План-конспект урока русского языка во 2 классе на тему Безударные гласные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17

С. КРУЧЁНАЯ БАЛКА САЛЬСКОГО РАЙОНА


Урок- закрепление по теме:

« Безударные гласные

в корне слова.»

Русский язык.

2 класс

(УМК «Школа России»)


Подготовила и провела

Лешукова Людмила Петровна

учитель начальных классов

первой категории.

План-конспект урока русского языка во 2 классе на тему Безударные гласные


Тема: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

Закрепление, обобщение изученного.

Цели: закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных в корне слова; развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость; воспитывать любовь к животным.

Задача урока: формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных в корне слова.

Оборудование:

разноуровневые карточки со словами; компьютер, презентация,

мультимедийный проектор, видеоролик "Маленький ёжик", видеоклип "Бедный ёжик", видеоролик "Берегите природу"; видеопрезентация "История с мячом"

интерактивная доска;

конверты с яблочками;

индивидуальные листы для диагностики;

Программные средства: комплект методических пособий УМК «Школа России». Русский язык 2 класс : автор курса Рамзаева Т.Г.

Планируемые результаты:

  • личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения;

формирование способности к самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности.

  • метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу;

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе;

умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

  • предметные: закреплять и при необходимости корректировать изученные способы

действий правописания слов с безударными гласными, закреплять и корректировать

понятие и умение о родственных словах, формировать навык устной и письменной речи.









ХОД УРОКА:

1. Оргмомент.

План-конспект урока русского языка во 2 классе на тему Безударные гласныеСлайд № 2

а) Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнем же урок, не будем зря время терять!

- Поприветствуйте наших гостей кивком головы. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

б) Психологический настрой.

- Ну, а мы с вами: БУДЕМ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ? (дети хором: "Да!)

БУДЕМ СТАРАТЕЛЬННЫМИ?

И НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМИ?

БУДЕМ КРАСИВО И ЧИСТО ПИСАТЬ?

ТОЧНО И ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ?

-Молодцы! Я рада видеть ваши улыбки! Слайд № 3

- Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя : глаза - чтобы смотреть и находить, рот - чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

- Пусть этот урок принесет вам радость общения.

-Покажите смайликом ваше настроение в начале урока. (Дети и учитель показывают смайлик, который подходит к их настроению в начале урока).

2. Работа с пословицей

- Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать. Слайд № 4

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.







- Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости. Слайд № 5

- Как понимаете значение пословицы?

- Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

- К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.

- Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока.

- Вот сейчас внимательность и наблюдательность вам точно понадобятся. Послушайте одну очень занимательную историю...( звуковая видеопрезентация "История с мячом").

- Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).

- Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).

- Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?

(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.) Слайд № 6

- Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?

(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)

- Как правильно записать это слово?

с м…чом - мяч - мячом

- Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

- Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.

(Правописание безударных гласных в корне слова.)

- Какие цели поставим перед собой?



(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.

- На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.

- Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

- Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

- Это наш старый знакомый. Слайд № 7

-На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин.)

(Видеоролик-песенка "Маленький ёжик" на стихи Владимира Москвина)

см. Приложение

Дети встают, выполняют движения под музыку и подпевают исполнительнице Наталье Масленниковой.

6. Минутка чистописания.

- Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику. Слайд № 8

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.

Он нес яблочки в лукошке,

Чтобы их все сосчитать

Нужно пальцы загибать.

- С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?

(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)

- Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.































7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно) Слайд № 9

- Что общего у всех этих слов?

(Все слова - имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)

- По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?

Какие группы у вас получились?

(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)

(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)

Слайд № 10

- Если вы забыли, как пишется словарное слово, то ______ (продолжите мысль).

- Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов проверяемых ударением.

- Какие это буквы- мы сейчас узнаем. - Вспомним правила посадки и запишем дату сегодняшнего дня.

(Открывается боковая доска слева, на которой картина с изображением яблони. На яблоне магнитами прикреплены яблочки из бумаги. На каждом яблочке - буквы безударных гласных звуков а, и, е, о, я.

Открывается боковая доска справа. На ней записаны слова стр...на, гр...бы, з...мля, гр...за, п...тно с пропущенной гласной. Дети срывают яблочко, прикрепляют его на место пропущенной гласной в корне, объясняют свой выбор подбором проверочного слова с указанием способа подбора проверочного слова:

- В слове стр...на безударный гласный звук в корне. Его надо проверить- поставить под ударение: стр...на - страны. Я выбираю букву а. Записывает на доске (а дети в тетрадях) букву а с объяснением. (на экране по щелчку появляются гласные, записываемые на доске). Слайд № 11

На доске в ходе проверки слов появляется запись: а, и, е, о, я.

- Все ли гласные буквы записали? А только какие? (Наиболее опасные)

- Назовите гласные звуки, которые при письме не вызывают затруднений (ы, у, э)

- Продолжим ими запись. Каких букв не хватает? (ё, ю)

- Что вы о них знаете? ( ё- всегда ударный, образует слог, обозначает 2 звука в начале слова, после гласных, после ь и ъ знаков; ю- образует слог, обозначает 2 звука в начале слова, после гласных, после ь и ъ знаков).

Конечная запись на доске: а, и, е, о, я, ы, у, э, ё, ю.

- Запишем число и классная работа.

- Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске с объяснением).

8. Запись слов

- Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.

- Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)

- Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости. (Проверка на экране- Слайд № 12)

9. Словарная работа

- Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?

- Какую цель поставим на этапе словарной работы?

Знакомство со словарным словом

- Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию.

(йаблака) Слайд № 13

(На экран выводится табличка со словом.) Слайд № 14

- Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?

- Что такое яблоко? Каково лексическое значение этого слова?

(Это плод дерева яблони.)

- Откуда вы знаете? (Из своего жизненного опыта)

- А где можно узнать лексическое значение слова? (В толковом словаре)

- Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.

Этимологическая страничка

- Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Многозначность слова

- Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.

- Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза) Слайд № 15

- «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)

- «Адамово яблоко» (кадык - выступ гортани)

- «Державное яблоко» (символ императорской власти)

- Какой вывод сделаем?

- Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).

Слайд № 16




На усмотрение учителя: можно предложить придумать способ, который поможет запомнить новое слово. Например: "Какое маленькое спряталось в слове яблоко? Это слово в древнерусском языке означало глаз." Пусть это слово ОКО поможет нам запомнить непроверяемую безударную гласную в слове ЯБЛОКО.

Подбор однокоренных слов

- Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька.

- Докажите, что они однокоренные.

- Так какие же слова называют однокоренными ? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)

- Запишем слово яблонька.

- Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко.

Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.

Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный.

- Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).

- Продолжаем работу по развитию речи.

Работа с пословицей (На экране появляется пословица). Слайд № 17

Яблоко от яблоньки недалеко падает.

- Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери). Слайд № 18

10. Физкультминутка

- Пришло время отдохнуть. Послушаем песенку одной девочки, которой было очень жалко ёжика. Она так и называется "Бедный ёжик". И потанцуем.

(Музыкальный видеоклип "Бедный ёжик"). см. Приложение

Можно выяснить: " Почему девочке было жалко ёжика? "(потому что он не может спать из-за своих колючих иголок). Девочка, наверное, ещё очень маленькая и не знает, что ежи прекрасно спят и колючки им совсем не мешают. А вы знаете когда спят ежи?

- Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.

- Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.





















11. Работа с текстом

- Внимание на наш волшебный экран! Прочитайте. Слайд № 19

Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

- Что прочитали? (Текст.) Докажите.

- Какой тип текста?

- Придумайте заголовок.

- Какие виды орфограмм встретились в тексте?

- Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?

- Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски. Слайд № 20

На усмотрение учителя: можно предложить записать только пропущенные буквы или показать их сигнальными карточками гласных букв (или с помощью веера). Можно выписать слова с пропущенными безударными гласными и записать проверочные слова к ним.

Творческая работа.

- Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.

- Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

- Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.

На усмотрение учителя: можно спросить о том, почему ежей часто изображают на картинах и иллюстрациях с красивыми красными яблоками? И пополнить их знания тем, что ежи совсем не едят яблоки. Учёными так и не доказано: зачем ежу яблоки?

Дополнительная информация

Учитель (читает текст во время демонстрации видеоролика): Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

- А хотите посмотреть, какими ёжики появляются на свет? Слайд № 21

(Видеоролик "Из жизни ежей" или, если позволяет время "Новорождённые ёжики) - см. Приложение





12. Экспресс-диагностика

Графический диктант Слайд № 22

- Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы. (см. Приложение)

- Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

- Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?


о

а

и

е

я

1





*

2

*





3

*





4




*


5




*


6




*


7



*



8


*




9

*





- Проверим.

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Ежик очень доволен вашей работой.

13. Итог урока

- Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок. Слайд № 23

- Стали вы мудрее? В чем?

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

- Чему научились на уроке?

- Что было трудным на уроке?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?





Домашнее задание.

-У вас в конвертах вы найдёте карточки с заданиями по теме: "Безударные гласные". Они тоже очень интересные. Я думаю, что вы с увлечением выполните все задания, применяя изученное правило правописания безударных гласных.

Рефлексия

- Какое у вас настроение в конце урока?

- Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика. Слайд № 24

- У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно - зеленое яблоко.

- Благодарю вас за работу.

Список литературы:

1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.

План-конспект урока русского языка во 2 классе на тему Безударные гласные

































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































План-конспект урока русского языка во 2 классе на тему Безударные гласные

© 2010-2022