Программа подготовительных курсов по русскому языку

Сегодня в российском обществе как никогда остро обозначилась проблема культуры речи. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, определиться в обществе, молодым людям необходимо научиться связно, выражать свое мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности. Умение понять суть любого явления, словесно сформулировать свое отношение к нему – непременное условие становления свободной личности человека. В связи с захлестнувшей общество разноголосицей мнений, суждений возникает потребность в таком виде воздействия на людей, как убеждение словом.            Предлагаемый курс «Культура речи» должен обеспечить практическое владение учащимися грамотным языком в устной и письменной речи. Программа курса рассчитана на 34 часа.            Наблюдая окружающий мир, слушая учителя, читая книги, фантазируя, старшеклассники учатся проникать в сущность любого явления. При этом они нуждаются в помощи учителя, его указаниях, как лучше строить высказывания, где и как находить самые точные, яркие и выразительные образы. Одновременно они требуют от него внимательного и бережного отношения к своим мыслям, чувствам. Поэтому каждая тема программы включает в себя практическую работу, которая стимулирует творческую активность учащихся...             Программа нацелена на создание условий, благоприятствующих развитию умений и навыков, необходимых для выбора профессии учителя, логопеда, журналиста и др. Содержание данного курса, форма его организации должны помочь учащимся оценить свой потенциал с точки зрения образовательного стандарта.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы, иллюстрирующие опыт работы

по тестовой технологии

Программа подготовительных курсов по русскому языку


Пояснительная записка


Опыт ЕГЭ по русскому языку за последние годы показал, насколько необходима дополнительная специализированная подготовка старшеклассников для сдачи единого государственного экзамена и дальнейшего образования в вузе. Это обусловлено недостаточным объёмом программы общего курса в старших классах, а также сложной структурой тестов ЕГЭ. Кроме орфографических и синтаксических заданий, тесты содержат задания по теории русского языка, требуют знаний по различным разделам языкознания: от фонетики до анализа текста.

Выполнению этих требований способствует курсовая программа подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Данная программа даёт возможность учащимся 10 - 11 классов более тщательно изучить выбранную образовательную область и способствует познанию различных видов деятельности, связанных с ней. Актуальность программы состоит в том, что она соответствует концепции профильного образования. Её содержание носит дифференцированный творческий характер, позволяет старшеклассникам работать и на более высоком уровне. Форма организации работы учащихся в рамках курса подготовки к ЕГЭ - это теоретические, практические занятия, на которых изучаются все разделы русского языка, а также проводятся тренировки в выполнении тестовых заданий. Предусмотрены также практикумы творческого характера. Структура и содержание проверочных тестов соответствуют задаче проверки выпускников по всем основным тематическим разделам школьного курса русского языка. Применение активных методик, тестовой технологии способствует формированию лингвистической, языковой, коммуникативной компетенции.

Цель курсовой подготовки учащихся к ЕГЭ:

  • повысить интерес к гуманитарному образованию, реализовать интерес к данному предмету.

Задачи:

  • эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в основной школе, и подготовить учащихся к централизованному тестированию, выпускным и вступительным экзаменам;

  • способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы.

Программа рассчитана на 96 часов. Занятия проводятся в группах и индивидуально.

Ожидаемый результат.

Учащиеся овладевают умениями и навыками:

  • применять правила для разных типов орфограмм и пунктограмм;

  • устанавливать состав слова на основе словообразовательного анализа;

  • определять и устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова (по значению и стилевой окраске);

  • соблюдать орфоэпические нормы в устной речи;

  • пользоваться разнообразием языковых средств при анализе текста.

Выполнение программы позволит систематизировать и обобщить знания учащихся. Дидактический материал послужит формированию прочных грамматических, лексических, стилистических умений и навыков, повысит речевую культуру старшеклассников и обеспечит планомерную подготовку к ЕГЭ по русскому языку.

Изучаемые разделы и темы курса русского языка.


Лексикология и фразеология.

Тема 1. Характеристика русской лексики. Международные словообразовательные элементы. Фразеология. Свободные и несвободные фразеологизмы, их лексическое значение.

Фонетика. Орфоэпия.

Тема 2. Звуки речи. Функция мягкого знака. Фонетические процессы. Алфавит. Слог, ударение, интонация. Орфоэпические и морфологические нормы знаменательных частей речи.

Состав слова (морфемика) и орфография.

Тема 3. Состав слова. Однокоренные слова. Слова с одним корнем и несколькими (сложные). Способы словообразования.

Тема 4. Гласные в корне. Корни с чередующимися гласными о//а, е//и. Правописание приставок. Приставки пре- и при-. Правописание на стыке двух морфем (приставки и корня).

Тема 5. Сложные существительные с пол- и полу-. Правописание о и е (ё) после шипящих.

Морфология. Орфография.

Имя существительное.

Тема 6. Буквы е, и в окончаниях имен существительных единственного числа. Правописание сложных существительных.

Тема 7. Формообразование имен существительных.

Суффиксы существительных. Переход слов в имена существительные (субстантивация).

Имя прилагательное.

Тема 8. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий. Правописание сложных прилагательных. Проверочный тест.

Имя числительное.

Тема 9. Образование и правописание числительных. Образцы склонения количественных числительных. Мягкий знак в именах числительных. Склонение числительных оба/обе.

Местоимение.

Тема 10. Классификация местоимений по значению. Правописание местоимений.

Глагол.

Тема 11. Мягкий знак в глагольных формах. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Причастие. Деепричастие.

Тема 12. Правописание частицы не. Суффиксы причастий. Построение предложений с причастиями и деепричастиями. Нормы лексической сочетаемости слов.

Наречие.

Тема 13. Правописание наречий. Проверочный тест.

Служебные части речи.

Тема 14. Омонимия служебных и знаменательных частей

речи. Правописание частицы не.

Синтаксис и пунктуация.

Тема 15. Словосочетание. Подчинительная связь в словосочетаниях. Глагольное и именное управление в русском языке. Нормы лексической сочетаемости слов.

Тема 16. Основные типы предложений. Простое предложение. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставные предложения. Интонационные особенности этих предложений.

Тема 17. Однородные члены предложения. Трудные случаи постановки знаков препинания. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения, их различие, на основе семантика - грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Тема 18. Обособленные члены предложения. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения, распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложение. Тире при приложении. Способы обособления. Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Тема 19. Практическая работа с использованием алгоритмов и пунктуационных таблиц.

Тема 20. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Сравнительные обороты. Тренировочный тест.

Тема 21. Вводные слова и предложения. Основные разряды вводных слов. Омонимия вводных слов и членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

Тема 22. Прямая и косвенная речь. Диалог. Оформление на письме прямой речи, косвенной и диалога. Разные способы оформления цитат на письме.

Тема 23. Проверочный тест по изученному материалу.

Тема 24. Сложное предложение. Типы сложных

предложений. Разграничения союзов и союзных слов. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Бессоюзное предложение. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставится тире, запятая и тире, точка с запятой, двоеточие. Отсутствие запятой в сложном предложении.

Тема 25. Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения. Виды придаточных частей сложноподчинённых предложений.

Тема 26. Тренировочные тесты, творческие работы.

Тема 27. Контрольный тест.

Тема 28. Анализ орфографических, пунктуационных ошибок, творческой работы

Тема 29. Функциональные стили речи. Текст. Типы речи. Схема построения текста - рассуждения. Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса). Анализ композиции художественного и публицистического текстов. Языковые средства, обеспечивающие связность текста.

Тема 30, 31. Практические занятия:

а) выявление позиции автора в тексте;

б) комплексный анализ научно - популярного и публицистического текстов;

в) редактирование текста;

г) рецензия на публицистический текст.

Тема 32. Практическое занятие: творческая работа.

Сочинение - рассуждение (часть С).


© 2010-2022