Урок русского языка

Урок русского языка в 9 классе. Урок направлен на открытие новых знаний учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных обстоятельственных предложений. отработку умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила, определять роль СПП в художественном тексте; способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, совершенствованию навыка выразительного чтения, формирует интерес к русскому языку и литературе, уважения к творчест...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12

Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: урок-исследование «Лингвистическое путешествие в мир Воды»


Автор работы: Ольга Вадимовна Лезова

Место работы: МБОУ СОШ №5

Пояснительная записка к уроку

Урок направлен на открытие новых знаний учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных обстоятельственных предложений. отработку умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила, определять роль СПП в художественном тексте; способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, совершенствованию навыка выразительного чтения, формирует интерес к русскому языку и литературе, уважения к творчеству великих писателей и воспитывает любовь к природе.
Занятие построено в форме заочного путешествия в таинственный и прекрасный мир воды (осуществляется интеграция учебных предметов: русский язык, литература, естествознание).

Один из этапов урока - исследовательская работа по созданию проекта правила

« Виды обстоятельственных придаточных предложений». На мой взгляд, это один из самых важных моментов занятия, так как ориентация современной школы на разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задания.

Данный урок является первым в изучении темы «Сложноподчиненные предложения

с придаточными обстоятельственными».

Это довольно трудный материал для изучения детьми 9-го класса, а потому желательно максимальное наглядное сопровождение. Этой цели служит форма урока-путешествия в таинственный и прекрасный мир воды (в течение урока ребята работают с текстами, посвящёнными воде, музыкальным и художественным сопровождением). Для этой цели предназначено электронное приложение урока. Презентация Power Point позволит разнообразить формы работы с учащимися, сделает урок более зрелищным, позволит ученикам легче запомнить материал, стимулирует познавательный интерес к предмету. Для работы с электронным приложением потребуется компьютер, мультимедийный проектор и демонстрационный экран. Приложение позволит более наглядно продемонстрировать новый материал и закрепить уже изученный.

Тема урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: урок-исследование «Лингвистическое путешествие в мир Воды»

Цели урока:

- обучающая: совершенствование знаний о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных обстоятельственных предложений;

- развивающая: развивать интеллектуальные умения:анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения

- воспитывающая: воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний, воспитание любви к природе.

Задачи урока:

- сформулировать правило «Виды обстоятельственных придаточных предложений»

- научиться применять правило на практике.

Методы:

- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

- по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя;

- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;

- интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль;

- по организации деятельности: индивидуальные,парные, групповые, фронтальные.

Оборудование

АРМ учителя

Проекционный аппарат

Экран

Программное обеспечение:

Операционная система - Windows

Microsoft Office

Презентация Power Point

Windows media player

Оформление кабинета:

- выставка книг

- выставка фотографий

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент - 1 мин.

ЦЕЛЬ ЭТАПА

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.

ЦЕЛЬ ЭТАПА

Эмоционально настроится на урок.

Деятельность 1

Здравствуйте,ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Прошу вас открыть тетради, записать число, подписать рабочие листы.

Деятельность 1

Приветствие. Запись числа в тетради. Подписывают рабочие листы.

2. Настрой на урок - 1 мин.

Цель этапа:

положительный психологический настрой на урок .

Цель этапа:

Положительно психологически быть настроенным на урок.

Деятельность 2

Слайд №2

Стихотворение - загадка Сергея Деменко

Из чего же сделаны тучи?

Что рождает то дождь, то снег?

Из чего океан могучий

И журчащий ручей по весне?

Из чего ледяные торосы?

Что рождает тумана вуаль?

Что же снится седому матросу,

Снова юнгой смотрящему в даль?

Из чего появляется иней?

А во что превращается лёд?

Чем наполнен наш воздух синий?

Без чего трава не растёт?

Что за дивное чудо Природы

Составляет одну из стихий?

Что так ценят и любят народы,

И чему посвящают стихи?

Речевая тема нашего рока «Её Величество вода»

Деятельность 2

Ответ детей:

- ВОДА

3.Словарная работа - 2 мин.

Деятельность 3

Слайд №3

Происхождение слова «вода». Слово «вода» заимствованное, пришло оно к нам из латинского языка.

Латинское аква - («вода») входит в состав многих слов. Например: Акваплан (от латинского aqua - вода и planum - плоскость), спортивный плотик, служащий для передвижения спортсмена по воде на буксире за самоходными судами.

Яндекс.Словари›Большая советская энциклопедия

Приведите вы примеры таких слов.

Деятельность 3

аквариум, акваланг, акватория, акварель, акванавт (тот, кто совершает плавание под водой), аквалангист, акваплан, акварелист и др.

Деятельность 4

(Слайд 4)

Еще больший ряд составляют слова с корнем вод-. Некоторые из них перед вами, объясните пропущенные орфограммы:

Н…воднение водомер…ик

П…дводный водопровод…ик

Бе…водность водя(н,нн)ой

На…водный водохозяйстве(н,нн)ый

Обратимся к дидактическому материалу с заданиями, который у каждого лежит на партах.

Деятельность 4

Дети на рабочих листах (см. приложения №1) вставляют буквы, графически выделяя и объясняя орфограммы.

Деятельность 5

(Слайд 5)

О воде сказано много хороших слов. Одно из таких высказываний перед вами, его мы возьмем в качестве эпиграфа к уроку. Вспомните, как оформляется эпиграф?

Все хорошо в природе,

но вода - краса всей природы.

Сергей Тимофеевич Аксаков


Деятельность 5

-Эпиграф обычно пишут без кавычек в правом верхнем углу, ссылка на автора дается без скобок и помещается ниже самого эпиграфа.

Записывают эпиграф в тетрадь.

4.Повторение сведений о сложном предложении- 6 минут

Деятельность 6

-Как вы понимаете слова Аксакова?

Деятельность 6

-думают, размышляют над словами Аксакова

Деятельность 7

-Что представляет собой высказывание писателя? (ССП)

Деятельность 7

-отвечают, что это сложносочиненное предложение

Деятельность 8

-Докажите, что перед нами ССП.

Деятельность 8

- называют грамматические основы, выделяют сочинительный союз

- дают определение ССП

Деятельность 9

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков о сложном предложении (слайд 6)СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Деятельность 9

Ученик отвечает у доски, работает с алгоритмом, приводит примеры предложений.

Деятельность 10

СЛАЙД-7

Игра «Верное - неверное утверждение»

( «да» -большие пальцы вверх, «нет»- большие пальцы вниз)

1) Спп - это такое сложное предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной.(да)

2) Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов: как, который, если, а, но, что.(нет)

3) Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов и союзных слов: с которым, когда, чей, что, чего, хотя, если, потому что, пока, как будто.(да)

4) придаточное определительное относится к существительному в главном предложении и отвечает на вопрос какой? (да)

5) Придаточное изъяснительное относится к глаголу в главном предложении, отвечает на вопросы косвенных падежей.(да)

Деятельность 10

Учащиеся делают небольшую физкульт. разминку. Гимнастика для рук (работают мышцы плеча, предплечья, кисти рук)

Руки согнуть в локтях, поставить параллельно груди, ладони сжать в кулачки, большие пальцы повернуть к груди.

5. Мотивация к дальнейшей деятельности. Переход к изучению нового материала. 3 мин.

Цель этапа: напоминание основных групп сложноподчиненных предложений.

Цель этапа: вспомнить основные группы сложноподчиненных предложений.

Деятельность 11 Слайд 8

А сейчас я предлагаю послушать песню на стихи Марины Цветаевой. Подумайте, какие предложения использует поэтесса в этом тексте.
( Ученица под аккомпанемент гитары исполняет песню на стихи М. Цветаевой "Мне нравится, что вы больны не мной")

"Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Деятельность 11

- слушают песню на стихи М. Цветаевой "Мне нравится, что вы больны не мной"),отвечают на поставленный вопрос (СПП с придаточным изъяснительным )

6. Изучение нового материала - 18 минут

Деятельность 12

Анализ предложений

Свое отношение к воде народ выразил в пословицах. Прочитайте их. Найдите СПП. Объясните свой выбор, постройте схемы.

Вода - мать полей, а без матери не проживешь. (Китайская пословица)

Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. (Английская пословица)

Если даст Бог дождь, уродится и рожь. (Русская пословица)

Деятельность12

- называют сложноподчиненные предложения

Деятельность 13

Отличаются ли по своему строению эти предложения?

Деятельность 13

- Да,отличаются.

Деятельность 14

- Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному?

Деятельность 14

чертят схемы построений:

-после главной [...],(...).

-перед главной (...), [...].

- О каких придаточных предложениях пойдет речь на уроке?

- о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными. Формулируют тему урока.

Запись темы в тетрадь.

Деятельность15 Слайд 9 Верно.

Сегодня мы будем говорить о придаточных обстоятельственных. Вначале вспомним, что мы знаем о второстепенном члене предложения - обстоятельстве (от чего зависит в предложении, на какие вопросы отвечает, на какие смысловые группы делится).

Что такое обстоятельство?

Деятельность15

- Обстоя́тельство - второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака. Обычно обстоятельства выражены существительными в формах косвенных падежей или наречиями, хотя некоторые группы обстоятельств могут быть выражены деепричастным оборотом.) Обстоятельства делятся на следующие группы:

КОГДА? КАК ДОЛГО? С КАКИХ ПОР? -время

НЕСМОТРЯ НА ЧТО?- уступки

КАК?-сравнения

КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?- образа действия и степени

ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?- причины

ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?- условия

ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?-место

ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?-цель

Деятельность16 Слайд 10

Сформулируйте лингвистическую проблему, которую нам предстоит решить в течение урока

Деятельность16

Формулировка проблемы урока:

- понять: какие бывают виды обстоятельственных придаточных предложений?

Деятельность17 Слайд 11

Работа в группах.

Предлагаю поработать в группах

(на столах у каждой группы лежит задание, дидактический материал (Приложение №2), листы для построения проекта, маркер или фломастер)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Распределительно-цифровой диктант.

Задание: Выписать номера СПП с придаточными обстоятельственными, начертить схемы СПП, определить вид СПП.

1. Рожь уродится, если Бог даст дождь.

2. Капля воды дороже алмаза.

3.До тех пор, пока колодец не высохнет, воду мы не ценим.

4.Двое продолжали гулять вопреки дождю.

5.Я остановился, чтобы попить воды и отдохнуть.

6. Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.

7.Одного за другим уводят коней туда, откуда слышится плеск воды.

8. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.

9. Жизнь есть только там, где есть вода.

10.Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде.

Деятельность17

Работают в группах с заданием (Приложение №2) в течении 4 минут выписывают номера СПП с придаточными обстоятельственными, чертят схемы СПП, определяют вид СПП, оформляют ответы на задания на листах А4 маркером или фломастером, закрепляют листы магнитами на доске.

Деятельность18 Слайд 12

Ответы проверим после релаксации.

Релаксация.

Сделаете глубокий вдох и задержите дыхание. Втянув живот, прижмитесь поясничной частью позвоночника к спинке стула, зафиксируете положение. Теперь полностью выдохните и расслабьтесь. Повтори 3 раза. Сядьте поудобнее, закройте глаза, слушайте музыку и думайте о хорошем…

Слушают музыку

Деятельность19

ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ Слайд 13

У всех задание выполнено правильно?

Я прошу вас объяснить ваш выбор.

Деятельность19

Проверяют цифровой диктант.

Представители от групп чертят схемы, задают вопрос и определяют вид СПП с придаточным обстоятельственным.

1. Рожь уродится, если Бог даст дождь . (С придаточным условным)

3. До тех пор, пока колодец не высохнет, воду мы не ценим . (С придаточным времени)

5. Я остановился, чтобы попить воды и отдохнуть. (С придаточным цели)

7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышится плеск воды. (С придаточным места)

9. Жизнь есть только там, где есть вода. ( С придаточным места)

Деятельность 20

ВЫВОД ПО ИТОГАМ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ ЛИСТОВ, ПРИКРЕПЛЁННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ГРУПП К МАГНИТНОЙ ДОСКЕ

Деятельность 20

СПП с придаточными обстоятельственными бывают:

С придаточным условным

С придаточным времени

С придаточным цели

С придаточным места

Деятельность 21

Вывод на этом этапе урока

Деятельность 21

Придаточные обстоятельственные отвечают на такие же вопросы, имеют такие же виды, что и обстоятельство.

Деятельность 22 Слайд 14

Работа с учебником.

Страница 79 в учебнике - кластер "Виды придаточных обстоятельственных, или в i- class iclass.home-edu.ru/mod/resource/view.php?id=76473

Деятельность 22

Формулируют правило:

Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств и делятся на 9 подгрупп.

7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА - 5 минут

Цель этапа: первичное закрепление полученных знаний

Цель этапа: тренинг в расстановке знаков препинания и определение видов СПП

Деятельность 23

Анализ текста. Работа в парах. Задание. Приложение №3.

1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.

Деятельность 23

Текст распечатан на карточках

- выразительно читают текст

- определяют тему

- основную мысль

Деятельность 24

2. Найдите СПП, расставьте в них знаки препинания.

Деятельность 24

- комментируют расстановку знаков препинания

Деятельность 25

3.Определите, с помощью чего придаточное предложение присоединяется к главному. Постройте схемы.

1) В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону откоса. 2) Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой? 3) Так думал я, когда плыл на простом деревянном паруснике по рябоватым просторам Онежского озера. 4) Оно манило прозрачностью и глубиной.5) Я вспомнил, что в старину воду считали целебной, очистительной силой…6) Озеро меняло краски. 7) Сначала вода была холодной и неприветливой. 8) Потом цвет озера стал оловянным. 9) Когда же лучи солнца заиграли на парусе, вода повеяла свежестью, заколебалась, стала теплой, манящей. (По Е. Осетрову)

Деятельность 25

- определяют вид СПП

3) Так думал я, когда плыл на простом деревянном паруснике по рябоватым просторам Онежского озера.

9) Когда же лучи солнца заиграли на парусе, вода повеяла свежестью, заколебалась, стала теплой, манящей.

8.ВЫВОД ПО ТЕМЕ УРОКА 1 минута

Цель этапа: подвести итоги урока, на данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке

Цель этапа: обобщить виды обстоятельственных придаточных предложений

Деятельность 26

Ребята, какую лингвистическую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

Деятельность 26

- понять: какие бывают виды обстоятельственных придаточных предложений?

Деятельность 27

Смогли справиться? Докажите, сформулируйте правило.

Деятельность 27

- Формулируют правило.

9. РЕФЛЕКСИЯ 4 минута

Цель этапа: организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности

Цель этапа: рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности

Деятельность 28

Рефлексия

Знаешь ли ты…
(да+,нет-,частично+-)

- что такое обстоятельство?

- на какие виды делятся обстоятельства?

- какие бывают виды обстоятельственных придаточных предложений?

Деятельность 28

-отвечают на карточках ( приложение №4)

Да +,

нет -,

частично + -

Деятельность 29

Мотивация к выполнению самостоятельной работы

- А зачем нам надо знать правило?

Деятельность 29

Мотивация к выполнению самостоятельной работы

- чтобы сдать ГИА

- чтобы грамотно писать

Деятельность 30

- Предлагаю проверить, насколько хорошо вы поняли материал. Выберет каждый для себя дифференцированное тестовое задание (Приложение №5)

Деятельность 30

- дети выбирают дифференцированное задание для самостоятельной работы

Деятельность 31

Самостоятельная работа (дифференцированное задание. Приложение № 5)

Деятельность 31

Самостоятельная работа (дифференцированное задание Приложение№2, задание 5)

Дети выполняют задание

Деятельность 32

САМОПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Деятельность 32

САМОПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Деятельность 33

Самооценка

учитель открывает заранее подготовленную запись на доске

5-«отлично» - ошибок нет

4-«хорошо» - допущена 1 ошибка

3-«не очень» - допущены 2 ошибки

2-«плохо» - допущены 3-4 ошибки

Деятельность 33

Самооценка

Деятельность 3 4

Заканчивая урок, хочу рассказать

вам притчу.

Жила-была на свете прекрасная вода - красивая, прозрачная. Она умела петь свои звонкие песни. Вода была нужна всем. Ей радовались люди, животные, растения, но никто не заботился о ней. Стала вода грязная и мутная. Обиделась она и ушла под землю. Тяжело пришлось всем без нее, и стали люди просить воду вернуться обратно на землю. Вернулась она… Но не вся и не везде. Это было давно. Но и сейчас вода может исчезнуть навсегда, если ее не беречь.

Деятельность 34

Дети слушают учителя.

10.Вывод по речевой теме урока- 1 мин

Деятельность 36

Как нужно относиться к воде?

Деятельность 36

Дети отвечают

11.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - 1 МИНУТА

Цель этапа: повторение дома материала, необходимого для закрепления новой темы, с учётом индивидуальных особенностей учащихся

Цель этапа: повторение дома материала, для закрепления новой темы

Деятельность 37

Дифференцированное домашнее задание

«4» - упражнение 126, стр. 81 -обобщающая таблица

«5» - сочинение на тему «Все хорошо в природе, но вода - краса всей природы» (объём не менее 90 слов)

Деятельность 37

Запись домашнего задания

12.Положительный эмоциональный настрой в конце урока - 1 минута

Цель этапа: формирование чувства удовлетворённости уроком

Цель этапа: понимание чувства удовлетворённости уроком или нет

Деятельность 38

Наш урок подошёл к концу. Мне хотелось бы отметить работу следующих ребят………и поставить отметки……….

Спасибо за внимание. Урок окончен.

Деятельность 38

Выставление отметок в дневник.

Информационные ресурсы

justwater.ru/xram-vody/vyskazyvaniya-o-vode.html

voda.na.by/

Фестиваль «Открытый урок» (приложение к газете «1 Сентября») festival.1september.ru/articles/557380

Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» openclass.ru/node/237280

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4100/itemid,0













© 2010-2022