Методические рекомендации по обучению стратегиям смыслового чтения на уроках литературы в 5 -6-х классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по обучению стратегиям смыслового чтения на уроках литературы

в 5 -6-х классах

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 176 г.о. Самара

Калашникова Маргарита Анатольевна


В наше время в стране произошло много перемен в политике, в экономике, в искусстве, в образовании. Сильно изменилось отношение к обучению и получению знаний. Это заметно в школе. Если раньше книга и чтение находились на особом положении, то сейчас они уходят на второй план. Мириться с этим трудно и не хочется, потому что в истории человечества чтение всегда играло важную роль. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать - тот не умеет мыслить».

Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 34% взрослых россиян уже не читает. Уровень читательской культуры падает у детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях.

Поэтому моя методическая задача - привить интерес учащихся к чтению, научить их «читать». В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Коллеги, вдумается, а что мы понимаем под смысловым чтением? Смысловое чтение - это умение вычитывать все виды текстовой информации.

То есть, прочитав текст, ребенок должен понять, о чем он. Не секрет, что, не вдумываясь в смысл прочитанного, а очень часто и вовсе не читая текст, дети методом случайной выборки выискивают в тексте наиболее понятные им слова: «спишите», «решите», «перескажите», - те, которые чаще всего встречаются в школьных учебниках, и в соответствии с ними сами домысливают задания или переиначивают его, потому что не привыкли к самостоятельной работе с текстом, не привыкли критически оценивать каждое предложение, каждое слово. Это случается при однотипности заданий . А от умения понимать текст зависит успешность ученика.

Поэтому научить ребёнка читать осмысленно - это моя методическая задача.

Согласитесь, что в своей работе мы ежедневно сталкиваемся с проблемой, когда дети не понимают, казалось бы, простых текстов: задач, заданий к упражнениям, вопросов учебника. Я не говорю о произведениях с исторической основой, с диалектизмами и профессиональными словами. Вот пример.

В нашей школе преподавание ведётся по учебнику «Литература» Курдюмовой.

В 5 классе изучается произведение. В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

И мы читаем с детьми следующее:

-Нету нам нынче фарту, - ворчал Васюткин дедушка Афанасий.- Шабаш, ребята! - сказал Григорий Афанасьевич, когда разгрузка закончилась. - Больше кочевать не будем. - Оскудел батюшко Енисей.

Спустившись по дряхлой лестнице, он тщательно отряхнул штаны и разъяснил рыбакам, что избушка подходящая, что в ней можно спокойно ждать осеннюю путину, а пока вести промысел паромами и переметами. Лодки же, невода, плавные сети и всю прочую снасть надобно как следует подготовить к большому ходу рыбы. Рыбаки чинили невода, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили.

Причем по данным словам сносок в учебнике нет и они поставят ребенка в тупик.

Фарт- счастье, удача, везение.

Путина- сезон промышленного рыболовства.

Шабаш- (у рабочих)- окончание работы, отдых, время, свободное от работы хозяину.

Конопатить- пробивать щели, пазы конопатью, пенькой, паклей, хлопком, мохом и пр. Конопатят все водяные суда и лодки.

Переметы- рыболовная снасть( бечева с крючком или крупноячеистая сеть на кольях)

Якорница- речная палубная баржа на судоходных реках.

Как с ними работать? Писать под диктовку на уроке- не вариант. Можно вот так вывести на слайд и он будет здесь находится во время чтения, дети приучаются молча считывать информацию. Обязательна дома работа с карандашом, закладками. Я прохожу по рядам и просто смотрю, как дома ученик поработал с трудными словами. Или прошу совершить взаимопроверку. Так или иначе такой прием поможет внимательно вчитываться и проникать в смысл того, что дома прочитано.

Итак, смысл прочитанного понятен, слова разобраны.

И тогда начинает обязательно работать воображение, ребенок может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. То есть он теперь способен этот текст прочувствовать.

Когда я только знакомлюсь со своими учениками в 5 классе, то чтобы оценить их как читателей, увидеть, какому уровню соответствуют их читательские возможности, провожу диагностику общего уровня чтения. Дети заполняют опросный лист «Как вы читаете?» Школьникам предлагаются такие вопросы

1) Всегда ли, начиная чтение, вы имеете какую-либо цель?

2) Удаётся ли сосредоточиться на тексте?

3) Как вы понимаете структуру читаемого текста?

4) Как вы усваиваете смысл прочитанного?

5)Возвращаетесь ли вы взглядом к прочитанному?

6) Меняете ли скорость чтения?

7) Водите ли по строке пальцем, карандашом или следите за строчками движением головы?

8) Как двигаются ваши глаза при чтении?

9) Проговариваете ли вы вслух, что читаете?

10) Возникают ли у вас образные представления того, что читаете?

Это необходимо, чтобы выстроить стратегию работы с учениками по смысловому чтению.

При работе с любым текстом, обучая пятиклассников поиску информации и пониманию прочитанного, можно выделить три основных этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый, на каждом из которых происходит формирование определённых универсальных учебных действий.

На 1 этапе это

1. Работа с заголовком. Попытаться определить:

- тематику текста;

- перечень поднимаемых в нём проблем;

- ключевые слова и выражения и так далее.

Например:

Подумайте, как образовалось название «Фейные сказки» (урок по лирике К. Бальмонта). Кто такие феи? Какие сказочные герои изображены в стихотворении?

Тогда нам становится понятно, почему именно сказки.

Выясняем,что более ста лет назад написал великий русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт для своей четырёхлетней дочки Нины (сам он ласково называл её Ниникой) : «Солнечной Нинике». В этом собрании стихов он стремился открыть ей красоту родной природы, многообразие таинственного мира, особенности русской души. Хотел научить её представлять, ощущать, слышать окружающий мир.

Работа с ключевыми словами: составьте пословицу и объясните ее смысл. Приходим к тематике пословиц: Добро и зло.

Прием прогнозирования .

-Предположите, о чем этот текст по названию. А иллюстрация подтверждает это?

Известно, что усвоение текста при чтении происходит не побуквенно, а целыми словами. Для того чтобы читать осмысленно, нужно научиться строить догадки, какое слово будет употреблено следующим, прогнозировать его значение. Подсказками при этом являются признаки слов: приставки, корневые части, суффиксы, окончания. Умение прогнозировать можно развить с помощью упражнений разного уровня сложности.

Первый уровень сложности: ребёнку предлагается выбрать нужные приставки и подставить их в слова, например, в следующих фразах:

Кот …крался к мышке, но она …бежала в норку. (у-, под-).

· Мальчик …гладил щенка, а тот …ворчал. (по-, за-).

· Девочка …видела лягушку, …пугалась и …крикнула. (ис-, у-, вс-).

· Ваза …пала на пол и …билась. (у-, раз-).

· Ветки ивы …гнулись к земле, на них …бухли почки. (рас-, при-).

Второй уровень сложности - ученику предлагается самостоятельно вставить нужную приставку в слова текста:

Солнечная капля

Согрело солнышко сосульку. …плакала она холодными слезами. …пыхнули капельки на солнце. …светились красными, синими, жёлтыми огоньками. …журчали они ручейками.

Воробьи …купались в солнечном ручейке и …голосили по-весеннему радостно.

Капля …пала мне на лицо. Я …смотрел сквозь неё и …мер. Всё кругом …менилось: …сияло, …сверкало, …искрилось радужными огнями.

Весь мир …светила и …жгла крохотная солнечная капелька.

Эта капелька - вестник весны. (по Э. Шиму)

Третий уровень сложности - формировать умение восстанавливать недопечатанные слова в тексте.

Чтение текста с пропущенными частями слов вырабатывает у детей привычку читать осмысленно.

Чтобы правильно восстановить слово, ребёнку приходится возвращаться назад, заглядывать вперед, перечитывать и оценивать правильность полученных фрагментов. Ведь неверные варианты завершения слов искажают содержание текста.

Воробей

Я сыпал хлебные крошки воробьям, а потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось!

Сбились воробьи стайкой, наскочили на горбушку, тянут её из стороны в сторону. Вдруг с ветки ещё воробей слетел . Растрёпанный такой, чумазый .

Чирикнул - и в драку . Первого товарища крылом отшвырнул, второго - клювом толкнул, третьего грудью отпихнул . А сам ухватился горбушку покрепче и взлетел.

Ле…, а горбушка всё тя… делается, и вот уже н… мочи, тя… она вор… вниз. А на до… лужа, и вор… плюхнулся в н… . Еле бедняга выбрался.

Дети впервые столкнувшись с такими упражнениями, какие только догадки - нелепые, смешные - не строят. А это значит, не задумываются над прочитанным. Однако потренировавшись, сравнительно быстро овладевают умением перерабатывать текстовую информацию. И если текст не открывается полностью, то ребёнок уже не торопится писать первое пришедшее ему на ум слово, оставляет в этом месте пробел. А это уже дорогого стоит.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение способов смыслового чтения необходимо человеку при чтении любой литературы.

Текстовый этап имеет цель проконтролировать сформированность различных языковых навыков и речевых умений в целях осмысления прочитанного. Примерные упражнения и задания:

1. Найти, выбрать, прочесть, соединить, вставить:

- ответы на предложенные вопросы;

-подходящий заголовок к каждому из абзацев;

- тропы и фигуры речи, используемые авторами при описании кого - либо или чего- либо;

- описание внешности, места события, отношения кого- либо к чему- либо

и так далее.

2. Догадаться:

- о значении слова или слов по контексту;

- как будут развиваться события во второй главе, следующей части

текста.

постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них, так называемый приём «диалог с текстом» - первый шаг на пути к его постижению и овладению навыками грамотного, культурного чтения.

В работе я использую следущие виды вопросов

- простых, на воспроизведение информации;

- уточняющих - для уточнения смысла того, что он только что сказал;

- объясняющих, направленных на установление причинно-следственных связей;

-творческих, требующих формулирования предположения, прогноза, проявления фантазии, например: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?», «Попытайтесь придумать приключение, которое могло бы произойти с одним из героев хорошо вам знакомого произведения. Начните название своего рассказа , которое раскрывало бы ваш замысел. Например, «Новые приключения Васютки» и др.;

- оценочных, направленных на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов, например: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»(«Расскажите о Кале Блюмквисте, называя не только его достоинства, но и недостатки»- по главам из А. Линдгрен) «Чем один герой отличается от другого?»( Чем Синдбад- мореход отличается от героев арабских сказок?) и др.;

- практических вопросов на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы в этой ситуации поступили вы?», «Что бы вы предложили для решения данной проблемы?» или «Найдите элементы композиции в данном рассказе» др.

Итак, вопрос или цепочка вопросов - это и старт движения к пониманию текста, и форма этого движения. Важно соблюдать такое условие: ответы, мнения и выводы обучающиеся непременно подтверждают текстами произведения «Найдите в тексте А.С.Пушкина фрагменты, где автор называет свою поэму сказкой (речь идёт о «Руслане и Людмиле».

Так происходит погружение в текст, и формируются УУД смыслового чтения, которые невозможно представить в отрыве от личностных и коммуникативных. Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Третий, послетекстовый этап, направлен на использование ситуаций текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. Примерные упражнения и задания:

1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.

2. Доказать, что…

3. Охарактеризовать…

4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передаёт основную мысль текста. Обосновать свой ответ.

5. Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.

6. Составить план текста, выделив его основные мысли.

7. Рассказать текст от лица главного героя.

8. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст и так далее.

9. Придумать, что могло бы случиться, если бы.… Придумать новый конец текста.

10. Придумать новое название.

11. Подобрать, отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.

12. Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре .

Важный результат работы на этом этапе - мотивация детей на умение создания собственных текстов разных стилей и жанров. Это должно стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должено представить необходимые факты и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.

Надеюсь, что описанные мною правила и приемы чтения были вам сегодня полезны и интересны. Спасибо за внимание.


Не надо забывать о рефлексии. Обучающиеся выполняют самооценку, соотнося результат выполнения задания со своим пониманием учебной задачи, своим замыслом или с предоставленными учителем или разработанными совместно критериями оценки. Также они выявляют позитивные и негативные факторы, повлиявшие на выполнение задания (что помогает/мешает, полезно/вредно, легко/трудно, интересно/неинтересно, нравится/не нравится и т.п.) В заключение школьники ставят для себя новые личные цели и задачи (что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т.п.). При подведении итогов работы по проекту ученики поставили перед собой задачу прочесть произведение в полном объёме, а затем и его продолжение («Приключения Гекльберри Финна»). Это убеждает в том, что владение навыками смыслового чтения позволяет максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию, и как результат - создать продукт совместной деятельности

Работа над проектами формирует у обучающихся весь спектр УУД. Познавательные УУД - смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения анализ, умение доказывать. Личностные, формирующие способность к самооценке своих действий, поступков и, конечно же, коммуникативные, когда дети планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдают правила речевого поведения, учатся высказывать и обосновывать свою точку зрения. Формирование регулятивных УУД приучает школьников формулировать цель деятельности, осуществлять последовательность действий и при необходимости изменять ее, выбирать наиболее эффективные пути и средства достижения целей, рефлексировать свою работу.



© 2010-2022