Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по ФК ГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (V-IX классы) создана на основе федерального компонента государственного основного стандарта общего образования и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин). Учебник «Русский язык. 8 класс», издательство «Просвещение», 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V - IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подходак изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре примерной программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции обучающихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.

Блоковая структура примерной программы дает возможность соединять содержание блоков различными способами, что найдет отражение в авторских программах.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе в объеме 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебные недели).

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Содержание курса «Русский язык» 8 класс

Введение. Что такое культура речи?

Синтаксис, пунктуация, культура речи.Синтаксис как раздел грамматики.

СловосочетаниеПовторениепройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные). Употребление формы зависимого слова при согласовании и управлении. Использование в речи синонимические по значению словосочетания.

Предложение

Простое двусоставное предложение.

Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль. Интонационно правильное произношение предложения с отсутствующей связкой; согласование глагола-сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием. Использование в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения. Второстепенные члены предложения и их роль в предложении. Определение и его виды. Дополнение и его виды. Обстоятельство и его виды.

Односоставные предложения. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Использование двусоставных и односоставных предложений как синтаксические синонимы. Использование в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Простое осложненное предложение. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем. Использование в речи согласованных и несогласованных определений как синонимов. Вариативность постановки знаков препинания. Правильное использование интонационного произношения предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. Правильное произношение предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями. Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий. Правильное использование интонационных произношений предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Использование в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Способы передачи чужой речи. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. Выделение в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Р. р.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Рассказ на свободную тему.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Публичное выступление на общественную тему.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса.

Обучающиеся должны понимать:определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.



  • Дифференцировать главную и второстепенную информацию;

  • Определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной принадлежности языка;

  • Читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся лингвистах;

  • Пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

  • Создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-описания, текста-доказательства.

  • Пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.

  • Создавать сочинения - описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, репортаж о событии.

  • Составлять деловые бумаги.

Фонетика

  • Правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения.

  • Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование.

  • Разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования.

  • Пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.

  • Лексикология и фразеология.

  • Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять.

  • Пользоваться разными видами толковых словарей.

  • Находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология.

  • Распознавать части речи и их формы.

  • Соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов.

  • Опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.

Орфография.

  • Применять орфографические правила

  • Объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов.

Синтаксис и пунктуация.

  • Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов.

  • Различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения с учётом их специфики и стилистических свойств.

  • Правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами.

  • Проводить интонационный анализ простого предложения.

  • Использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.











Учебно - тематическое планирование

Раздел программы

Темы

Всего часов

Изучение нового

р/р

к/р

Введение

6

4

2

-

Словосочетание

10

6

3

1

Двусоставные предложения

11

7

3

1

Второстепенные члены предлож

10

7

2

1

Односоставные предложения

18

13

2

3

Предложения с однород.членами

12

8

3

1

Предложения с обособленными членами

13

8

3

2

Предложения с обращениями, вводными словами

11

7

3

1

Способы передачи чужой речи

10

6

3

1

Повторение

1







Учебно-методический комплект и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Учебно-методический комплект и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения) «Русский язык 5-9 классы», 2 издание, Москва: «Просвещение».

2. Рабочие программы 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова - М.: Просвещение, 2014.

3. Учебник «Русский язык 8 класс» под редакцией Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2014г.

4. Русский язык. Рабочая тетрадь 8 класс. Пособие для обучающихся общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Москва «Просвещение», 2014г.

5. Поурочные разработки 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина, М.: «Просвещение», 2014.

6. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. М. Просвещение, 2010г.


© 2010-2022