Календарно-тематическое планирование уроков литературы Восточной Сибири (6 класс)

Рабочая программа «Литература Восточной Сибири»» для учащихся 6-х классов разработана на основе программы спецкурса «Литература Восточной Сибири» в соответствии с методическими рекомендациями О. Н. Шахеровой, заведующей кафедрой русского языка и литературы ИПКРО г. Иркутска: ВостСибкнига, 2007.Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).УМК состоит из книги для ученика «Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ». Сост. О.Н.Шахерова. – Иркутск: ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа «Литература Восточной Сибири»» для учащихся 6А,6В,6Г классов разработана на основе программы спецкурса «Литература Восточной Сибири» в соответствии с методическими рекомендациями О. Н. Шахеровой, заведующей кафедрой русского языка и литературы ИПКРО г. Иркутска: ВостСибкнига, 2007.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

УМК состоит из книги для ученика «Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ». Сост. О.Н.Шахерова. - Иркутск: ВостСибкнига, 2010., программы учебного курса и методических рекомендаций для учителя- Шахерова О.Н. Писатели Восточной Сибири: Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ. - Иркутск: ВостСибкнига, 2007.

Цель и задачи

Программа спецкурса ориентирована на региональный компонент литературного образования, направлена на изучение творчества писателей-сибиряков и призвана обеспечить усвоение основных принципов литературно-художественного развития родного края на значительном историческом отрезке времени: от фольклора народностей, проживающих в Приангарье, до произведений современных писателей.

Задачами литературного образования при изучении курса «Литература Восточной Сибири» являются:

- формирование представлений об истории и культуре родного края;

- формирование знаний учащихся о единстве историко-литературного процесса России, включающего в себя развитие региональных литератур;

- формирование эстетического вкуса;

- формирование нравственных идеалов;

- формирование патриотизма на основе представлений о литературе и культуре родного края;

- воспитание культуры чтения;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

В авторскую программу изменения не вносились

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы Восточной Сибири учащиеся 6 класса должны

знать:

  • содержание литературных произведений родного края;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов местных авторов;

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей Восточной Сибири;

  • тематику фольклорных произведений разных жанров и литературных произведений, главных персонажей произведений, мотивы их поступков;

  • определения основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;

  • характерные особенности фольклора и литературы как вида искусства;

уметь:

  • владеть техникой грамотного и осмысленного чтения;

  • владеть умениями выразительного чтения;

  • воспринимать художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях;

  • видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

  • видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

  • грамотно строить монологические высказывания, владеть культурой диалогической речи;

  • выполнять письменные работы творческого характера.

При организации контроля используются такие формы:

  • комплексный анализ текста;

  • развернутый ответ на поставленный вопрос;

  • устные и письменные творческие работы;

  • ИКТ-контроль;

  • дидактические игры;

  • проблемные задания;

  • практические работы.

Тематическое планирование учебного материала:

Эпос народов Восточной Сибири

4 часа

Древнерусская литература Сибири

5 часов

Произведения сибирских писателей ХIХ века

7 часов

Произведения сибирских писателей и поэтов 20 века

18 часов

Итого

34 часа

Тематическое планирование учебного материала (34 ч.)

Учебно-тематический план

Содержание курса, задачи разделов

Раздел

Часы

Краеведческий компонент раздела

Литературоведческий компонент раздела

Эпос народов Восточной Сибири

4

Привлечь внимание к мифологическим сказаниям народов Восточной Сибири, показать способы понимания мира, мироощущение, восприятие окружающего мира разными народами Восточной Сибири в древности. Сформировать представление о том, что мифотворчество рассматривается наукой как важнейшее явление в культурной истории всего человечества.

В разделе «Эпос народов Восточной Сибири» представлены бурятский и якутский героический эпос. Выбор произведений обусловлен не только тем, что мифы народов мира включают все программы для 6 класса, но и открывающейся возможностью показать учащимся общность и единство всех народов, населяющих Сибирь, и всего мира, проявленных в законах мифа.

Древнерусская литература Сибири

5

Привлечь внимание к сибирскому летописанию, к годовым летописям Иркутска. Показать особенности мышления человека 17 века, особенности речи летописца, значимость его работы для истории.

В разделе «Древнерусская литература Сибири» представлены не только летописи, но и баллада К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака», созданная на материалах сибирской летописи. Важно обратить внимание учеников на разные способы изображения одного и того же события: объективированного в летописи и образно-эмоционального в балладе.

Произведения сибирских писателей 19 века

7, из них:

Привлечь внимание к произведениям сибирских авторов 19 века. Дать представление о жизни и творчестве декабристов в Восточной Сибири, о быте и нравах сибиряков, живших в 19 столетии. Показать состояние политических ссыльных, отразившееся в стихах декабристов, образ жизни ссыльных дворян, описанный в фрагменте мемуаров Н.А. Белоголового.

Освоить тексты в единстве формы и содержания; развить эмоциональное восприятие художественных произведений, образное и аналитическое мышление, творческое воображение; овладеть умением выразительного чтения стихотворений; начальными умениями анализа поэтического произведения с привлечением знакомых литературоведческих понятий (лирический герой, ритм, рифма, художественное время и пространство, композиция), усвоить понятие «документальный очерк».

Н. Белоголовый «Воспоминания Сибиряка»

2

В. Михеев «Учитель»

1

Д. Давыдов «Думы беглеца на Байкале»

2

Стихи периода ссылки декабристов

2

Произведения сибирских писателей и поэтов 20 века

17, из них:

Привлечь внимание к произведениям сибирских авторов 20 века. Дать представление о творчестве поэтов-иркутян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, познакомить учащихся с произведениями для детей известных российских литераторов, чья жизнь связана с Иркутском. Утвердить в сознании учеников мысль о связи творчества писателей с родной сибирской местностью, конкретным городом, память о которых отражена в их произведениях, и, таким образом, помочь детям сформировать собственную эмоциональную память о родных местах. Создать условия для рефлексии, диалогического соотношения в сознании школьника предшествующего эстетического опыта с опытом настоящего, приобретённым в процессе чтения художественного произведения.

Освоить тексты в единстве формы и содержания; развить эмоциональное восприятие художественных произведений, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, опыт рефлексии по поводу единства жизни отдельного человека в индивидуальном времени и пространстве и всех людей в родном мире; овладеть умением выразительного чтения стихотворений; закрепить умения анализа поэтического произведения, привлекая знакомые литературоведческие понятия (лирический герой, ритм, рифма, художественное время и пространство, композиция, название произведения), усвоить понятие баллада на краеведческом материале.

Д. Алтаузен. Баллады

1

М. Рыбаков. Стихи

1

И. Уткин. Стихи

1

В. Распутин. «На реке Ангаре»

3

Д. Сергеев. «Рекостав»

3

А. Зверев. «Ласточки»

3

М. Сергеев. Стихи

1

С. Иоффе. Стихи

1

А. Румянцев. Стихи

1

А. Кобенков. Стихи.

1

А. Горбунов. Стихи

1

Итоговое занятие

1


Календарно-тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата проведения

Коррекция

Формирование информационной компетенции

Виды учебной деятельности (на уровне УУД)

Эпос народов Восточной Сибири (4 часа)

1

Эпос народов Восточной Сибири.

1

07.09


Сообщение об образе жизни народов Восточной Сибири.

Работа со статьей учебника

2

Бурятский героический эпос «ГЭСЭР».

1

14.09


Сообщение о подвигах Гэсэра.

Составление характеристики главного героя

3

Якутский героический эпос «Олонхо».

1

21.09


Презентация

Исследовательская работа

4

Урок-обобщение темы «Эпос народов Восточной Сибири».

1

28.09



Беседа об особенностях мифологического сознания народов Восточной Сибири.

Древнерусская литература Сибири (5 часов)

5

Сибирская летопись. «О приходе Ермака в Сибирь».

1

03.10


Работа с фрагментами текста

Создание устного высказывания о прочитанном произведении.

6

Сибирская летопись. «Об убийстве Ермака и других казаков царём Кучумом».

1

10.10


Работа со статьей Д.С. Лихачева

Устное сочинение-рассказ по картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

7

Баллада К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака».

1

17.10


Работа с иллюстративным материалом

Исследовательская работа.

8

Иркутское летописание.

1

24.10


Знакомство с летописями, изданными в Иркутске.

Ответ на проблемный вопрос

9

«Иркутская летопись». Фрагменты.

1

07.11


Просмотр видеофильма.

Сочинение-рассказ на основе исторического факта, взятого из Иркутской летописи.

Произведения сибирских писателей ХIХ века (7 часов)

10

Декабристы и их роль в развитии культуры в Восточной Сибири и Иркутске.

1

14.11


Презентация «Быт и нравы сибиряков, живших в 19 в.»

11

Н. Белоголовый. «Воспоминания Сибиряка. Из детских лет».

1

21.11


Работа с мемуарами Н.А. Белоголового. Подбор иллюстраций к документальному очерку.

Проектная работа (групповая): «Заочная экскурсия «Иркутск исторический»

12

В. Михеев «Учитель».

1

28.11


Презентация о жизни сибирской интеллигенции( по воспоминаниям В.Михеева)

Составление цитатного плана-характеристики главного героя.

13

Д. Давыдов. Стихотворение «Думы беглеца на Байкале».

1

05.12


Народные песни о Байкале

Работа в группах. Сопоставление стихотворения и народной песни.

14

Д. Давыдов. Стихотворение «Думы беглеца на Байкале».

1

12.12



15

Стихи декабристов периода ссылки.

1

19.12


Знакомство с биографиями поэтов-декабристов.

Исследовательская работа.

16

Стихи декабристов периода ссылки.

1

26.12


Презентация «Вильгельм Кюхельбекер»

Произведения сибирских писателей и поэтов ХХ века (17 часов)

17

Стихи иркутских поэтов-фронтовиков.

Д. Алтаузен. Баллады.

1

09.01


Сообщение о поэтах-иркутянах, погибших на ВОВ.

Выразительное чтение наизусть.

18

М. Рыбаков. Стихи.

1

16.01



Выразительное чтение наизусть.

19

И. Уткин. Стихи.

1

23.01



Выразительное чтение наизусть.

20

В. Распутин. «На реке Ангаре».

1

30.01


Презентация «Валентин Распутин»

Пересказ фрагмента.

21

В. Распутин. «На реке Ангаре».

1

06.02



Устное иллюстрирование.

22

В. Распутин. «На реке Ангаре». Экологичность рассказа.

1

13.02



Исследовательская работа.

23

Д.Г. Сергеев. «За стенами острога». Фрагмент «Рекостав».

1

20.02


Просмотр фрагментов видеофильма.

Беседа по содержанию

24

Д.Г. Сергеев. Фрагмент повести «За стенами острога». «Рекостав».

1

27.02



Составление плана дальнейшего развития сюжета. Сопоставление своего варианта с авторским текстом.

25

А. Зверев. «Ласточки». Герои рассказа, их отношение к природе.

1

06.03


Подготовка информационной справки об авторе.

26

А. Зверев. «Ласточки».

«Взросление» героя.

1

13.03



Сочинение-рассказ о лете в деревне с точки зрения внука Якимовых Гриши или от имени ласточки-мамы (на выбор).

27

Лирика иркутских поэтов о сибирской природе.

1

20.03


Работа со сборником стихотворений, принадлежащих перу сибирских поэтов, объединённых одной темой.

Написание вступительной статьи к сборнику с объяснением своего интереса к пейзажной лирике. Дать название сборнику и статье.

28

М. Сергеев. Стихи.

1

03.04



29

С. Иоффе. Стихи.

1

10.04



Сочинение-рассказ о том, когда удалось увидеть привычное «новым» взглядом.

30

А. Румянцев. Стихи.

1

17.04



31

А. Кобенков. Стихи.

1

24.04



32.

А. Горбунов. Стихи.

1

08.05



33

Урок-концерт «Лирика иркутских поэтов».

1

15.05



Составление программы концерта из стихотворений и песен на стихи иркутских поэтов о природе.

34

Итоговое занятие.

1

22.05



Мини-сочинение «Открытие литературы Восточной Сибири».


© 2010-2022