Исследовательская работа Фламандские мотивы в романе И. А. Гончарова Обломов

Эта работа - попытка посмотреть на идейное своеобразие романа с не совсем обычной позиции - роль еды, пищи в романе. Странная, на первый взгляд, мысль подтвердилась цепью выводов о том, что хлеб насущный и есть, порой, самоцель человека, которая делает его существование никчемным, ничтожным, бессмысленным.Работа оценена как победитель в районной научно-практической конференции школьников.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоигирменская средняя общеобразовательная школа №3»



«Фламандские мотивы» в романе И.А.Гончарова «Обломов»

(научно-исследовательская работа по литературе и МХК)



Автор: Чурствина Кристина Игоревна,

ученица 11 класса

руководитель: Кроха Л.В.,

учитель литературы и МХК







Новая Игирма, 2014

Содержание

Введение. Сквозная функция искусства. Цели, задачи исследования…………………………………………………. 3

Глава I. «Обломовка - блаженный уголок»………….. 5

Глава II. Мечты Обломова. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская…………………………………8

Глава III. Обломов на Выборгской стороне…………..9

Выводы и результаты………………………………….10

Источники информации ………………………………11

Приложения …………………………………………...12







Введение. Сквозная функция искусства. Цели, задачи исследования

Нидерландский натюрморт XVII века, так называемая фламандская живопись, не может не восхищать зрителя миром предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Но более всего поражает на этих полотнах невероятное обилие, даже изобилие предметов, которые призваны пробудить радость от физического пребывания на земле. Изображения сорванных цветов и плодов, выловленной рыбы, битой дичи полны ликующей радости земного бытия. Застывшая, «мертвая природа», коей, в сущности, и является натюрморт, получает динамический, жизнеутверждающий пафос. Глядя на полотна великих фламандцев (Снейдерса, Хендрика вам Балена и даже Рубенса) , возникает непреодолимое желание разглядывать все в мелочах, радуясь, и, безусловно, завидуя такому празднику жизни. Но не пиршество тела являлось главной идеей этой живописи. Работа Рубенса «Статуя Цереры», например, метафорически выражает сущность и главную цель искусства - воплощение здоровой, цветущей и полнокровной жизни, о которой нам поведали еще мастера Античности. Для фламандцев Мир и Изобилие - категории философские, жизненно важные, категории-победители в борьбе за лучшую жизнь, символ процветания и благополучия. Вот чем нас привлекают эти шедевры.

В искусстве давно бытует понятие «фламандский элемент», когда речь идет о каком-либо изобилии. Хочется остановиться в связи с этим на произведениях литературы, где такой прием мог употребляться с разными целями, порой отличными от тех, что ставили перед собой голландские живописцы. Нередко жизнеутверждение через абсолютную сытость и связанную с ней удовольствие от жизни становится под пером писателя ироническим и комическим началом изображения отдельных персонажей. Вспомним гротесковые образы Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», ничем не ограниченное чревоугодие героев с бесконечным поеданием огромного количества пищи - пародия на полноценную и благоденствующую жизнь.

Фламандский стиль свойственен и русским произведениям, например, роману И.А.Гончарова «Обломов». На детальном анализе этого творения XIX века хочется остановиться подробнее.

Целью исследования в данной работе будут поиски ответа на вопросы: Какую роль играет мотив «еды» в романе И.А.Гончарова «Обломов?» Возможно ли понимание главной идеи автора через понимание функции заботы о «хлебе насущном» героев романа? Можно ли, анализируя «фламандские страницы» романа, вслед за автором увидеть причину падения и нравственного оскудения героя, его с самоуничтожения?

Задачи исследования:

  1. Внимательное чтение романа и аналитической литературы (критических статей, аннотаций и др.)

  2. Анализ роли «фламандских элементов» в романе

  3. Сравнение идей голландских живописцев и писателя И.А.Гончарова

Методы исследования:

  1. Наблюдение

  2. Анализ

  3. Сравнение и сопоставление











Глава I. «Обломовка - блаженный уголок»

С самых первых страниц романа внимательный читатель поразится, если так можно выразиться, вездесущему глазу писателя: его взгляд скользит по лицу героя, по его внешности, по дивану, на котором он лежит, переходит на интерьер комнаты, затем на небрежность обстановки и какую-то общую запущенность. А вот и одна из ярчайших деталей 1 главы: «…на столе редкое утро не стояла не убранная от вечернего ужина тарелка с солонкой и обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки». Что это? Остатки скудного ужина дворянина? И грязь, и запустение комнаты, и поломанная мебель сразу создают атмосферу чего-то неблагополучного, равнодушного, даже депрессивного. Мелочи быта сливаются с человеком, отражаются в нем, а он - в них.

Самая важная в идейном, философском понимании, как принято считать, глава 9 «Сон Обломова». Заинтересовав читателя вопросом "Как же так вышло, что человек превратился в кисель?», И.А.Гончаров, повторяя аксиому Антуана де -сент Экзюпери «Все мы родом из детства», являет нам мир Обломовки, родины героя, во всей красе: во всех пристрастных, подробнейших деталях ее бытия, ее мира, устоев, обычаев, праздниках, будней и всего того, что так или иначе повлияло на формирование личности главного героя. Анализируя эту главу, остановимся лишь на «фламандских элементах».

С самого раннего утра Илью Ильича (уже называют именем взрослого барина), которому только 7 лет, после осенения непрошенными поцелуями «начинают кормить булочками, сухариками, сливочками». Или - «нельзя сказать, чтоб утро даром пропадало в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни». Заняты «делами» отец и мать Обломовы и многочисленная челядь, о которой Гончаров рассказывает не без иронии. Мир детства Ильи ограничен основными реалиями жизни: любовь, рождение, смерть, брак, труд, еда и питье…

«Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». Вот уж где любили поесть! Индейки, гуси, котлеты, пироги, рубцы - это только малая часть того, что готовилось и съедалось в Обломовке. «Главною заботой была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. .. Всякий предлагал свое блюдо, всякий совет принимался в соображение, обслуживался обстоятельно и потом принимался или отвергался по окончательному приговору хозяйки».

«Вот день-то и прошел, и слава богу! - говорили обломовцы… - Прожили благополучно: дай бог так и завтра!» Заботу о сытости матери обращали на своих детей, и так по бесконечному кругу. «Тамошние матери на том и стоят, чтоб дети были толстенькие, беленькие и здоровые». Главная задача матери и няньки Ильи Ильича -« чтоб дитя было всегда весело и кушало много». Поэтому время учебы для Ильи Ильича , особенно для его родителей кажется непосильной и чуть ли не бессмысленной ношей, тяжким испытанием: «отпустят с ним соленья, печенья, варенья, пастил разных, всяких сладких и мокрых лакомств и даже съестных припасов». И все - главная миссия выполнена! Не ездит Илюша к Штольцу полгода - то праздник, то нездоров, а то и слукавил, что нездоров - «Посмотришь, и отгуляется в полгода, и как вырастет! Как потолстеет!... Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь!»

И заботливые родители каждый раз находят причину потакать настроению, охоте-неохоте своего сына. Чем еще занимаются обломовцы? Хозяева и гости любят повеселиться (это после сытного обеда и хорошего вина): «Хохот разлился по всему обществу, проник до передней и до девичей, объял весь дом… все хохочут долго, дружно , несказанно, как олимпийские боги».

Это мир торжества телесного начала, фламандского сверхизобилия: «Какие телята там утучнялись к праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначенные к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы там были варений, солений, печений! Какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» В конце романа, уже на Выборгской стороне Захар с тоской будет вспоминать эти дни: «У нас, в Обломовке, этак каждый праздник готовили, бывало пять пирожных подадут, а соусов что, так и не пересчитаешь. И целый день господа-то кушают, и на другой день. А мы пять дней доедаем остатки. Только доели - опять пошло».

Вкусы обломовцев отличались своей характерностью. К продуктам первой величины, особенно любимым обломовцами, относились кофе, сливки, молоко, мед, хлеб. Неудивительно, что эти продукты и будет предпочитать Илья Ильич. Последний продукт - хлеб, и все мучное вообще, - был особенно популярен. Вот неполный перечень того, что изготовлялось из муки и поглощалось в неимоверных количествах: блины, булочки, крендельки, сухарики, печенья, пироги.

Апофеозом и символом сытости в Обломовке становится исполинский пирог, который пекли в воскресенье и в праздничные дни. На этот пирог требовалось двойное, против обыкновенного, количество муки и яиц. Пироги пекли с грибами и цыплятами. Именно такой пирог, обломовский, пекла Агафья Пшеницына для Ильи Ильича. Пиршество в Обломовке продолжалось до тех пор, пока не наставала пора печь новый пирог. В обломовке царит настоящий культ пирога. Изготовление громадной сдобы и насыщение ею напоминает некую торжественную, даже сакральную церемонию, повторяющуюся строго по календарю, что свидетельствует о непреходимости и вечности обломовского образа жизни.

Нравы обитателей Обломовки, привычки, образ жизни маленький Илья впитывает как губка. Не раз и не два писатель рефреном повторяет главную идею-мысль - «Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления»; «смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые»; «а ребенок все смотрел и наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом».

Описывая невероятные пиршества в Обломовке Гончаров не раз удивляет читателей и обратной стороной характера обломовцев: необыкновенной скупостью. Ничего не жалея для своего «здоровья» в плане пищи «обломовцы соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, даже привыкли не считать их неудобствами, чем тратить деньги». Писатель точно воссоздает природу неряшливости и даже скупости своего героя, ведь «от этого и диван в гостиной давным-давно весь в пятнах, от этого и кожаное кресло Ильи Иваныча только называется кожаным… Но заплатить за что-нибудь, хоть самонужнейшее… казалось им чуть ли не самоубийством». Лучше перелицевать, перешить, отбросить в сторону поломанные доски крыльца, забыть о них или делать вид, что не замечаешь.

Является ли телесно-сытая жизнь единственной самоцелью главного героя? В романе «Обломов» становятся важными все составляющие человеческой жизни - и духовная, и телесная, причем одно не мыслится без другого. Полноценная человеческая жизнь включает в себя и материю (материальные блага), и дух (духовную жизнь).

Глава II. Мечты Обломова. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская

Другой герой романа - Андрей Штольц, - которого мы привыкли считать антиподом Обломова, является автором не только гениального по своей сути, точного понятия «обломовщина», в сравнениях и выводах своих тоже использует специальную «пищевую» лексику: «точно ком теста свернулся и лежишь» (только ком теста - это вовсе не вкусное кушанье, а сырой полуфабрикат); «Ты сбрось с себя прежде жир, тяжесть тела, тогда отлетит и сон души!» - советует Обломову Штольц.

Частью модели идеальной жизни, о которой откровенничает Обломов со Штольцем, тоже является сверхизобилие: «Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло…»; «…посмотреть персики, виноград, сказать, что подать к столу, потом воротиться, слегка позавтракать и ждать гостей…»; «А на кухне в это время так и кипит… повар в белом… фартуке и колпаке, суетится. Ставит одну кастрюлю, снимает другую, там помешает, тут начнет валять тесто, там выплеснет воду… ножи так и стучат…» Как живо, детально до гротеска представляет себе Обломов будущую жизнь. Как это похоже на Обломовку! Даже стук ножей!

Привычный мир Обломова разрушает Ольга Ильинская, готовая сыграть в судьбе героя поворотную роль. Но как жива Обломовка! В первую же встречу Ольги и Ильи писатель ставит главного героя в конфузную ситуацию, выдвигая на первый план его пристрастия: «…человек подал ему чашку чаю и поднос с кренделями. Он хотел подавить в себе смущение, быть развязным и в этой развязности захватил такую кучу сухарей, бисквитов, кренделей, что сидевшая рядом с ним девочка засмеялась… «Съем поскорей! - подумал он и начал проворно убирать бисквиты, к счастью, они так и таяли во рту». Можно было поступить и проще - положить пирожные на место, но в Обломове эта сила несокрушима и неподавляема.

С появлением Ольги Ильинской культ еды у Обломова уходит на второй план, писатель намеренно отступает от главной обломовской привычки, на первый план выходят заботы духовного плана - музыка, чтение, беседы, ветка сирени… Но сможет ли любовь победить в нем «обломовщину»?

Глава III. Обломов на Выборгской стороне

Обломов на Выборгской стороне возвращается к себе прежнему. Агафья Матвеевна Пшеницына стала тем идеалом, который и нужен был Обломову. Ничто так не привлекало в ней Обломова, как ее круглые локти, то и дело мелькающие за работой. Весьма сомнительный комплимент для идеальной женщины. Невыразительная внешность заурядной домохозяйки, не способной на высокие чувства, не может быть симпатичной ни Обломову, ни читателю. Однако именно она, Пшеницына, штопает старые обломовские чулки и достает из чулана знаменитый халат Обломова, символ «обломовщины». Именно Агафья Матвеевна печет вкусные пироги и предупреждает каждое телесное движение Обломова. Но только телесное. О душевном она и не слыхивала. И кажется, что герой обретает тот мир, о котором мечтает, ту идеальную жизнь - жизнь здесь течет по давно установленному графику - завтрак, обед и ужин, и забота о пище - главная забота обитателей дома Пшеницыной: «Хозяйственная жизнь в доме Пшеницыной процветала, не потому только, что Агафья Матвеевна была образцовая хозяйка, что это было ее призванием…»; «Все пошло на большую ногу: закупка сахару, чаю, провизии, соленье огурцов, мочение яблок и вишен, варенье - все приняло обширные размеры»; «Все ее хозяйство, толченье, глаженье, просеванье и т.п. - все это получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича». И опять страницы романа запестрили однородными членами предложений: то тут, то там упоминаются разнообразные кушанья, в изготовлении которых Агафья Матвеевна была великая мастерица. Обломов, по сути вернулся туда, откуда вышел - в свою Обломовку. Мир Выборгской стороны представляет собой символ материального начала. «Духа» здесь нет. Душа Обломова все же мечется и тоскует, не находя желанного. Обломов, окруженный лаской, заботой, уходит из мира тихо, во сне. Такая смерть, по преданию, дается душам чистым и праведным. Нам все же симпатичен этот герой, нам близки и понятны сожаления и боль Ольги Ильинской, ее мучительные воспоминания об Илье.

Мотивы эпикурейства, развитые Гончаровым в последней части романа в связи с появлением Мухоярова, еще раз подчеркивают мечты самого Обломова, потому что эстетическое сознание эпикурейцев характеризуется не только физиологически и психологически, но также включает в себя и духовное начало жизни. Принципом эпикурейства было не просто наслаждение само по себе, но тот безмятежный, безмолвный покой души, когда за размеренной жизнью наступает полное отсутствие всяких страстей и тягот. Что же погубило Обломова на самом деле? На Выборгской стороне он вроде бы нашел то, чего искал и страстно желал - покой, сытость, отсутствие забот. Но здесь нет того, ч то в мире мечты Обломова составляло гармонию «духовную»: нет друзей, нет споров с женой по поводу прочитанного, нет радости, нет удовольствия, нет желанного покоя, к которому всю свою жизнь стремился Обломов. Хотя «он и решил, что идела его жизни осуществился, хотя без поэзии», душа его мечется и тоскует, не находя желанного.

Выводы и результаты

Фламандские мотивы, мотив еды в романе И.А.Гончарова играет одну из важных ролей. Культ еды, привитый Илье родителями в Обломовке, не позволяет герою освободиться от пристрастий, избавиться от дурных привычек, заставляет отказаться от внутренней борьбы.

Таким образом, «фламандские» элементы романа передают основную идею автора - в разрушении духовности личности, в омертвении желаний, потери смысла жизни, по большому счету виноват сам человек, а также его воспитание, окружение, сформировавшее его в детстве.

Результаты работы можно использовать при изучении романа И.А.Гончарова, при подготовке к предметной олимпиаде. Перспективностью данной работы можно считать исследование «фламандских элементов» у других мастеров русской литературы (например, у Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского и т.п.).





Источники информации



  1. Интерент-ресурсы. Википедия. Нидерландский натюрморт

  2. «Я иду на урок». Библиотека «Первого сентября»

  3. Гончаров И.А.Обломов. - М.: Художественная литература, 1985

  4. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные планы. 10 класс, М.: ВАКО, 2006











Приложения

12


© 2010-2022