Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Настоящая рабочая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Основу рабочей программы по русскому языку в VIII классе составляют следующие документы:-Государственный...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Основу рабочей программы по русскому языку в VIII классе составляют следующие документы:

  • Государственный стандарт общего образования;

  • Рабочие программы по русскому языку. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.

  • Примерная программа основного общего образования по русскому языку - М.: «Дрофа», 2010;

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Лингвистическая (языковедческая) и языковая компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой общения.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта определяет следующие цели преподавания курса русского языка в 5-9 классах:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Предметом изучения в 8 классе является систематический курс синтаксиса (простое предложение) и соответствующие правила пунктуации.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 8 классе сводятся к следующему:

-изучение общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях - территориальных, профессиональных;

- освоение системы понятий, относящихся к синтаксису (словосочетание и предложение):

словосочетание, структура и грамматическое значение; главная и зависимая части словосочетания; основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам: именные, глагольные, наречные; типы связи слов в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание;

предложение, структура и грамматическое значение. типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, по цели высказывания и эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по структуре;

главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;

предложения с однородными членами, обособленными определениями, приложениями, дополнениями, обстоятельствами.

Программа содержит отобранную в необходимых пределах в соответствии с задами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

В данной программе приводится календарно-тематическое планирование изучения русского языка в 8 классе , соответствующее содержанию учебника «Русский язык. 8 класс» (авторы: С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др.; М.: Просвещение, 2013 год.).

Федеральный государственный образовательный стандарт "... разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации", которые могут быть реализованы в национально-региональном компоненте содержания образования (НРК). В письме Министерства образования и науки Челябинской области "О преподавании учебного предмета "Русский язык" в 2014-2015 учебном году" указано: "Реализация НРК языкового образования в Челябинской области предполагает широкий спектр направлений, осуществляемых в целях обучения русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности, повышения языковой культуры учащихся, овладения единицами языка с национально-культурным компонентом значения, овладения русским речевым этикетом. Учитель может выбрать краеведческое, лингвистическое, коммуникативное, культурологическое направления. НРК компонент содержания языкового образования может быть реализован в таких формах, как дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д.". В данной рабочей программе национально-региональный компонент языкового образования реализован в форме образовательного спецкурса «Русский язык как средство общения» в объеме 10 часов (10% учебного времени). Программа спецкурса опирается на пособие Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа, 1997, Казариной , С.Г., Милюк А.В. и др. Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку /Серия «Стань грамотным!» - Ростов н/Д:Феникс, 2004.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане МОУ СОШ №1 определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе в объеме 102 часа (3 часа в неделю), что соответствует рекомендациям составителей программы.

Преподавание уроков русского языка ведется по учебнику «Русский язык. 8 класс» (авторы: С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др.; М.: Просвещение, 2013 год.). Учебно-методический комплект допущен Министерством образования и науки РФ.

Количество часов соответствует программным требованиям. В программе предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, изложения и сочинения различных видов.

Количество часов в году: 102

Количество часов в неделю: 3

Количество уроков по развитию речи: 13

Количество плановых контрольных уроков:

  • по развитию речи: 9

  • контрольных работ: 4







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8 класс, русский язык

п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Количество часов отводимых на работы практического характера

Количество часов отводимых на работы контрольного характера

Общие сведения о языке. Функции русского языка в современном мире

1 ч.

-

-

Повторение изученного в 5-7 классах

8 ч. + 2 ч.

2

1

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание

4 ч.

1

-

Предложение . Главные члены предложения

10 ч. + 3 ч.

4

1

Второстепенные члены предложения

8 ч + 2 ч

2

1

Односоставные предложения

8 ч + 1ч

2

1

Неполные предложения

3 ч

1

1

Однородные члены предложения

9 ч. + 1 ч

2

2

Предложения с обособленными членами

11 ч +1ч

2

2

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

2

1

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

4ч +1 ч

1

1

Повторение и систематизация изученного.

6 ч + 2ч

1

2

Национально-региональный компонент

10ч.

Всего

89 ч. + 13 ч.(РР)

20

13


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА VIII класса


Функции русского языка в современном мире.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО в V - VII КЛАССАХ.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Словосочетание

I. Повторение пройденного о словосочетании в V классе

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.

Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение

I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложение.

III. Описание архитектурных памятников как вид текста. Структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения

I. Подлежащее. Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего.

Сказуемое. Повторение пройденного о сказуемом. Способы выражения сказуемого. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности..

Второстепенные члены предложения

I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения.

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).

Определение. Согласованное и несогласованное определение.

Приложение как разновидность определения: знаки препинания при приложении.

Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот, знаки препинания при нём.

II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

III. Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с одним главным членом сказуемым (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

III. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения

I. Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения

I. Повторение изученного об однородных членах предложения.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.

Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами.

Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членов предложения.

III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера)

.


Обращения, вводные слова и междометия

I. Обращение. Повторение изученного об обращении. Распространённое обращение. Выделительные знаки при обращениях.

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции.

Междометия в предложении.

Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения

I. Понятие об обособлении.

Обособленные определения и обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Уточнение как вид обособленного члена предложения.

Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь

I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге.

Способы передачи чужой речи

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Косвенная речь.

Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VIII КЛАССЕ

Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова и предложения».






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VIII КЛАССА

Учащиеся должны уметь:

  • по фонетике: производить фонетический разбор слов;

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;

  • по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;

  • по морфемике и словообразованию; производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;

  • по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;

  • по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений;

  • по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого

  • предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами;

  • пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи;

  • писать заявление, автобиографию;

  • по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами;

  • обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;

  • по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах;

  • пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.

Учащиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу VIII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Класс: 8

Количество часов:

Всего: 102

В неделю: 3

Работы обучающего характера: 18

Работы контрольного характера: 13

Планирование составлено на основе авторской программы: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др. - 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.

Учебник: «Русский язык. 8 класс» (авторы: С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др.; М.: Просвещение, 2013 год.)



* - обозначены домашние задания, предназначенные для сильных учащихся

** - обозначены домашние задания для слабых учащихся

*** - обозначены индивидуальные домашние задания

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку. 8 класс.


п/п

№ урока в четверти

дата

количество часов

Тема

Тип

урока

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения

Виды контроля,

измерители

Домашнее задание

I четверть - 24 часа





I. Общие сведения о языке (1 ч)

1

1

1

Функции русского языка в современном мире

Урок усвоения новых знаний

-беседа,

-работа с учебником,

- выборочное письмо

Знать функции русского языка в современном мире. Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причины потребности в общении на русском языке.

Уметь составить устное высказывание по опорному конспекту.

Фронтальный опрос

*Составить устное высказывание, опираясь на слова К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»

**упр.3

II. Повторение изученного в 5-7 классах ( 8ч +2ч)

2

2

1

Фонетика и графика. Орфография.

повторительно-обобщающий

Проверка домашнего задания, повторение, обобщение материала, выполнение упражнений.



Знать теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 5-7 классах, основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка.

Уметь применять на практике полученные ЗУН, уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, расставлять знаки препинания.

Устный опрос, словарно -орфогр. работа

Упр. 5, 13 (1ч)

3-4

3-4

2

Морфемика и словообразова-ние

повторительно-обобщающий

Повторение пройденного, Объяснительный диктант, контрольное списывание с последующим объяснением, словарная работа

Знать предмет изучения словообразования, перечень морфем, способы образования слов; знать о связи орфографии со словообразованием; порядок морфемного и словообразовательного разбора.

Уметь выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам словообразования, группировать слова по корням, разграничивать слова с омонимичными корнями, производить морфемный и словообразовательный разбор слов;

Уплотн.

Опрос, объяснит. диктант, тест

**1)Упр.15 (2 ч.)

*2)Составить таблицу «Правописание гласных в корне слова»

3) упр 17 (у)

Упр.20,

23 ( до конца)

5

5

1

Лексика и фразеология.

повторительно-обобщающий

работа с таблицами;

- трениров. упражнения;

- морфологический разбор слов

Знать предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке; понятия «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «профессиональные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова».

Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте; пользоваться толковым словарем; подбирать примеры на все изученные лексические понятия.

Уплотн.

опрос

Упр.31 (у), упр.34(п)




6-7

6-7

2

Морфология.

повторительно-обобщающий

- работа с учебником;

- фронт.опрос;

-работа с упражнениями;

-объяснит. диктант

Знать предмет изучения морфологии, перечень самостоятельных и служебных частей речи; знать о связи орфографии с морфологией; порядок морфологического разбора изученных частей речи.

Уметь группировать части речи, подбирать примеры с изученными видами орфограмм; правильно писать слова с изученными видами орфограмм; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Фронт. опрос, предупр. диктант

*1) рассказ об именных ЧР

2)упр37

*1) рассказ о наречии, глаголе, причаст. И деепричаст как ЧР

2)упр 40, 41

8

8

1

Синтаксис и пунктуация.

повторительно-обобщающий

- тренировочные упражнения;

- объяснит. диктант;

- работа с текстом;

Знать основные признаки простых и сложных предложений, особенности подчинительной, сочинительной и бессоюзной связи.

Уметь отличать простое предложение от сложного.

выборочная проверка, взаимопроверка

Упр.44

9-10

9-10

РР

2

Строение текста. Стили речи.

Урок развития речи

-фронт.опрос

-работа с упражнениями;

- словарная работа


Знать понятие текст, строение текста, типы текстов, стили речи и их признаки.

Уметь определять принадлежность текста к определенному стилю и типу речи; находить средства связи частей текста.

Комплексный анализ текста

Упр.упр. 53 (п),

***упр. 54 (уст. со-общение)

11

11

К

1

Контрольная работа по разделу «Повторение изученного в 5 -7 классах»

урок контроля и проверки знаний

Тестовая конт. раб

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

Контрольная работа

Повторить слов.слова

(до стр.31)

III. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание ( 4 ч)

12

12

1

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова

Урок изучения нового материала

Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа.

Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова

Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания .

Уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов

Распределит. диктант, опрос

§7, упр.64, слов.слова ( стр. 32-35)

13-14

13-14

2

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

Урок изучения нового материала

объяснение учителя, наблюдения над текстом, словарная и самостоятельная работы

Уметь определять тип связи по морфологическим свойствам зависимого слова, производить синтаксический разбор словосочетаний.

Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи.

Фронтальный опрос, выборочная проверка.

1)§ 7 , стр. 38,

2)упр. 72

1)§ 7 , стр. 40-41,

2) упр. 78

15

15

1

Синтаксический разбор словосочетаний

Урок закрепления изучен-ного

Проверка домашнего задания, работа с учебником, практикум по теме, работа с записями на доске.

Знать и соблюдать грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов.

Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов.

Индивидуальный опрос, взаимопровер-ка, тест.

1)§ 7, стр. 43,

2) упр.77, 81,

3) вопр. стр. 43

IV. Предложение . Главные члены предложения( 10 ч + 3 ч)


16

16

1

Простое предложение. Грамматическая основа предложения.

Урок изучения нового материала

Выразительное чтение. Определение границ предложения. Конструирование предложений

Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Уметь опознавать и характеризовать предложения по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности, определять границы предложений и способы передачи их в устной (интонация) и в письменной речи (знаки препинания конца предложения), использовать вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях для точного формулирования мысли и воздействия на собеседника, риторические вопросы и риторические восклицания как эксперессивно-стилистические средства, способы выражения разных смысловых оттенков побуждения, речевые этикетные формулы, средства выражения значения утверждения и отрицания

Фронтальный, индивидуальный опрос.

1) §8

*2) Подгото-вить устное сообщение «Что я знаю о предложе-нии»;

3) упр.89 ( ч. 2-3)

17

17

1

Интонация предложения.

Урок закрепления изученного

Проверка домашнего задания, орфографический практикум, работа с учебником, работа с текстом.

Знать основные виды простых предложений по цели высказывания и интонации.

Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, использовать в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуникативного намерения, оценивать свою и чужую речь.

Выборочная проверка, фронт. опрос

1)§ 9,

2) упр93 (ч. 2),

3)упр. 96 (у),

4) вопр. стр. 53

18

18

РР

1

Сочинение - описание человека

Урок развития речи

Работа по упр. 95, написание сочинение

Развивать навыки создания собственного текста, совершенствовать написанное.

Добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи.

Сочинение

***Анализ предложений

19

19

1

Анализ ошибок сочинения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Урок закрепления изученного

Проверка домашнего задания, орфографический практикум, работа с учебником, работа с текстом.

Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Уметь опознавать и характеризовать предложения по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности, определять границы предложений и способы передачи их в устной (интонация) и в письменной речи (знаки препинания конца предложения), использовать вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях для точного формулирования мысли и воздействия на собеседника.

фронт. Опрос индивид раб по карт

§ 10, упр.105,

Упр.107 (у)

20

20

РР

1

Сочинение о памятнике культуры

Урок развития речи

Сопоставительный анализ репродукций с изображением памятников русской архитектуры. Знакомство с жанровым разнообразием сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). Составление плана сочинения

Знать структуру текста-описания, его языковые особенности.

Уметь делать сравнительный анализ иллюстраций, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме

сочинение

**1) упр 113 или *114 ( по выбору)

2) слов. слова до стр.64

21

21

1

Анализ ошибок сочинения. Двусоставные предложения. главные члены предложения. Подлежащее

Урок изучения нового материала

Объяснения учителя, работа с записями на доске, работа с учебником, творческое задание

Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего.

Уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом

взаимопроверка

§11, упр.116, слов слова стр. 65

22

22

1

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Комбинированный

Составление таблицы «Простое глагольное сказуемое.» Лингвистический рассказ по теме урока.

Знать виды сказуемого.

Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого.

Словарная работа

§12, упр. 122 (у), упр. 124

23

23

1

Составное глагольное сказуемое.

Урок изучения нового материала

Беседа по вопросам, работа с таблицей, конструирование предложений, развитие речи (синтаксическая синонимия), словарная работа

Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое.

Уметь опознавать и характеризовать сказуемое в предложении, определять способы выражения простого глагольного сказуемого.

опрос, словарная работа

§13, записи в словаре,

упр.137 (п), 136 (у)

24

24

1

Составное именное сказуемое. Способы его выражения.

Урок усвоения новых знаний

Объяснение учителя, элементы сопоставительного анализа, повторение пройденного, словарная работа,

тренировочные упражнения.

Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов.

Уметь определять морфологический способ выражения именной части составного именного сказуемого.

слов раб, фронт опрос

§ 14, записи в словаре,

упр.145, 146 (ч.1)

I четверть:

РР - 2 ч

Изложение - 0 ч

Сочинение - 2 ч

КР - 1 ч

Диктант - 0 ч

НРК - 0 ч

II четверть - 24 часа

25

1

РР

1

Изложение (с элементами сочинения-рассуждения)

Урок развития речи

Подготовка к написанию изложения: определение стиля и типа текста, составление примерного плана; написание изложения.

Написать изложения с творческим заданием, завершив его собственными размышлениями.

изложение

упр.152

26

2

1

Анализ ошибок изложения. Составное именное сказуемое.

урок закрепления полученных знаний

Повторение пройденного, словарная работа,

тренировочные упражнения.

Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов.

Уметь определять морфологический способ выражения именной части составного именного сказуемого.

фронт опрос, тест

упр. 148 (п),

слов. слова до стр. 84

27

3

1

Тире между подлежащим и сказуемым.

Урок усвоения новых знаний

Выразительное чтение (интонационное) предложений с отсутствующей связкой. Лингвистический разбор, словарный диктант.

Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения.

Уметь определять морфологический способ выражения подлежащих и сказуемых, интонационно правильно произносить предложения.

словарная работа

§15, упр.154

28

4

1

Тире между подлежащим и сказуемым.

урок повторения и закрепления полученных знаний

Работа с учебником, лингвистический разбор, элементы анализа текста, словарная работа, конструирование предложений.

Знать виды сказуемых, условия постановки тире между подлежащими и сказуемыми.

Уметь определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемого

фронт опрос, предупредит. диктант

§ 15, упр.157, 160 (у)

V. Второстепенные члены предложения(8 ч + 2 ч)

29

5

1

Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение.

Урок усвоения новых знаний

словарная работа, объяснения учителя, выполнение тренировочных упражнений, составление таблицы по теме урока

Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения, уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, различать подлежащее и прямое дополнение

словарная работа

§ 16, упр.168, 170

30-31

6-7

2

Определение. Способы выражения определения

Комбинированный

Повторение изученного, объяснение учителя, выполнение тренировочных упражнений.

Знать основные признаки и функции дополнения.

Уметь различать прямое и косвенное дополнение, прямое дополнение и подлежащее.

Знать основные признаки и функции определения.

Уметь различать определения, уметь использовать определения для характеристики предмета, а определения-эпитеты - как средства выразительности речи, различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения.

опрос, взаимопроверка

тест

§ 17, упр.174, *176

§ 17, упр.177

32

8

РР

1

Сжатое изложение с элементами сочинения ( по упр. 178)

Развития речи

Подготовка к написанию изложения: определение стиля и типа текста, составление примерного плана; написание изложения.

Написать изложения с творческим заданием, завершив его собственными размышлениями.

изложение

§ 17, упр.175, слов. слова до стр. 92

33

9

1

Приложение.

Урок усвоения новых знаний

Словарный диктант, лингвистический разбор, комментированное письмо.

Знать основные признаки и функции приложения.

Уметь распознавать приложения, использовать приложения как средство выразительности речи.

словарная работа, взаимопроверка

§ 18, упр.184 (п), ***185 (у)

34-35

10-11

2

Обстоятельство.

Урок усвоения новых знаний; комбинированный

объяснение учителя, выполнение тренировочных упражнений. Повторение изученного.

Знать основные признаки и функции обстоятельства.

Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах.

опрос, предупредит. диктант,

тест

§ 19, записи в словаре, упр. 191

упр.194, вопр. стр.104

36

12

1

Главные и второстепенные члены предложения

Повторительно-обобщающий урок

Анализ предложений, выполнение тренировочных упражнений.

Беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений

Знать главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения, трудные случаи согласования определения с определяемым словом.

Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложении, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемых, нераспространённых и распространённых предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей

уплотнен. опрос, предупредит. диктант

упр. 197

37

13

К

1

Контрольный диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

Контроль ЗУН по теме

Диктант, Грамматические задания

Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения, производить синонимическую замену разных видов сказуемого, согласованных и несогласованных определений, правильно ставить знаки препинания между подлежащими и сказуемыми

Диктант с грамматич. заданием

упр.198

38

14

РР

1

Анализ контрольной работы, работа над ошибками Особенности ораторской речи

Урок развития речи

лингвистический анализ текстов, подготовка уст-ного выступле-ния, словарная работа

Знать особенности построения публицистических текстов, уметь строить подобные тексты, публично представлять их слушателям

слов. работа, устное выступление

упр.202

VI. Односоставные предложения(8 ч + 1ч)

39

15

1

Односоставные предложения. Предложения определенно-личные.

Усвоение новых знаний

Работа с записями на доске, работа с учебником, анализ распространён-ных и нераспрост-ранённых предложений, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения

Знать структурные особенности односоставных предложений.

Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения.

взаимопроверка

§ 20, 21, упр.206

40

16

1

Определённо-личные предложения.

Усвоение новых знаний

Беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений

Знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений.

Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные предложения.

фронт опрос

§ 21, упр.209 (п),

***упр.208 (у)

41

17

1

Неопределённо-личные предложения.

Усвоение новых знаний

Беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения.

Знать структурно-грамматические особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложении.

Уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными

фронт опрос

§ 22, упр. 216 ( 2 ч), *упр. 219 (у)

42

18

1

Обобщённо-личные предложения

Комбинированный

Беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения.

Знать функцию обобщённо-личных предложений в речи, способы выражения сказуемого в них.

Уметь опознавать данные предложения в тексте, употреблять их в собственных высказываниях, использовать односоставные предложения с обобщённым значением (пословицы, афоризмы, крылатые выражения)

опрос, тест

§ 22, упр. 220

43-44

19-20

2

Безличные предложения.

Усвоение новых знаний

Орфографическая работа, запись под диктовку с последующей самопроверкой по словарю, работа с предложением, работа с теоретическим материалом, выборочный диктант.

Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи.

Уметь опознавать безличные предложения в тексте, и умело употреблять в собственной речи.

взаимопроверка,

тест

§ 23, упр. *8227 ( 2 ч),

*упр.229 (3, 4 ч), 233

упр. 236, 238.

45

21 РР

1

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце»

развития речи

Беседа по вопросам, подготовленный диктант, лингвистический разбор, составление плана, устное описание картины, словарная работа

Знать особенности текста-повествования; особенности описания действий; главное в рассказе.

Уметь описывать действия, используя деепричастия; создавать текст-повествование с элементами описания на основе изображенного на картине от имени одного из действующих лиц картины (с учетом ситуации, мотивов и адресата рассказа).

сочинение

индивид раб.

46

22

1

Назывные предложения.

Усвоение новых знаний

Лингвистический разбор, работа с предложением, работа с теоретическим материалом, выборочный диктант.

Знать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений.

Уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений.

уплотн опрос

§ 24, упр.246, *248

47

23

1

Практикум по теме «Односоставные предложения»

Повторительно-обобщающий урок

работа по вопросам, выполнение упражнений, тестирование

Знать структурные особенности односоставных предложений, способы выражения главных членов, особенности употребления в речи, уметь опознавать односоставные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи

тест

слов. слова (до стр. 125),

индивид. задания



VII. Неполные предложения ( 3 ч)

48

24

1

Неполные предложения

Усвоение новых знаний, закрепления

Объяснение учителя, работа с таблицами, тренировочные упражнения

Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, наблюдать за употреблением неполных предложений в разговорной речи и в письменном тексте, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных

Уметь проводить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставительный анализ и использовать синонимию двусоставных и односоставных предложений; односоставные предложения в обобщённом значении и в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях

словарный диктант

§ 35, упр. 255, вопр. стр. 129

II четверть: I полугодие:

РР - 1 ч РР - 3 ч

Изложение - 2 ч Изложение - 2 ч

Сочинение - 1 ч Сочинение - 3 ч

Диктант - 1 ч Диктант - 1 ч

КР - 0 ч КР - 1 ч

НРК -0 ч НРК -0 ч

III четверть - 30 часов


49

1

1

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Повторительно-обобщающий урок

Повторение изученного, работа с таблицей, конструирование предложений, тренировочные упражнения

Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать

уплотнен опрос, тестирование

слов. слова до стр. 129, анализ предложений

50

2

К

1

Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения»

Урок контроля

тестирование

Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать

тест

индивид. задания



VIII. Однородные члены предложения (9ч + 1ч)

51

3

1

Анализ ошибок контрольной работы.

Понятие об однородных членах предложения.

комбинированный

Составление схем предложений, сравнительный анализ предложений, чтение и обсуждение теоретического материала, практикум по теме, запись под диктовку с устной проверкой.

Знать особенности и функции однородных членов предложения.

Уметь опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов

взаимопроверка

§ 26, упр.262

52-53

4-5

2

Однородные и неоднородные определения

Усвоение новых знаний;

закрепления

Составление схем предложений, сравнительный анализ предложений, чтение и обсуждение теоретического материала, практикум по теме, запись под диктовку с устной проверкой.

Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями

объяснит диктант

§ 26, упр.265, 267

269 (часть по выбору)

54

6

1

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Усвоение новых знаний;

закрепление

Составление схем предложений, объяснение учителя, запись предложений под диктовку, их анализ, составление схем. Работа с таблицей по теме, чтение теоретического материала, составление таблицы в тетради, анализ схем.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами; определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые противительными союзами; чередование или неопределённость оценки явлений, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания

§ 27, упр.275

55-56

7-8

2

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Усвоение новых знаний, закрепления

Чтение теоретического материала, анализ предложений, составление схем к предложениям, выборочное письмо.

Знать понятие обобщающего слова как члена предложения, разъяснить его синтаксическую роль.

Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

выборочный диктант, диктант

§ 28, упр.286 ( с 1 по 5 )

упр.289

57

9

РР

1

Изложение ( по упр. 295)

Развитие речи

Беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа над речевыми ошибками, работа над планом. Самостоятельная работа.

Знать особенности написания изложения, его структуру, языковые особенности.

Уметь создавать исправленный вариант текста, высказывать свое мнение

изложение

индивид. задания

58

10

1

Анализ ошибок изложения.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами предложения

Повторительно-обобщающий урок

Объяснительный диктант, синтаксический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однородных подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов

объяснит диктант, словар раб

§ 28, упр. 286 ( с 6 по 10), вопр. стр.149

59

11

1

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

Повторительно-обобщающий урок

Объяснительный диктант, синтаксический разбор, тестирование

Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений

тест

упр. 294, 287

60

12

К

1

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

Контроль ЗУН по теме

диктант с граммат. заданием

Уметь на письме соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы

диктант

индивид. задания

IX. Предложения с обособленными членами (11 ч +1ч )

61

13

1

Анализ контрольной работы, работа над ошибками .Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

Усвоение новых знаний

- работа над ошибками;

объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний и предложений

Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании; уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами

словарн диктант

§ 29, упр298

62-63

14-15

2

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них

Усвоение новых знаний, закрепления

Опрос, объяснение темы урока, ответы на вопросы, чтение теоретического материала, тренировочные упражнения.

Знать условия обособления и функции согласованных определений.

Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста.

опрос

§ 29, упр.300

упр.306, *307

64-65

16-17

2

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Усвоение новых знаний, закрепления

Опрос, объяснение темы урока, ответы на вопросы, чтение теоретического материала, тренировочные упражнения.

Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений.

Уметь опознавать приложения в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать обособленные приложения в разных стилях и текстах речи.

опрос, предупредит. диктант

упр.314

упр.318

66

18

1

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

Усвоение новых знаний

Повторение орфографических и пунктуацион-ных правил, работа с учебником, практикум.

Знать условия обособления и функции обстоятельств.

Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями.

взаимопроверка, опрос

§30, упр.327 (1ч)

упр.332

67

19

1

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Усвоение новых знаний

объяснения учителя, тренировочные упражнения, элементы анализа текста

Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах, интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них

опрос, диктант

упр.334(1ч)

упр.336(у)

упр *338, 335

68

20

1

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

Усвоение новых знаний

объяснения учителя, тренировочные упражнения, элементы анализа текста

Иметь представление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов, уметь опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания

опрос

§31, упр.343

69

21

РР

1

Изложение (по упр. 352)

Урок развития речи

Беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа над речевыми ошибками, работа над планом. Самостоятельная работа.

Знать особенности написания изложения, его структуру, языковые особенности.

Уметь создавать исправленный вариант текста, высказывать свое мнение

изложение

70

22

1

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенности

Урок закрепления изученного

работа с учебником, тренировоч. упражнения

Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами предложения, соблюдать интонацию уточнения

опрос, предупредит. диктант

упр.348, вопросы стр. 179

71

23

1

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»

Урок закрепления изученного

тренировоч. упражнения,

опрос,

диктант

Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений, отличие в обособлении согласованных определений и приложений, различие в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособлении обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом, создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно читать их

предупредит. диктант

упр.351

72

24

1

Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами предложения»

Контроль ЗУН по теме

диктант с гаммат. заданием

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

диктант с грамматич заданием

индивид. задания., слов. слова до стр.179

X. Слова, грамматически не связанные с членами предложения (7 ч)

73

25

1

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

Обращение и знаки препинания при нем.

Усвоение новых знаний

- работа над ошибками;

-выполнение упражнений, словарная работа, лингвистический разбор, самостоятельная работа.

Иметь представление об обращении за счёт осмысления основного назначения обращения в речи (значительная, оценочная и изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями

опрос

§32, упр.358, *359 (у)

74

26

1

Знаки препинания при обращении. Употребление обращений

Урок закрепления изученного

Работа с записями на доске, работа с учебником, практикум, изучение материала параграфа, выполнение заданий.

Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения

диктант

индивид. задания

75

27

НРК

1

НРК Роль языка в жизни общества.


76

28

НРК

1

НРК Понятие «речевая ситуация».

Нормы современного русского языка.


77

29

НРК

1

НРК Этика и этикет речевого общения. Правила речевого этикета.


78

30

НРК

1

НРК Соблюдение норм современного русского литературного языка.


III четверть:

РР - 0 ч

Изложение - 2 ч

Сочинение - 0 ч

КР - 1 ч

Диктант - 2 ч

НРК - 4 ч





IV четверть - 24 часа

79

1

1

Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них

Усвоение новых знаний, закрепления

конструирование предложений,

диктант

Знать группы вводных слов по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания, уметь выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения

диктант

§33, упр.365

80

2

1

Вводные предложения, знаки препинания при них

закрепления (практикум)

конструирование предложений,

диктант, тестирование

Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения сводными конструкциями

опрос, тест

§34 , упр.379

81

3

1

Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций

Усвоение новых знаний, закрепления

конструирование предложений, опрос,

диктант

Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений, уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме

опрос

упр.380, вопросы стр. 197.

82

4

1

Систематизация и обобщение изученного по теме. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями

Повторительно-обобщающий урок

Беседа по вопросам, конструирование предложений, элементы анализа текста, диктант

Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как приём публицистического и художественного стилей

опрос, предупредит. диктант

упр.388, 390

83

5

К

1

Контрольная работа по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями».

урок контроля ЗУН

тестирование

Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как приём публицистического и художественного стилей

тест

упр.388, 390

XI. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь ( 4ч +1 ч)

84

6

1

Анализ ошибок контрольной работы.

Понятие о чужой речи.

Урок усвоения новых знаний

Составление схем, конструирование предложений с прямой речью по схемам, подобрать свои примеры, проиллюстрировать схемы предложений с прямой речью в таблице. Составить диалоги

Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку

предупредит. диктант

§35, упр. 393 (ч1)

85

7

1

Предложения с прямой речью. Знаки препинания

Урок закрепления

опрос, диктант

упр.396

86

8

1

Предложения с косвенной речью.

Урок усвоения новых знаний

Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи

Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи

объяснит. диктант

§36, упр.402, 403

87

9

1

Цитаты и знаки препинания при них

Урок усвоения новых знаний

конструирование предложений, опрос, объяснит. диктант

Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании

диктант, опрос

§37, упр.406

88

10

РР

1

Сочинение- сравнительная характеристика

Уроки развития речи

Композиция рассказа, использование в рассказе диалога как текстообразующего элемента

Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы

Сочинение-рассказ

упр 409, вопр. стр. 214

XII. Повторение изученного в 8 классе (6ч +2ч)

89-90

11-12

2

Синтаксис и морфология

Повторительно-обобщающий урок

конструирование предложений, опрос, объяснит. диктант

Знать: морфология и синтаксис как разделы грамматики. Разнообразие синтаксических конструкций. Первичные и вторичные функции различных частей речи

Уметь: опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи

опрос, диктант

упр.418, 419

91-92

13-14

2

Синтаксис и пунктуация

Повторительно-обобщающий урок

конструирование предложений, опрос, анализ предложений

Знать: пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении

Уметь: понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания

опрос, диктант

упр. 421, 425

93

15

РР

1

Синтаксис и культура речи

Повторительно-обобщающий урок

опрос, объяснит. диктант, элементы анализа текста, работа над речевыми ошибками

Знать: нормы литературного русского языка в построении словосочетаний и предложений

Уметь: соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения

опрос, тест

упр. 432

94

16

РР

1

Контрольное изложение (по упр. 410)

Урок развития речи

работа над планом. Самостоятельная работа.

Знать особенности написания изложения, его структуру, языковые особенности.

Уметь создавать исправленный вариант текста, высказывать свое мнение

изложение

***упр. 420

95

17

1

Анализ ошибок изложения. подготовка к годовой контрольной работе

Повторительно-обобщающий урок

анализ ошибок,

тренировочные упражнения,

анализ предложений

Знать определения основных изученных в 5- 8 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

опрос

упр.431

96

18

К

1

Годовая контрольная работа

Контроль знаний

тестирование

Знать определения основных изученных в 5- 8 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

тест

индивид. задания

97

19

НРК

1

Анализ ошибок годовой контрольной работы.

НРК Понятие «коммуникативное поведение».


98

20

НРК

1

НРК«Умеете ли вы общаться?»


99

21

НРК

1

НРК Текст, его признаки. Структура текста.


100

22

НРК

1

НРК Создание микротекстов различных жанров (эссе, отзыв, рецензия)


101

23

НРК

1

НРК Публичная речь.


102

24

НРК

1

НРК Публичное выступление .


IV четверть: II полугодие: Год:

РР - 1 ч РР - 1 ч РР - 4 ч

Изложение - 1 ч Изложение - 3 ч Изложение - 5 ч

Сочинение - 1 ч Сочинение - 1 ч Сочинение - 4 ч

Диктант - 0 ч Диктант -2 ч Диктант - 3 ч

НРК - 6 ч НРК -10 ч НРК - 10 ч

КР - 2 ч КР - 3 ч КР - 4 ч









СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Период

Всего

Работы обучающего характера (проверочные работы, диктанты разных видов, словарные диктанты, сочинения, изложения, комплексный анализ текста)

Работы контрольного характера (контрольные работы, контрольные диктанты, контрольные словарные диктанты, контрольные изложения и сочинения, тестирование)

П

Ф

П

Ф

П

Ф

I четверть

27


7


2


II четверть

(I полугодие)

21

48


4

11


2

4


III четверть

30


6


5


IV четверть

(II полугодие)

24

54


3

9


4

9


Год

102


20


13


тетради для работ практического характера: 1) рабочая тетрадь по русскому языку №1

2) рабочая тетрадь по русскому языку №2

3) тетрадь по развитию речи

4) теоретическая тетрадь по русскому языку

тетради для работ контрольного характера: 1) тетрадь для контрольных работ по русскому языку



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Учебник

Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др.; М.: Просвещение, 2013 год - 239 с.

Программа

1.Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др. - 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.

Методические рекомендации

2. Н.А. Николина, К.И.Мишина, В.А.Федорова и др. Обучение русскому языку в 8 классе: Пособие для учителей и методистов /М.: Просвещение. - 2008. - 64 с.

Методическое письмо

3. Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области "О преподавании учебного предмета "Русский язык" в 2014-2015 учебном году.





© 2010-2022