Урок по литературе для 5 класса «Страна, выдуманная детьми» (по повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»)

Урок по литературе для 5 класса «Страна, выдуманная детьми» (по повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания») является вторым в теме изучения произведения Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» (в сокращении).  На предыдущем уроке обучающиеся познакомились с творчеством Л. Кассиля, определили истоки произведения, поговорили о прототипах главных героев. Данный урок поможет в последующем определить, почему же дети придумывают  несуществующие миры, почему происходят конфликты между взрослыми и детьми. В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме возможно сформировать следующие УУД: личностные УУД: формировать патриотическое чувство, толерантное отношение друг к другу, воспитывать уважение к истории своего государства; познавательные УУД: учить осуществлять поиск необходимой информации в книге, развивать         умение  выражать свои мысли, осознанно строить высказывания; регулятивные УУД: соотнесение известного и неизвестного, планирование и прогнозирование результата своей деятельности, контроль и оценивание качества исполнения продукта деятельности; коммуникативные УУД: развивать умение работать в команде: внимательно слушать товарищей, аргументировано и  вежливо отстаивать свою точку зрения. Учащиеся мотивированы  на работу просмотром ролика о родном городе, его достопримечательностях.  Малая родина вызывает у учащихся теплые чувства, так как именно здесь проходит их детство, живут близкие им люди. Однако история любого, даже самого счастливого детства – это история обманутого доверия. Вслед за радостью первых открытий приходит горечь первых разочарований. Оказывается, что мир, созданный взрослыми, несправедлив, жесток, подчас невыносимо скучен. А ребенку надо позволить быть ребенко...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 2.

Фрагменты текстов из повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»

Фрагмент 1.

*****

… мы жили в слободе Покровской (потом город Покровск), на Волге, против Саратова, на Базарной площади, в первом этаже.

Фрагмент 2.

*****

Мы хотели много знать и еще больше уметь. Но начальство разрешало нам знать лишь то, что было в гимназических учебниках и вздорных легендах, а уметь мы совсем ничего не умели. Этому нас еще не научили.

Мы хотели участвовать в жизни наравне со взрослыми - нам предлагали

играть в солдатики, иначе вмешивались родители, учитель или городовой.

Много людей жило в слободе, ходило по улицам, толкалось во дворе. Но мы могли общаться лишь с теми, кто был угоден нашим воспитателям.

Фрагмент 3.

*****

Любимой книгой нашей была в то время «Греческие мифы» Шваба. Мы решили назвать свою страну «Швабранией». Но это напоминало швабру, которой моют полы. Тогда мы вставили для благозвучия букву «м», и страна наша стала называться Швамбрания, а мы - швамбранами.

Фрагмент 4.

*****

Мы решили сделать ее хранительницей швамбранской тайны.

У мамы в спальне, на столе, за зеркалом, стоял красивый, всеми забытый грот, сделанный из ракушек. Маленькие решетчатые медные дверцы закрывали вход в уютную пещерочку. Она пустовала. Туда мы решили замуровать королеву. На бумажке мы выписали три буквы: "В. Т. Ш." (Великая Тайна Швамбрании). (..............). Королева была обречена на вечное заточение.

Фрагмент 5.

*****

Швамбрания была землей вулканического происхождения.

Как и всякая страна, Швамбрания должна была иметь географию, климат, флору, фауну и население.

Первую карту Швамбрании начертил Оська. Он срисовал с какой-то зубоврачебной рекламы большой зуб с тремя корнями. Зуб был похож на тюльпан, на корону Нибелунгов и на букву "Ш" - заглавную букву Швамбрании. Было заманчиво усмотреть в этом особый смысл, и мы усмотрели: то был зуб швамбранской мудрости. Швамбрании были приданы очертания зуба. По океану были разбросаны острова и кляксы. Около клякс имелась честная надпись: "Остров ни считается, это клякса ничаянно". Вокруг зуба простирался "Акиан". Ося провел по глади океана бурные зигзаги и засвидетельствовал, что это "волны"... Затем на карте было изображено "морье", на котором одна стрелка указывала: "по тичению", а другая заявляла: "а так против". Был еще "пляж", вытянувшаяся стрункой река Хальма, столица Швамбраэна, города Аргонск и Драндзонск, бухта Заграница, "тот берег", пристань, горы и, наконец, "место,

где земля закругляется" (................). На западе - горы, город и море. На востоке - горы, город и море. Налево - залив, направо - залив.(....................). Швамбрания была страной сладчайшего благополучия и пышного совершенства. Ее география знала лишь

плавные линии.



Приложение 4.

Лист оценки заполняется руководителем группы. Самооценку выставляют члены группы. Система оценивании: 0 - 3 балла.

Критерии оценки

Ф.И. участника

Активность и результативность участия в работе группы.

Умение сотрудничать, прислушиваться к мнению товарищей.

Умение адекватно реагировать на рекомендации руководителя группы.

Самооценка

Общее количество баллов





































Приложение 5.

Метод: «Вальс цветов»

Цель: Создать условия для снятия у учащихся физического, психологического и эмоционального напряжения.

Задачи:

  1. Создать позитивный настрой на дальнейшую работу;

  2. Формировать эстетические вкусы.

Необходимые материалы: аудио запись И.Штраус «Вальс цветов», бумажные заготовки-задания для групп «цветы».

Технология проведения:

А сейчас, ребята, мы попробуем немного отвлечься и расслабиться. Звучит музыка. Учитель дает каждой группе задание изобразить цветок из самих учащихся жестами, мимикой и т.д. каждая группа получает карточку-задание с изображением разных цветов, но какие именно - остальные группы не знают, так как они должны угадать этот цветок по изображению самих участников группы. Группы учащихся изображают цветы под музыку И.Штрауса «Вальс цветов».


© 2010-2022