм развития речи учащихся»

В  методическом материале «Детское творчество – ведущий механизм развития речи учащихся»  уделяется внимание вопросу подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной  форме. Одним из способов  формирования и развития речи школьников является изобразительная наглядность (детский рисунок),  который способствует развитию наблюдательности. Представленный методический материал позволяет узнать, как работать с рисунком на уроках литературы, с какими видами словесных средств можно объединять эту  форму работы, как менять задания в соответствии с возрастными особенностями.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детское творчество - ведущий механизм развития речи учащихся.

Характерной чертой современной школы является гуманизация образования, ориентация на личность ребёнка. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме является сегодня приоритетной.

К сожалению, практика показывает, что далеко не все выпускники общеобразовательных школ умеют четко и логично излагать свои мысли, адекватно воспринимать и анализировать чужие высказывания. Это происходит из-за низкого уровня коммуникативных умений, бедности эмоционального и образного мышления школьников. Поэтому ребенок не может высказать свои впечатления, не умеет словесно оформить образы и представления (пересказать текст).

Помочь справиться с этой нелегкой задачей может только изобразительная наглядность (детский рисунок). Он способствует развитию наблюдательности,

поскольку, изображая что-либо, ребенок выбирает размер, цвет, характеризующий предмет, но вместе с тем в его сознании закрепляются слова, обозначающие признак, действие. С помощью рисунка ребенку легче воссоздать для себя облик живой действительности, поскольку, рисуя, он учится видеть, наблюдать, анализировать, выделять существенное, сравнивать. В процессе рисования ребенок обращает внимание на то, что вызывает его непосредственный интерес. Рисунки, выполненные детьми на основе прочитанного текста, помогают учащимся не только конкретизировать представления о прочитанном, но и в доступной для них форме выразить свое отношение к изображаемом. Следовательно, рисунок развивает память, а память-ведущий механизм речи. Соединение изобразительных и словесных средств дает двойную мотивацию для создания высказывания и способствует развитию связной речи.

На уроках литературы я давно практикую детское рисование, чтение по ролям, инсценирование, пантомиму.

Детям 5-7 классов свойственна высокая артистичность. Они с удовольствием играют роли, вживаясь в образы сказочных героев. Из опыта работы знаю, что детям легче выучить басню наизусть, если они ее прочитают по ролям, а затем инсценируют.

В этом возрасте дети охотно играют в куклы, машинки, разбойников. Поэтому учителю остаётся только научить их игре с персонажами сказок.

Ученики 5-7 классов охотно показывают постановки в школьном кукольном театре. Мои ученики успешно выступали с показом русских народных сказок

перед жителями станицы в доме культуры, в детском садике, на станичной ярмарке.

В 6-8 классах дети сами сочиняют сказки, басни, пишут стихотворения.

Взрослеют дети, меняются их взгляды, интересы, забываются деревянные лошадки, уплывают бумажные кораблики.

Начиная с 8 класса, интерес к чтению притупляется. Об этом свидетельствует анкетирование. Привлечь внимание к чтению художественной литературы помогают различные ребусы, кроссворды, тесты, составленные по изученным произведениям.

В 10-11 классах ученики пишут сценарии и киносценарии полюбившихся рассказов из русской классики, пишут отзывы, рецензии. Защищают свои исследовательские работы на научно-теоретических конференциях.

Результаты работы видны уже в конце учебного года (успеваемость-100% и качество знаний не менее 85%).

© 2010-2022