- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Потыльчак .В. |
Дата | 08.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Автор: Потыльчак Валентина Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27».
Цель: создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы, классного часа по технологии диалогового обучения.
Задачи:
1. Познакомить с приёмами и стратегиями технологии, предоставить возможность для оценки их эффективности.
2. Показать возможности технологии в осуществлении личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, в развитии интеллектуальных способностей учащихся.
3. Содействовать формированию мотивации на осуществление гуманистического подхода в обучении и воспитании учащихся.
Оборудование: карточки для пометок учителей, афоризмы, приёмы рефлексии, правила взаимодействия на уроке, мультимедийный проектор.
Форма: интегрированное занятие (лекционно-практическое): Т-П-Т. (Теория - практика - теория)
Цель 1 (теоретического) этапа: осветить составляющие урока-диалога.
Цель 2 (практического) этапа: показать формы и методы осуществления технологии диалогического обучения.
3 этап теоретический: вопрос-ответ.
Алгоритм проведения мастер-класса:
-
Выделение проблемы;
-
Панель;
-
Объединение в группы для обсуждения проблемы;
-
Работа с материалом;
-
Представление результатов работы;
-
Обсуждение результатов работы.
1 теоретический этап
Выделение проблемы
Что такое диалог? Почему он сегодня так важен? Посмотрите, что происходит вокруг… Наверняка вы были свидетелями ситуаций, когда люди не могут договориться друг с другом. Войны, межличностные конфликты, семейные разводы, конфликты «отцов» и «детей», алкоголизм и наркомания, суицид - все это результат неумения людей быть в диалоге с самим собой, с человеком, с природой, с миром.
Панель: актуализация знаний каждого по предлагаемой проблеме
Этапы диалогического изучения литературы:
I.Индивидуально-познавательный этап: создание ситуации общения, в процессе которых ученики знакомятся со своей «особостью» и индивидуальностью другого.
1.Самопредъявление учителя.
-
Приветствие с положительным эмоциональным фоном: «Рада вас всех видеть».
-
«Вопрос-якорь».
2.Самопредъявление ученика.
3.Установление взаимных договорённостей между учителем и учащимися (правила взаимодействия).
4. Организация пространства общения.
II. Коллективно-аналитический этап диалогового обучения: коллективный анализ, коллективная мыследеятельность, развитие интереса личности к предмету, формирование навыков взаимодействия в обществе, поиск решений, соотношение разных подходов, разных «Я».
Формы и приёмы работы на этом этапе:
-
размышления вслух;
-
работа в группах;
-
творческая групповая работа игрового характера;
-
ситуационные игры;
-
защита коллективного проекта (сочинения, творческой работы);
-
методы логической помощи учащимся;
-
афоризмы, пословицы, цитаты из произведений, психологические подсказки, просто советы;
-
название и тема урока;
-
осмысление эпиграфа, или эпиграфов.
III. Личностно-рефлексивный этап: развитие рефлексивной и духовной личностных функций; развитие интереса к собственному самосовершенствованию; совершенствование навыков самообразования.
Виды работы:
-
рефлексивные паузы (своеобразные остановки, когда ученики как бы заново переживают тот или иной момент урока в разных его новых возможностях: комплимент, устный или письменный анализ своих действий, размышление над своим поведением, самостоятельное обдумывание предложенных вопросов);
-
настройка личностного аппарата: вижу, слышу, чувствую, понимаю;
-
проектирование и проведение учащимися урока;
-
составление заданий, подбор материалов к зачёту;
-
творческий отчёт ученика: фильм о себе, книга о себе, журналы, литературные портфолио, выставки работ, страницы дневника.
2 практический этап
Объединение в группы для обсуждения проблемы
Наработанный мною опыт работы свидетельствует о том, что использование стратегий и приёмов технологии диалогического образования способствует осуществлению личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся. Я предлагаю присутствующим на сегодняшнем занятии «прожить» в качестве учеников некоторые из приёмов и оценить их эффективность.
-
Организация учебного пространства (круговое (полукруг) расположение столов).
-
Приветствие. Поприветствуйте друг друга, словно увидели в первый раз. Поприветствуйте себя любимого (потрите ладони друг о друга).
-
Разогрев учебной группы. Проведение интеллектуальной разминки.
Приём «Продолжи фразу»: Я предлагаю вам первую часть высказывания, концовку вы должны спрогнозировать сами. Замечу, что афоризмы можно использовать в качестве эпиграфов к урокам, классным часам.
-
Учитесь сами, не ждите… (когда жизнь вас научит).
-
Расширь свой репертуар … (собой).
-
Совершил преступление: убил человека …(в себе).
-
Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо,…( делай его сам) (английская пословица).
-
Спрашивай и найдешь, старайся … (и узнаешь) (монгольская посл.)
-
Как мы мыслим, … (так мы себя и чувствуем) (А. Эллис).
-
Уважение к людям есть уважение… (к самому себе )(Д.Голсуорси).
-
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо… (больше размышлять, чем заучивать )(Р.Декарт).
-
Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет… Стало быть дело человека не стараться светить, но… (стараться очищать себя) (Л.Толстой).
-
Не унывай! …(Унывающий обречен на неудачи.)
-
Не бойся! … (Трус обречен на поражение.)
-
Трудись! …(Другого пути к спеху нет.)
-
Поступай с ближними так, … (как хочешь, чтобы они поступали с тобой).
-
Как блохи скачут мысли с человека на человека, но … (не каждого кусают).
-
Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, … (то у каждого будет уже по две идеи )(Б.Шоу).
-
Пропорции красоты очень просты:… (100%).
Я надеюсь, что мысли, которые будут высказываться по теме занятия сегодня, не будут вами восприниматься равнодушно. Каждый из нас уйдёт, обогащённый множеством идей.
Спасибо вам за активную работу, за добрые, неравнодушные, а поэтому красивые лица. Думаю, что человек с таким лицом легко сможет ответить на вопрос:
Что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Работа с материалом
Создание проблемной ситуации, которая решается на этапе осмысления
Это проблемный вопрос нашего занятия (поместить на доске). Тему урока вы должны будете сформулировать сами в конце работы. В ходе занятия вы также должны подобрать эпиграф (-ы). Пометьте для себя задание. Я предлагаю такой: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» А.И.Солженицын. Какими словами можно заменить слово «хороши»?
Определите своё отношение к утверждению писателя, исходя из следующих позиций: 1) совершенно согласен; 2) согласен; 3) не могу определиться; 4) не согласен; 5) совершенно не согласен. Почему вы выбрали это утверждение?
Работа с текстом стихотворения Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (выдать на группу).
Приём «Ключевые слова»: во время чтения текста подчеркнуть ключевые слова. Представление результатов работы;
Представление результатов работы
Написание синквейна.
Обсуждение результатов работы
Учебный диалог относится к ведущим технологиям личностно ориентированного образования. Как особая дидактико-коммуникативная среда, учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Содержание изучаемого материала усваивается не только обращением к памяти, но и к глубинным структурам сознания старшеклассников.
Диалогичность предполагает совместный поиск истины. Диалог - это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; в нём главное не произведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сотворчество.
Список литературы:
-
Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М., 1986.
-
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.
-
Библер В.С. Школа диалога культур. - Кемерово, 1992
-
Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта.- М: Педагогика, 1989.
-
Митина Н. А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы [Текст] / Н. А. Митина, Т. Т. Нуржанова // Молодой ученый. - 2013. - №1
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.