- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа электива Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Программа электива Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова Е.В. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа электива
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (11часов).
1.Пояснительная записка
Современные условия развития образования, в том числе литературного, выдвинули на первый план понятие «личности» ученика. Новые подходы к современному литературному образованию предполагают выработку у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности.
Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни старался реализовать себя.
Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (15.1, 15.2, 15.3.), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. Особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры человека. Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
Курс рассчитан на 11 часов и реализуется в 9 классе в качестве элективного в рамках предпрофильной подготовки обучающихся..
II.Цели и задачи учебного курса
Теоретические:
• освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности.
Развивающие:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
• развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
Практические:
• совершенствование коммуникативных умений;
• овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
• поддерживать беседу, вести спор;
• адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
• логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
• совершенствовать и редактировать текст;
• применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.
Воспитательные:
• воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• воспитание интереса и любви к русскому языку;
• воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
• воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить подростка размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
самостоятельная работа;
работа в группах, парах;
индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Принципы, на которых базируется программа:
учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
научность, связь теории и практики;
наглядность;
прочность полученных знаний;
активность и сознательность обучения.
III.Содержание программы.
11 часов
Введение. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Критерии оценки задания С2. Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему
Речь и язык. Речь и речевое общение. Функциональные разновидности языка.
Устная и письменная речь. Сходства и различие устной и письменной речи
Фразеологизмы. Функции фразеологизмов.
Фонетика. Связь фонетики и орфографии
Абзац. Виды абзацев. Строение, функции в тексте.
Наклонения глагола. Глагол как часть речи: общее грамматическое значение роль в предложении. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
Повелительное наклонение: значение, образование, правописание.
Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.
Средства художественной выразительности.
Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитеты.
Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.
Понятие о механизме образования слов в русском языке
Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Критерии оценки задания 15.1.
IV. Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Дата план.
Дата факт.
1
Критерии оценки задания 15.1. Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.
2
Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.
3
Фразеологизмы
4
Фонетика
5
Речь и язык
6
Устная и письменная речь
7
Абзац
8
Наклонения глагола
9
Лексика. Средства художественной выразительности.
10-11
Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Критерии оценки задания
V. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»
Учащиеся должны уметь:
создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста (15.1.),
аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;
последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.
уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях
VI. Перечень учебно-методического обеспечения
-
ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2014.
-
Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2014.
-
И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2014.
Словари и справочники
-
Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. - М., 1998.
-
Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. - М., 1994.
-
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Т.Ф.Ивановой - М., 1989.
-
Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М., 1991.
-
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
-
Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М., 1988.
Интернет-ресурсы:
капканы-егэ.рф/