ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Ушакова Марина Ивановна

учитель русского языка и литературы

вторая категория


План-конспект

Цель:

- Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений- анализ объектов с целью выделения признаков;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Тип урока: обобщение изученного.

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, методы дифференцированного обучения.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point, учебник для 5 класса по русскому языку, раздаточный материал к уроку.
Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.

ХОД УРОКА:

I.Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть.

Упражнение «Подари улыбку»

Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Участники берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

Записать Д.З. сл.1

II. Постановка темы и цели урока.

На доске написаны слова

-Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово

Ска…ка

Лё…кий

Грус…ный

Морко…ка

1.Что интересного вы заметили? (вставленные буквы согласные)

-Ребята, как вы думаете, какое слово будет лишним? (грустный)

- Почему? (другая орфограмма)

- Давайте произнесём это слово, так как говорим.

- Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й/ ]

ИНОГДА СОГЛАСНЫЕ ИГРАЮТ С НАМИ В ПРЯТКИ.

ОНИ НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ, НО ПИШУТСЯ В ТЕТРАДКЕ.

Звучит песня «Непроизносимые согласные». сл.2

- По этой проблеме сформулируйте тему урока.

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова» сл.3

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

---будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.

---будем учиться подбирать проверочные слова.

В течение урока вы заполните карту успешности (показать)

III. Актуализация знаний

1.Осмысление изучаемого материала.

Работа в карточке. Чтение с пометками.

- Ознакомьтесь с материалом текста карточки. Определите, что вы уже можете сказать по изучаемой проблеме урока, отметив знаками !, +, ?.

(Учащимся предлагается система маркировки информационного текста, включающая следующие знаки:

«!» - это я знаю

«+» - новая информация

«?» - сомневаюсь

IV.Беседа с классом.

- Что вы знаете о написании непроизносимого согласного?

Д: Непроизносимый согласный нужно проверять.

- Как проверить непроизносимый согласный?

Д: Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласный звук искать.

- Объясните написание слов в предложении

Ужас.но интерес.но всё то, что неизвес.но! НА ДОСКЕ

V.Работа в парах. Составление памятки. сл.5

- Сравните с эталоном алгоритма … Самооценка. сл.6

- Обратите внимание: в способах действий для правильного написания безударных гласных и парных согласных подбирается проверочное слово, а для непроверяемого согласного - родственное?

- Как вы думаете, почему?

Д: Проверить безударный гласный и парный согласный можно двумя способами: изменяя форму слова или подбирая родственное слово, а непроизносимый согласный - только подбирая родственное слово.

Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого: нужно подобрать однокоренное слово, чтобы этот согласный отчетливо слышался.

VI. Закрепление. Дифференцированная работа. сл.7

Сейчас каждый из вас ещё раз вспомнит, какую цель поставили в начале урока. Добились ли вы поставленной цели, на каком уровне, вы узнаете после того, как самостоятельно поработаете с карточкой, в которой задание трёх ступенек. Оцените свои возможности, какое из заданий вы сможете выполнить. Т. к. время ограничено, вы можете выбрать для себя только те, которые вам понятны и не более 2 - х заданий из предложенных.

Уровень А.
Спишите, написав проверочные слова.
….-извес . ный, …- свис . нул, … - радос . ный,
… - прелес . ный.

Уровень В.
Составьте и запишите словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.

(Грусть) рассказ, (известие) писатель, (прелесть) девушка, (радость) народ.

Уровень С.
Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной.

Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девушка, веселый народ.

Индивид.задания: ….карточки.

VII. Закрепление пройденного материала

Работа в парах. сл.8. Подбор проверочных слов. Учащиеся читают слово, записанное на карточке, обсуждают и подбирают проверочное слово.

МЕСТНОСТЬ КАПУСТНЫЙ

ПАСТБИЩЕ КОСТНЫЙ

СЕРДЦЕ УСТНЫЙ

VIII. Работа в группах. сл.9

Инструкция.

План работы группы

1. Обсудите транскрипцию слова.

2. Подберите однокоренные слова.

3. Выделите корень.

4. Сделайте вывод.

5. Защита мини-исследования слов.





Группа№1





Группа№1

Задание:

1.Записать слова.

2.Выделить корень в слове.

3.Подобрать проверочное слово.

4.Определить, в чём особенность проверочного слова.

Счас…ливый-

Капус…ный-

Свис..нул-

Вкус…ный-

Группа№2

Задание:

1.Записать слова.

2.Выделить корень в слове.

3.Подобрать проверочное слово.

4.Определить, в чём особенность проверочного слова.

Гиган…ский-

Звёз…ный-

Грус…ный-

Прекрас…ный-

Группа№3

Задание:

1.Записать слова.

2.Выделить корень в слове.

3.Подобрать проверочное слово.

4.Определить, в чём особенность проверочного слова.

Ненас…ный-

Наез…ница-

Мес…ный-

Чудес…ный

Группа№4.

Задание:

1.Записать слова.

2.Выделить корень в слове.

3.Подобрать проверочное слово.

4.Определить, в чём особенность проверочного слова.

Чес.ный

Ус.ный

Радос.ный

Извес.ный

Отчёт групп о работе.

(Каждая группа представляет своё мини-исследование по плану работы и

озвучивает вывод.

Ребята определили, что новая орфограмма находится в корне слова, особенность проверочного слова в том, что звук чётко слышится, есть слова, похожие по звучанию на новую орфограмму, но согласный в, д, л, т не пишется)

IX. ФИЗМИНУТКА.

Я называю слова, если в слове пишется непроизносимая согласная, то хлопаем, а если нет - приседаем.

Поездка, чудесный, несчастный, лесной, поздний, прелестный, прекрасный, лестница, тесный, вкусный, неизвестный, согласный, красный.

X. Графический диктант с проверкой по «ключу». сл.11

1) корыстный;

2) пастбище;

3) захолустный;

4) ненавистный;

5) ненастный;

6) чудесный;

7) прелестный;

8) окрестный;

9) чувствовать;

10) искусный.

Ключ cл.12

XI.Тренировочные упражнения.


Выборочный диктант. Запишите слова с непроизносимым согласным в корне, которые я нашла в стихотворениях известных поэтов. сл.13
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный? (А.С.Пушкин)

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А.С.Пушкин)
И сам про себя удалую хвастливую песню поёт. (Н.А.Некрасов)

Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна,
Грустную думу наводит она. (Н.А.Некрасов)

XII. Итог урока сл.14

Какова была цель урока? Достигли мы её или нет? Какое открытие сделал каждый из вас?

Легенда

Прыгнули две лягушки в ведро с молоком. Одна лягушка сразу сдалась и утонула, а другая так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра.

Желаю вам старательно учиться, не бояться трудностей. Спасибо за урок.

РЕФЛЕКСИЯ сл.15.

украсить одинокое дерево… стикерами с фразами об уроке…





САМОАНАЛИЗ УРОКА

«ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»

Тип, структура урока: обобщение изученного, повторение знаний о корне, орфограммах корня: - безударной гласной и парной согласной.

При подготовке к уроку были учтены программные требования:

-по работе над орфограммой;

-по развитию устной и письменной речи;

-валеологии (физминутка, смена деятельности);

-особенности учебной деятельности:

-активность, осознанность, системность.

Исходя из этого, были поставлены цели урока:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану инструкции;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным.

В начале урока была проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся.

Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог-мотив для изучения учебного материала.

Организована работа по закреплению учебного материала.

Основные формы работы:

Коллективная, групповая, индивидуальная.

При построении урока пользовалась принципами:

-научности, проблемности, наглядности, активности, системности и последовательности.

Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны методы и средства работы на уроке: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, методы дифференцированного обучения.

На уроке проводилась работа:

-по расширению словарного запаса;

-по овладению умениями и навыками устной и письменной речи;

-по орфографии.

Велась работа:

-с лексическим значением слова, с корнем слова;

-с различными группами лексики (синонимы).

При подготовке и проведении урока была создана личностно ориентированная ситуация, соответствующая сфере, в которой хотел бы себя реализовать ученик, т.е. задания носили индивидуальный и дифференцированный характер.

Все намеченные задания урока выполнены и проверены в ходе самопроверки и взаимопроверки обучающихся. Я осуществляла индивидуальный, фронтальный и взаимоконтроль.

Моя деятельность на уроке направлена на формирование навыков самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции и рефлексии учащихся. Я направляла учеников на своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, перехода с одного этапа урока на другой. С моей помощью цель урока достигнута, дети самостоятельно и, в основном, верно, решали учебные задачи.

На уроке осуществлялась взаимоподдержка между сильными и слабыми учащимися (взаимопроверка, обсуждение, анализ заданий). Объём выполненной работы оптимальный, темп работы соответствовал уровню развития познавательных способностей каждого ученика. Ориентация на личность обучающегося прослеживалась в ходе каждого этапа урока.

Все поставленные мною задачи урока были реализованы, благодаря сотрудничеству учителя и учащихся. Урок достиг поставленных целей.




© 2010-2022