ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Цель: создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы, классного часа по технологии диалогового обучения. Задачи: 1. Познакомить с приёмами и стратегиями технологии, предоставить возможность для оценки их эффективности. 2. Показать возможности технологии в осуществлении личностно ориентированного подхода  в обучении  и воспитании, в развитии интеллектуальных способностей учащихся. 3. Содействовать формированию мотивации на осуществление гуманистического подхода в обучении и воспитании учащихся. Оборудование: карточки для пометок учителей, афоризмы, приёмы рефлексии, правила взаимодействия на уроке, мультимедийный проектор. Форма: интегрированное занятие (лекционно-практическое): Т-П-Т. (Теория – практика – теория) Цель 1 (теоретического) этапа: осветить составляющие урока-диалога. Цель 2 (практического) этапа: показать формы и методы осуществления технологии диалогического обучения. 3 этап теоретический: вопрос-ответ. Алгоритм проведения мастер-класса: ·                    Выделение проблемы; ·                    Панель; ·                    Объединение в группы для обсуждения проблемы; ·                    Работа с материалом; ·                    Представление результатов работы; ·                    Обсуждение  результатов работы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Автор: Потыльчак Валентина Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27».


Цель: создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы, классного часа по технологии диалогового обучения.

Задачи:

1. Познакомить с приёмами и стратегиями технологии, предоставить возможность для оценки их эффективности.

2. Показать возможности технологии в осуществлении личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, в развитии интеллектуальных способностей учащихся.

3. Содействовать формированию мотивации на осуществление гуманистического подхода в обучении и воспитании учащихся.

Оборудование: карточки для пометок учителей, афоризмы, приёмы рефлексии, правила взаимодействия на уроке, мультимедийный проектор.

Форма: интегрированное занятие (лекционно-практическое): Т-П-Т. (Теория - практика - теория)

Цель 1 (теоретического) этапа: осветить составляющие урока-диалога.

Цель 2 (практического) этапа: показать формы и методы осуществления технологии диалогического обучения.

3 этап теоретический: вопрос-ответ.

Алгоритм проведения мастер-класса:

  • Выделение проблемы;

  • Панель;

  • Объединение в группы для обсуждения проблемы;

  • Работа с материалом;

  • Представление результатов работы;

  • Обсуждение результатов работы.

1 теоретический этап

Выделение проблемы

Что такое диалог? Почему он сегодня так важен? Посмотрите, что происходит вокруг… Наверняка вы были свидетелями ситуаций, когда люди не могут договориться друг с другом. Войны, межличностные конфликты, семейные разводы, конфликты «отцов» и «детей», алкоголизм и наркомания, суицид - все это результат неумения людей быть в диалоге с самим собой, с человеком, с природой, с миром.

Панель: актуализация знаний каждого по предлагаемой проблеме

Этапы диалогического изучения литературы:

I.Индивидуально-познавательный этап: создание ситуации общения, в процессе которых ученики знакомятся со своей «особостью» и индивидуальностью другого.

1.Самопредъявление учителя.

  • Приветствие с положительным эмоциональным фоном: «Рада вас всех видеть».

  • «Вопрос-якорь».

2.Самопредъявление ученика.

3.Установление взаимных договорённостей между учителем и учащимися (правила взаимодействия).

4. Организация пространства общения.

II. Коллективно-аналитический этап диалогового обучения: коллективный анализ, коллективная мыследеятельность, развитие интереса личности к предмету, формирование навыков взаимодействия в обществе, поиск решений, соотношение разных подходов, разных «Я».

Формы и приёмы работы на этом этапе:

  • размышления вслух;

  • работа в группах;

  • творческая групповая работа игрового характера;

  • ситуационные игры;

  • защита коллективного проекта (сочинения, творческой работы);

  • методы логической помощи учащимся;

  • афоризмы, пословицы, цитаты из произведений, психологические подсказки, просто советы;

  • название и тема урока;

  • осмысление эпиграфа, или эпиграфов.

III. Личностно-рефлексивный этап: развитие рефлексивной и духовной личностных функций; развитие интереса к собственному самосовершенствованию; совершенствование навыков самообразования.

Виды работы:

  • рефлексивные паузы (своеобразные остановки, когда ученики как бы заново переживают тот или иной момент урока в разных его новых возможностях: комплимент, устный или письменный анализ своих действий, размышление над своим поведением, самостоятельное обдумывание предложенных вопросов);

  • настройка личностного аппарата: вижу, слышу, чувствую, понимаю;

  • проектирование и проведение учащимися урока;

  • составление заданий, подбор материалов к зачёту;

  • творческий отчёт ученика: фильм о себе, книга о себе, журналы, литературные портфолио, выставки работ, страницы дневника.

2 практический этап

Объединение в группы для обсуждения проблемы

Наработанный мною опыт работы свидетельствует о том, что использование стратегий и приёмов технологии диалогического образования способствует осуществлению личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся. Я предлагаю присутствующим на сегодняшнем занятии «прожить» в качестве учеников некоторые из приёмов и оценить их эффективность.

  1. Организация учебного пространства (круговое (полукруг) расположение столов).

  2. Приветствие. Поприветствуйте друг друга, словно увидели в первый раз. Поприветствуйте себя любимого (потрите ладони друг о друга).

  3. Разогрев учебной группы. Проведение интеллектуальной разминки.

Приём «Продолжи фразу»: Я предлагаю вам первую часть высказывания, концовку вы должны спрогнозировать сами. Замечу, что афоризмы можно использовать в качестве эпиграфов к урокам, классным часам.

  • Учитесь сами, не ждите… (когда жизнь вас научит).

  • Расширь свой репертуар … (собой).

  • Совершил преступление: убил человека …(в себе).

  • Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо,…( делай его сам) (английская пословица).

  • Спрашивай и найдешь, старайся … (и узнаешь) (монгольская посл.)

  • Как мы мыслим, … (так мы себя и чувствуем) (А. Эллис).

  • Уважение к людям есть уважение… (к самому себе )(Д.Голсуорси).

  • Для того чтобы усовершенствовать ум, надо… (больше размышлять, чем заучивать )(Р.Декарт).

  • Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет… Стало быть дело человека не стараться светить, но… (стараться очищать себя) (Л.Толстой).

  • Не унывай! …(Унывающий обречен на неудачи.)

  • Не бойся! … (Трус обречен на поражение.)

  • Трудись! …(Другого пути к спеху нет.)

  • Поступай с ближними так, … (как хочешь, чтобы они поступали с тобой).

  • Как блохи скачут мысли с человека на человека, но … (не каждого кусают).

  • Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, … (то у каждого будет уже по две идеи )(Б.Шоу).

  • Пропорции красоты очень просты:… (100%).

Я надеюсь, что мысли, которые будут высказываться по теме занятия сегодня, не будут вами восприниматься равнодушно. Каждый из нас уйдёт, обогащённый множеством идей.

Спасибо вам за активную работу, за добрые, неравнодушные, а поэтому красивые лица. Думаю, что человек с таким лицом легко сможет ответить на вопрос:

Что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Работа с материалом

Создание проблемной ситуации, которая решается на этапе осмысления

Это проблемный вопрос нашего занятия (поместить на доске). Тему урока вы должны будете сформулировать сами в конце работы. В ходе занятия вы также должны подобрать эпиграф (-ы). Пометьте для себя задание. Я предлагаю такой: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» А.И.Солженицын. Какими словами можно заменить слово «хороши»?

Определите своё отношение к утверждению писателя, исходя из следующих позиций: 1) совершенно согласен; 2) согласен; 3) не могу определиться; 4) не согласен; 5) совершенно не согласен. Почему вы выбрали это утверждение?

Работа с текстом стихотворения Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (выдать на группу).

Приём «Ключевые слова»: во время чтения текста подчеркнуть ключевые слова. Представление результатов работы;

Представление результатов работы

Написание синквейна.

Обсуждение результатов работы

Учебный диалог относится к ведущим технологиям личностно ориентированного образования. Как особая дидактико-коммуникативная среда, учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Содержание изучаемого материала усваивается не только обращением к памяти, но и к глубинным структурам сознания старшеклассников.

Диалогичность предполагает совместный поиск истины. Диалог - это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; в нём главное не произведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сотворчество.

Список литературы:

  1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М., 1986.

  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.

  3. Библер В.С. Школа диалога культур. - Кемерово, 1992

  4. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта.- М: Педагогика, 1989.

  5. Митина Н. А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы [Текст] / Н. А. Митина, Т. Т. Нуржанова // Молодой ученый. - 2013. - №1

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.


© 2010-2022