Урок русского языка в 6 классе по теме «Диалог времен»

Начнем с понятия «диалог времен». По-другому - связь времен, поколений, преемственность традиций, сохранение достояния, нравственных ценностей людей. А теперь приблизим это же понятие к русскому языку. О чем пойдет речь? О времени  глагола, о связи глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени.  Перед нами «три поколения», живущие в одном глагольном государстве, имеющем  свою символику. Интересен флаг своей цветовой гаммой: прошедшее время алого цвета ассоциируется с закатом, настоящее – с желто-розовым рассветом, будущее – с горизонтом, привлекает внимание  голубой дымкой. Краски времен нанесены осторожно, без четких границ и вызывают ощущение единства, как в жизни: без прошлого нет настоящего, а без настоящего не построить будущего. Исчезнут глаголы – из языка «уйдет» движение. Внизу... Образное представление о времени глагола - та неожиданная грань вопроса, которая придаст уроку особую мелодичность. Кроме того, позовет детей дальше, к научному пониманию грамматической темы, к сотрудничеству и диалогу, и овладение теоретической частью будет успешно. Нет сомнения в том, что ребята смогут объяснить подобный выбор колорита на флаге, отыскав в учебнике ответ: глаголы изменяются по временам, что и подчеркивает на флаге плавный цветовой переход. Дадут обоснование и двум прямым, указы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Диалог времен» (обобщение материала по теме «Глагол»).

Цель:

1. Обобщить материал по теме « Глагол» через связь прошедшего, настоящего и будущего времени путем исследования.

2. Развивать творческие способности учащихся через осуществление межпредметной связи.

3. Воспитывать грамотную личность.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

- «Диалог времен».

-Вам знакомо это выражение?

Где мы его часто используем? (На уроках литературы).

-Вспомним, что оно обозначает? (связь времен, поколений; преемственность традиций, сохранение достояния, нравственных ценностей людей).

«…Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека…» (учебник литературы, стр. 120 (II часть)

-Кто автор этого монолога? (В.Распутин).

-Название рассказа? («Уроки французского»).

В.Распутин - представитель старшего поколения, а вы - новое, молодое поколение.

-Раскройте ваш диалог с писателем, в чем он заключается? (писатель передал свое достояние - книгу, преподал уроки доброты как нравственную ценность). Сегодня он будет помогать нам.

-А теперь приблизим понятие «диалог времен» к русскому языку и посмотрим на это реально.

- О чем пойдет речь? (О временах глагола, о связи глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени, о наклонениях).

III. Обобщение материала по теме «Глагол»

1. Словарь: преемственность, символика, герб, флаг, эмблема, совесть, нравственные ценности (заполнение таблицы)

Вид работы

Содержание

Лексическое значение слова

Словарь

Преемственность

Передача чего-либо от предшественника к преемнику.

Символика

Символическое значение, приписываемое чему-нибудь.

Герб

Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях

Флаг

Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета, часто с эмблемой

Эмблема

Условное изображение какого-нибудь понятия

Совесть

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед людьми, обществом, собой.

Нравственные ценности

Духовные, важные, значимые понятия

2. Государство «Глаголия» (связь глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени, изменение глаголов по временам).

- Итак, перед нами три поколения», имеющие одни ценности и живущие в одном государстве «Глаголия».

Это глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.

Наша цель: установить связь между «представителями трех поколений», тем самым обобщить изученное о глаголах путем исследования языкового материала.

Любое государство имеет свою символику: флаг и герб.

Выберем флаг глагольного государства. Для этого включим наше воображение и подкрепим знаниями.

Прошедшее время. Показатель глаголов прошедшего времени? ( суффикс -л-).

- Надо ли забывать прошлое? (Нет).

- Почему? (Без прошлого нет настоящего).

Это важно в жизни. А в отношении языка? (Без глаголов прошедшего времени невозможно будет говорить о прошедших событиях, нарушится последовательность определенных фактов).

На государственном флаге мы должны отразить прошедшее время глаголов.

- Какое природное явление суток ассоциируется с прошедшим временем? (закат).

- Цвет? (алый).

Настоящее время.

- С каким природным явлением суток ассоциируется настоящее время? (рассвет).

- Цвет? (желто-розовый).

Будущее время.

- Где оно? (Впереди, вдали, далеко, там, за облаками, за горизонтом).

- Цвет? (голубой).

- Желанными гостями какой языковой единицы являются глаголы? (предложения).

- Глаголы бездействуют? (Они выполняют синтаксическую роль- роль сказуемого).

- Какой элемент надо добавить на флаге? (две параллельные линии).

- Какова роль глаголов в жизни человека?

Чтобы быть более точным, представьте сначала, что из нашего языка исчезли прилагательные…

Язык станет серым и бедным.

Исчезнут числительные…

Язык станет неопределенным, лишится точностей.

Исчезнут глаголы всех времен…

Из языка «уйдет» движение.

- Кто из классиков говорил о жизненности русского языка? (Н.В.Гоголь).

- Благодаря чему язык полон жизни? (глаголам).

- Обратите внимание на то, как один цвет незаметно переходит в другой; цвета, будто растворяются друг в друге.

- Правильно ли это? Может быть необходимы четкие границы?

Для этого обращаемся к языку. теории о глаголах трех времен.

(Вариант распределения цвета на флаге правильный, так как время глагола- признак непостоянный, глагол изменяется по временам).

-А в жизни? (Прошедшее, настоящее и будущее едины).

Задание № 1

Заполнение таблицы:

Вид глагола

Время

Прошедшее

Настоящее

Будущее

Несовершенный вид

Читал

Читает

Будет читать

Совершенный вид

Прочитал

-

Прочитает

Надо запомнить!

Не все глаголы имеют форму трех времен.

2. Общение с глаголами (разноспрягаемые и безличные глаголы, морфологический разбор глаголов)

Читаем отрывок из рассказа «Уроки французского» на стр. 121:

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем…» (до ***).

- Действительно, почему? (вина за упущенное, за нежелание что-то понять, извлечь ранее…)

- Найдите глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.

Сталось (пр. вр.), чувствуем (н. вр.), глагола б.вр. нет.

- Попытаемся подобрать.

- Обращаемся к тексту.

Чувства вины могло бы не быть, если бы мы задумывались уже в школе, что с нами в дальнейшей жизни будет.

- Какой из этих глаголов самый интересный? (сталось).

- Чем он интересен? (безличный).

- Что характерно для безличных глаголов? (стр. 207)

- Есть ли еще интересные глаголы? (да; разноспрягаемые).

- Какой вопрос напрашивается? (почему так называются, что за глаголы? Стр. 190-191).

- От какой речевой ошибки нужно себя оберегать?


Задание № 2

Заполнение таблицы:

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Сталось -безличный глагол, обозначает действие предмета

Чувствуем - глагол, обозначает действие предмета

Будет - глагол, обозначает действие предмета

I. (Что сделалось?) сталось

Н.ф.- статься

I. (Что делаем?) чувствуем

Н.ф.- чувствовать

I. (Что будет?) будет

Н.ф.- быть

II. Пост. пр.-с.в., неперех., I спр.

Непост. пр.-изъяв. н., пр. вр., ср.род, ед. ч.

II. . Пост. пр.-нес.в., перех., I спр.

Непост. пр.-изъяв. н., н. вр., 2 л., мн.ч.

II. . Пост. пр.-нес.в., неперех., I спр.

Непост. пр.-изъяв. н., б. вр., 3 л., ед.ч.

III. (Что сделалось?) сталось

III. (Что делаем?) чувствуем

III. (Что будет?) будет

- I-II-III блоки материала о глаголе? (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)

- Какой вопрос обобщили? (морфологический разбор)

- Почему данный вопрос - один из значимых? (он требует знания всего материала по теме «Глагол»).

- Какие наклонения здесь не прослеживаются? (условное и повелительное).

Задание № 3

-Чем интересны глаголы условного наклонения?

-Выберите правильный вариант ответа и аргументируйте свой выбор

1 вариант: они выбрали себе форму прошедшего времени, но самого времени как морфологического признака у них нет.

2 вариант: они имеют форму прошедшего времени как морфологический признак

Правильный ответ:

Глаголы условного наклонения навсегда выбрали себе форму прошедшего времени, но самого времени как морфологического признака у них нет, потому что эти глаголы только «мечтают», что могли бы существовать в реальной жизни. А у тех, что не существует, и времени не может быть.

Задание № 4

-А в каком времени живут глаголы повелительного наклонения? (ни в каком, эти глаголы не изменяются по временам)

Надо запомнить:

Глаголы повелительного наклонения не изменяются по временам

Но!

Связь какая-то должна быть. Как вести диалог времен? Они же не могут жить вне государства!

Итак, ход ваших мыслей:

1. Характер этих глаголов или особенности данной формы глагола (стр. 200).

-Глаголы какого времени являются ближайшими родственниками глаголов повелительного наклонения? (глаголы настоящего и будущего времени).

2. Значение глаголов повелительного времени (стр. 199)

-Это прямой смысл или переносный? (прямой)

-А в чем переносный смысл?

Небольшое отступление:

Человек в жизни всегда стоит перед выбором.

-Какая сила его заставляет или помогает сделать определенный выбор? (внутреннее «я», совесть)

-В чем переносное значение глаголов повелительного наклонения? (они подобны совести).

-Что такое совесть? (чувство нравственной ответственности за свое поведение перед людьми, обществом, собой).

Задание № 5

Синтаксический разбор

Сынок, живи по совести!

(Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, распространенное, осложнено обращением)

Схема: [ О,.. ! ]

-Чем является сочетание «жить по совести»? (фразеологизмом)

-Смысл? (жить честно, достойно)

-Является ли совесть нравственной ценностью человека? (да)

-Почему? (это чувство необходимо человеку во все времена, он всегда должен жить по совести)

Задание № 6

-Объясните смысл:

Человек с чистой совестью (честный);

Угрызение совести (стыдно);

Делать со спокойной совестью (уверенность в своей правоте);

Свобода совести (отсутствие ограничений в выборе вероисповедания);

Выполнить на совесть (добросовестно);

Для очистки совести (чтоб потом не винить себя в чем-то);

-Что собой представляют данные обороты? (фразеологизмы)

-Что придают речи фразеологизмы? (образность)

-Какое словосочетание не является фразеологизмом? (свобода совести)


IV. Вывод по уроку

-Почему большее внимание уделили наклонениям и временам глагола? (зная наклонение, легко определим время; зная время, легко определим остальные морфологические признаки глагола)

-Человек имеет нравственные ценности. Что является ценностями глагола? (морфологические признаки)

-В каком случае может прерваться связь времен в жизни человека? (если не будет соблюдаться преемственность поколений)

-В каком случае будет нарушена связь времен глагола? (в случае необразованности человека)

-Дайте объяснение понятия «здоровое общество» в прямом и переносном значении.

В прямом смысле: высокий уровень медицинского обслуживания, развитие и совершенствование медицины, большее количество здоровых людей, здоровый образ жизни людей, забота о подрастающем поколении.

В переносном смысле: культурное, образованное и духовно нравственное общество.

V. Домашнее задание

- Тема следующего урока: «Здоровое общество «Глаголия»

-Какой блок материала необходим? (орфография)

- Подумайте, можно ли образовать форму 1 лица единственного числа от глаголов: галдеть, дерзить, дудеть, очутиться, победить, пылесосить, убедить, шелестеть, шерстить, лебезить, стонать?

Ваш помощник - толковый словарь.

- Повторите орфографию глагола.

- Приготовьте примерные заготовки к конкурсу «Герб страны «Глаголия».




© 2010-2022