Разработка урока 1. Сложноподчиненное предложение (9/11 классы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О.В.Манченко,

учитель русского языка и литературы

Тема урока. Сложноподчиненные предложения.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока: повторить и систематизировать знания учащихся по сложноподчиненному предложению, полученные ранее.

Задачи урока:

1) образовательные:

- углубить теоретические знания в ходе выполнения практических заданий;

-закрепить навыки расстановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях;

- формировать исследовательские навыки при работе с языковым материалом;

- готовить к ГИА.

2) развивающие:

- развивать умения и навыки анализа языковых единиц;

- развивать навыки самостоятельной работы со справочной и учебной литературой;

- развивать речевую деятельность учащихся.

3) воспитательные:

- активизировать познавательный интерес к изучению русского языка;

- воспитывать любовь к русскому языку;

- пробудить интерес к личности А.И.Куприна и к его творчеству.

Оборудование урока: дидактическо - наглядный материал, раздаточный материал, таблицы.

План урока.

I.Организационный момент.

II.Постановка целей урока, инструктаж групп.

III. Работа с текстом.

IV. Постановка учебных задач классу.

V. Сообщение подготовленного ученика по теме «Построение СПП. Синтаксические нормы».

VI. Подведение итогов.

VII. Выставление оценок.

VIII.Сообщение домашнего задания классу.

IX. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Организационный момент (приветствие, нацеливание учащихся на урок, объявление темы урока).

  2. Постановка целей и задач урока, инструктаж групп.

Цель урока:

-привести в систему знания, полученные ранее по данной теме;

-развивать самостоятельное умение комплексно (многоаспектно) анализировать предложенный текст, узнавать, анализировать, обобщать и сравнивать языковые единицы;

-совершенствовать коммуникативные навыки;

-умело использовать теоретические знания для более эффективного речевого развития

Итак, класс условно поделен на пять групп. В каждой группе есть РУКОВОДИТЕЛЬ, который отвечает за качество проделанной работы; ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ - контроль времени; СЕКРЕТАРЬ - запись заданий, оформление полученных заданий; КОНТРОЛЕР - фиксирование работы каждого в группе для дальнейшего выставления оценок.

Один из «сильных» учащихся на доске воспроизводит блок по теме «Синтаксис» для определения места СПП в теме «Синтаксис». (Приложение 1.)

На партах в качестве наглядного раздаточного материала находятся обобщённые таблицы-помощники «Виды придаточных предложений в сложноподчиненных предложениях».

III. Работа с текстом.

(Перед каждым учащимся распечатанный текст.) (Приложение 2.)

Вы ознакомились с текстом дома и выполнили ряд заданий по тексту, о чем и отчитаетесь позднее. А сейчас

1) Прослушайте текст еще раз, подумайте, что осталось непонятым. (Чтение текста подготовленным учеником.)

Если возникли вопросы по тексту, учащиеся задают их.

2) Отчет по предварительному домашнему заданию.

(Отчитываются группы учащихся, работавшие над определенным заданием. Ребята оформляют тетради в виде тезисов.)

Задание 1 группы: определить тему, идею текста, озаглавить.

Этот текст о многоликости Куприна, о том, какую роль сыграл физический труд в его жизни, в обогащении его человеческого и писательского опыта, о том, как писал Куприн - это и есть тема текста.

Идея - обратить внимание читателя на личность Куприна, вызвать интерес и желание узнать еще больше о нем и его творчестве.

Название - «Един и многолик».

(Материалы отчетов групп вывешиваются на доску.)

Задание 2 группы: определить стиль текста и тип речи.

Стиль текста - публицистический.

Тип речи - рассуждение.(Тезис: «един и многолик», доказательство. Тезис: «был любопытным и любознательным человеком», доказательство. Общий вывод:

«Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги»

Задание 3 группы: составить цитатный план текста.(Класс корректирует план, составленный дома.)

1. «Един и многолик».

2. «Почему так часто он менял свои профессии?»

3. «Он был очень любопытным и любознательным человеком.»

4. «Решил поступить в рыболовецкую артель…»

5. «Тяжелый физический труд давал ему разрядку».

6. «Ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом».

7. «Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней».

8. «…Прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова…».

9. «Не стареют лишь его книги».

Задание 4 группе: провести словарную работу, определить лексическое значение слов, помогающих при пересказе текста изложения раскрыть все грани Куприна - человека и художника слова, а также слов, представляющих лексические трудности, подобрать синонимы.

Своеобразный (оригинальный) - отличающийся от других подобных такими свойствами, признаками, которые присущи только ему.

Многообразие (различие) - множественность проявлений чего-нибудь, форм обнаружения чего-нибудь.

Замурованный (страдательное причастие прошедшего времени от «замуровать») - 2.перен. уединиться, замкнуться.

Интеллигентный - образованный, культурный, присущий интеллигенции.

Опорочить - осуждать, признавать негодным; позорить, компрометировать, распространять неодобрительные, предосудительные сведения о ком-нибудь, чем-нибудь.

Канцелярский труд, т.е. направленный на составление бумаг, ведения делопроизводства.

Отчеканивая фразы - в значении «произнести ясно и раздельно».

Как мастер-ювелир - перен. об искусной, тщательной отделке мелочей, деталей.

Афоризм - краткое и выразительное изречение.

Баркас - большая многовесельная лодка.

Артель - объединение группы лиц для совместной работы с определенным по договору участием в доходах и общей ответственности, товарищество.

Брезентовая роба - вид одежды.

Понимание значения этих слов поможет понять ключевые слова данного текста «един и многолик».

Задание 5 группы: выписать слова, представляющие определенные трудности при написании.

Непроверяемые безударные гласные: артель, экзамен, ювелир, вокзал, арбуз, кирпич, цемент, ремесло, фантазеры.

Двойные согласные: профессии, в одесском, интеллигент.

Проделанная работа поможет вам, ребята, в понимании текста.

3) Работа в группах с разными видами придаточных предложений.

Задание 1 группе - выписать сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Задание 2 группе - выписать сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Задание 3 группе - выписать сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными образа действия, степени, сравнительными, места, времени.

Задание 4 группе - выписать сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели, уступки, следствия, причины, условия.

Задание 5 группе - выписать сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными.

Используя вопросы, записанные на доске, рассказать о заданном виде придаточных и выполнить ряд заданий.

(Вопросы, помогающие рассказать учащимся о заданном виде придаточного: вид придаточного, на какой вопрос отвечает, к чему относится, место придаточного, средство связи, наличие указательных слов при поясняемом слове.)

Ответ 1 группы. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны, становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию.

Даже во время творческого подъема писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного человека» или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз.

(Один учащийся из группы записывает предложения на доске, выделяет грамматические основы; другой учащийся оформляет схемы и рассказывает по заданному плану о данном виде придаточного.)

Ребята, помним пунктуационное правило: придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.

Ответ 2 группы.

О том, что он писатель, никто не догадывался. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, СПП с придаточным изъяснительным.

1. Главное, двусоставное, распространенное, полное.

2. Придаточное, двусоставное, нераспространенное, полное.)

(Один учащийся записывает предложение на доске, делает синтаксический разбор, другой учащийся оформляет схему и рассказывает о данном виде придаточного.)

Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда.

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова.

Ответ 3 группы.

Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней.

Сообщение о придаточном обстоятельственном со значением образа действия.

Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен: испытали силу, ловкость.

Сообщение о придаточном обстоятельственном со значением времени.

Ответ 4 группы.

Писатель страдал, если ему приходилось быть замурованным в четырех стенах кабинета.

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова.

Сообщение о придаточном обстоятельственном со значением условия.

На пятый день стал упрашивать, чтобы оставшиеся дни заменили денежным штрафом.

Сообщение о придаточном со значением цели.

Ответ 5 группы.

Придаточных присоединительных в данном тексте нет.

(5 группа получает дополнительное задание: определить, каких видов придаточных нет в исследуемом тексте.)

IV. Постановка учебных задач классу.

Итак, мы вспомнили и закрепили все признаки придаточных. Какие виды придаточных предложений можно объединить условно, учитывая сходство и различие признаков?

- Выявите дифференцирующие признаки придаточных.

- Определить роль сложноподчиненных предложений в изучаемом тексте.

(Перед нами текст-рассуждение, а чтобы рассуждать, простых предложений недостаточно. Глубокая мысль требует развернутых сложных конструкций. И мы продолжим работу над текстом-рассуждением, отвечая на вопрос «Почему Куприн так часто менял профессии?», используя при написании сложноподчиненные предложения. Это и будет вашим домашним заданием.

V. Сообщение подготовленного учащегося-консультанта по теме «Построение сложноподчиненных предложений. Синтаксические нормы». Класс фиксирует в тетрадях возможные риски при построении СПП с примерами.

Чаще всего грамматические ошибки в сложноподчиненных предложениях могут быть допущены в следующих случаях.

  1. Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова кто. Обычно такие предложения начинаются со слов: все, кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и т.п.

Важно помнить, что местоимение кто употребляется только с глаголами в форме ед. ч.

При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения.

Разработка урока 1. Сложноподчиненное предложение (9/11 классы)

Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения:

Разработка урока 1. Сложноподчиненное предложение (9/11 классы)


  1. Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.

При таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная часть которым управляет Сквозник-Дмухановский.

Правильный вариант: В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.

  1. Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

В комедии «Ревизор» развертывается конфликт, которым ведут герои.

Правильный вариант: В комедии «Ревизор» развертывается конфликт (какой?), который ведут герои.

  1. Неверное соединение с помощью союза и причастного оборота и придаточной части.

Я пил кофе, (приготовленный барменом) и (в который добавили виски).

В подобных предложениях причастный оборот следует ставить перед определяемым словом.

Правильный вариант: Я пил (приготовленный барменом) кофе, (в который добавили виски).

VI. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы активизировали материал по теме «Сложноподчиненное предложение», работая с текстовым материалом, повысили уровень речевой компетентности. Думается, мы потрудились хорошо. Есть вопросы?

VII. Выставление оценок (производится при помощи контролеров).

VIII. Сообщение домашнего задания.

Напомнить о написании сочинения-рассуждения «Почему Куприн так часто менял профессии?»

Индивидуальное задание: подготовить устное сообщение на тему «Знаки препинания в СПП с одним придаточным».

IX. Рефлексия.

Продолжите предложения

Сегодня на уроке я повторил…

Сегодня на уроке я узнал…

Надо ещё повторить…

Моё эмоциональное состояние…










Приложение 1.

Разработка урока 1. Сложноподчиненное предложение (9/11 классы)








Приложение 2

Текст о А.И.Куприне.

Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным - художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один - землемер, другой - грузчик, третий - рыбак, а ещё - учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице - писателе Куприне.

Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремёсла и «отображать» потом жизнь во всём её многообразии?!

Всё было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нём. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придаёт ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. «Среди грузчиков в одесском порту, фокусников, воров и уличных музыкантов, - говорил Куприн, - встречались люди с самыми неожиданными биографиями - фантазёры и мечтатели с широкой и нежной душой».

Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен: испытали силу, ловкость. И только потом приняли равноправным членом. О том, что он писатель, никто не догадывался. И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.

Тяжёлый физический труд давал ему разрядку. Писатель страдал, если ему приходилось быть замурованным в четырёх стенах кабинета. Так, в 1908 году суд приговорил его «за опорочение представителя правительственной власти» вице-адмирала Чухнина к десятидневному домашнему аресту или денежному штрафу. Куприн согласился на арест. Три дня протомился и затосковал. На пятый стал упрашивать, чтобы оставшиеся дни заменили денежным штрафом!

Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда. Он был убежден: ничто не даёт такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию.

Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъёма писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного человека» или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз.

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные слова». Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь - всё записывал Куприн в записную книжку. Придёт время - и всё может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора.

Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги.

(По Б.Д.Челышеву)

© 2010-2022