- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему Имя числительное как часть речи
Конспект урока по русскому языку на тему Имя числительное как часть речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Даценко Л.Н. |
Дата | 14.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Имя числительное как часть речи
Цели урока:
1) сформировать у учащихся понятие об имени числительном как части речи, общем грамматическом значении, синтаксической роли в предложении;
2) вырабатывать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные; отграничивать числительные от слов с количественным значением, относящихся к другим частям речи;
3) способствовать развитию познавательного интереса к предмету, совершенствовать навыки монологической речи учащихся, орфографической зоркости.
Оборудование:
Ход урока.
I. Определение темы и целей урока.
1. Слово учителя (ввести учащихся в тему урока)
- На уроках математики, истории, географии и других предметов, а также в быту все вы сталкиваетесь с огромным количеством различных чисел. (Учащиеся называют и другие ситуации)
- Давайте представим, что бы было, если бы в нашем мире не было ни одной цифры. Тогда бы не было такого понятия как время, потому что оно тоже связано с цифрами. Мы не могли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы денег, цен, да и магазинов бы тоже.
- Вопрос: «Что ещё стало бы невозможным, не будь в мире цифр?» (Ответы учащихся)
- Как видите, без цифр люди не смогли бы нормально жить и работать. Вы знаете, что чисел существует огромное количество, а как вы думаете, какие из всего этого многообразия являются самыми важными, без которых нельзя обойтись. Это цифры первого десятка, от одного до десяти. Ведь без них не было бы и остальных чисел. Так как они все образованы из этих цифр первого десятка.
2. «Размышление - шутка» (выступает заранее подготовленный ученик.)
- Кому нужны числительные?
Ведь если бы их не было, то не придумали бы математику, не было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии. Вот жизнь была бы у ученика! Одна физкультура! Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку лишние полчаса поспать?
Нет, на свою голову придумали точно обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания. И только скажи, что я не прав! Язык не повернется.
3. Слово учителя.
- Как вы уже заметили, тема нашего сегодняшнего урока - имя числительное.
- Сделайте морфемный разбор слова числительное и назовите однокоренные слова. А от какого слова образовано слово «числительное»? (Правильно, от слова «число».)
- В разделе «Имя числительное» мы с вами будем изучать слова, обозначающие количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
4. Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, какую цель мы должны сегодня достичь (Учащиеся говорят, что они хотят узнать).
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду. (П. Чесноков)
II. Изучение нового материала.
- Ответы на ваши вопросы мы будем искать вместе.
1. Исследовательская работа.
1) Работа с заданием под звездочкой на с. 143-144 (учебник)
- Рассмотрите предложения в 3-х колонках.
- В какой колонке выделенные слова обозначают количество предметов при счете?
- Найдите числительные. Определите их падежи.
Задания:
- Рассмотрите таблицу и по аналогии заполните третий столбец.
- Назовите сходства и отличия между этими частями речи.
- Сравните свое определение и определение в учебнике.
2.Запишите ответы на вопросы, используя числительные. (Карточки с вопросами распечатаны) (Учащиеся отвечают на 4-вопроса по своему выбору).
1) Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
3) Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?
4) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?
5) Сколько коробов можно наговорить?
6) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
7) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?
(Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, три короба, два зайца, семь раз).
3. Количественные и порядковые числительные.
Задания:
-
На какой вопрос отвечают эти числительные?
-
Что они обозначают?
-
Как называются такие числительные? (Учебник)
-
Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради. Найдите в ней числительное. На какой вопрос оно отвечает?
-
Найдите в учебнике, как называются такие числительные.
4. Запоминание правила по учебнику. (Проговаривание друг другу.)
III. Закрепление.
1. Выполнение упражнений 345 (1 в - 1, 3, 5 предложения, 2 в - 2, 4, 6 предложения). (С последующей проверкой)
Задания (распечатаны):
1.Записать указанные предложения.
-
Определить падеж числительных.
-
У каких числительных можно определить род. Обоснуйте.
-
Объясните тире в двух последних предложениях.
-
Над количественными поставьте букву «К», над порядковыми «П».
-
Подчеркните выделенные слова как члены предложения.
2. Путешествие по страницам «Толкового словаря» С. Ожегова.
1) Как на письме обозначаются числа? (В математике, в русском языке.)
2) Какая разница между числом и цифрой?
IV. Итог урока. Тест «+» «-»
Задания (распечатаны).
-
Числительное может обозначать количество предметов.
-
Числительное может отвечать на вопрос ЧТО?
-
Все числительные могут отвечать на вопрос КАКОЙ?
-
Количественные числительные обозначают номер по порядку.
-
Числительные изменяются по падежам.
Ключ (1+, 2-, 3-, 4-, 5+)
Взаимопроверка.
Оценки за урок.
V. Задание на дом.
Найти как можно больше фразеологизмов с числительными.