Конспект урока русского языка по ФГОС на тему Прямая речь (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока русского языка по ФГОС на тему Прямая речь (5 класс)

Конспект урока русского языка по ФГОС на тему Прямая речь (5 класс)

Конспект урока русского языка по ФГОС на тему Прямая речь (5 класс)

Конспект урока русского языка по ФГОС на тему Прямая речь (5 класс)

Конспект урока русского языка по ФГОС на тему Прямая речь (5 класс)

Конспект урока русского языка по ФГОС на тему Прямая речь (5 класс)

Конспект урока русского языка по ФГОС на тему Прямая речь (5 класс)

Конспект урока русского языка по ФГОС на тему Прямая речь (5 класс)

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о способах пунктуационного оформления предложений с прямой речью; повторить изученное о пунктограмме «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «прямая речь» и «слова автора», особенности интонационного выделения слов автора после прямой речи и перед ней, схемы предложений с прямой речью; уметь разграничивать прямую речь и слова автора; правильно произносить предложения с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; с опорой на опознавательный признак находить места употребления знаков препинания при прямой речи, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью; употреблять слово «пожалуйста» в предложениях с прямой речью, выделяя его запятыми на письме.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

uroki.net akademius.narod.ru/vibor-rus.html

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Прямая речь, косвенная речь, слова автора

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные

учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях Просмотр

- Перед вами, ребята, карточки, каждой из которых соответствует вопрос. Ваша задача - ответить на вопрос. Если отвечаете верно, то появляется буква. Если ошибаетесь, буква не высвечивается. Тогда вам могут помочь товарищи. В момент высвечивания каждой буквы зафиксируйте ее в тетради.

1. Найти «лишнее» слово:

ночь, ночной, ночлег, ночевка (ночной - прил.)

2. Найти все существительные.
Вода перестала течь.

В лодке открылась течь. Р

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию.

Воспринимают на слух информацию, осваивают

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

мультимедийной презентации, сопровождающей урок

3. Найти слово без приставки.

Пожелтеть, поилка, поливалка, поломка Я

4. Сколько звуков и букв в слове?

Съедобен - 8 б., 8 зв. М

5. Раскрыть скобки.

(в) долг А (с) вернула

6. Вставить безударную гласную:
рано пос.дел

пос.дел за партой Я

7. Вставить, если нужно, мягкий знак:
ноч.мой

купат..ся Р

8. Подобрать антонимы:
скупой - ...(щедрый)

глубокий- ...(мелкий) Е

9. Расставить знаки препинания.

Лисичка-сестричка бегает по полям ищет мышиные норы. Ч

10. Найти главные члены предложения.

В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами. Ь - Молодцы! Теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Прямая речь.)

лингвистические термины

устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

2. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

- Итак, тема сегодняшнего урока... ПРЯМАЯ РЕЧЬ.

- Кто знаком с этим понятием?

- А сейчас возьмите карточки под номером 1 и заполните толь
ко левый столбик:

Карточка 1

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

Известная информация и предположения (что мне известно по данной теме)

Новая информация

(что нового я узнал на уроке)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться? (Находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух.)

.

1

2

3

4

5

6

7

На доске предложения: Я попросил папу, чтобы он проводил меня. Я попросил папу: «Проводи меня». «Проводи меня», - попросил я папу.

- Что вы можете сказать об этих предложениях? (2-е и 3-е пред
ложения дословно передают нашу речь.)

- Верно. Эти предложения - предложения с прямой речью.
На уроке мы познакомимся с такими предложениями и с рас
становкой знаков препинания в них.

(Обратить внимание ребят на слова автора.)

- Давайте проверим наши предположения, правильно ли мы
сформулировали понятие, что же такое «прямая речь».

(На слайде - изображение кавычек.)


3. Целепо-лагание и построение проекта выхода

из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

Работа по учебнику.

- Прочитайте правило в учебнике (§ 27).

Дополняет ответы

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Вопросы для уточнения информации

4. Практическая деятельность по реализации построенного проекта

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных

- На протяжении всего учебного года мы с вами знакомимся

с русскими народными сказками, поэтому и следующие задания подобраны из сказок.

- Объединитесь в группы по 4 человека, переверните карточки
под номером 2, на них записаны предложения с прямой речью,
и ответьте на вопросы, которые вы увидите сейчас на доске.

Карточка 2 1. «Землю разделили - давай море делить», - проговорил Никита. Р. н. с. «Никита Кожемяка».

Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы заданиями

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и других источниках.

Устные ответы. Выполнение письменных упражнений

.

5. Первичное закрепление.

нормах.

Письменная работа. Игра

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных



  1. Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре». Н. Носов «Приключения Незнайки».

  2. «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега.

Р. н. с. «Гуси-лебеди».

4. «Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.
Р. н. с. «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Вопросы на доске:

  • Как называется сказка?

  • Какие предложения записаны на карточках? (С прямой речью.)

  • Где стоят слова автора? (В начале предложения или в конце.)

  • Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (Кавычками.)

  • Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.

  • Как слова автора отделяются от прямой речи? (Двоеточием, тире.)

  • Когда ставят двоеточие, а когда - тире?

  • Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью. (На экране- схемы предложений.)

-Догадайтесь, к какой схеме подходит каждое из предложений. (Обратить внимание на то, с какой буквы пишутся прямая речь и слова автора.)

- А сейчас давайте попробуем все вместе составить схему
к следующим предложениям. Как называется сказка?

1) Говорит один Мороз другому: «Братец Мороз Синий нос, как
бы нам позабавиться, людей поморозить?»

А: «П. р.?»

2) «Отчего ж не позабавиться», - отвечает ему Мороз Красный
нос.

«П. р.», - а.

(«Два Мороза».)

  • А теперь самостоятельная работа по вариантам. (Карточка 3.)

  • Списать предложения в тетрадь и составить к ним схемы.

Принимают участие в работе, выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-

I

2

3

4

5

6

7

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

способов применения их на практике. Беседа по вопросам.

Письменная работа. Игра

Карточка 3

I вариант.

1. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
«Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь».
А: «П. р.».

2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна.
«П. р.?» - а.

Р. н. с. «По щучьему велению».

II вариант.

1. А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке
приехала!»

А: «П. р.!»

2. «Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царст
ве - у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая.
«П. р.», - а.

Р. н. с. «Царевна-лягушка». Контролирует правильность работы

решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7. Включение в систему знаний

и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий

- А теперь предлагаю вам вспомнить тему сегодняшнего урока.
Как она называется?

- Какая цель была поставлена нами на уроке? (Познакомиться
с прямой речью.)

- Предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы в кар
точке 1.

- С какими предложениями мы познакомились на уроке?
(С предложениями с прямой речью.)

Тест

- Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова
(текст на доске, у слабых учащихся - карточки-помощники).

• Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называ
ются ....

• Прямая речь пишется с ... буквы и заключается в ... .

• Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ...
буквы, перед ними ставятся ... и ... .

• Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ста
вится ....

Карточка-помощница:

Прямой речью, большой, кавычки, маленькой, запятая, тире,

двоеточие

Решают тест

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации



© 2010-2022