Урок по русскому языку на тему Числительное как часть речи (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 34 Шенделева Л.В.

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Имя числительное как часть речи

Цель: учащиеся познакомятся с именем числительным как частью речи

Задачи:

  1. смогут различать количественные и порядковые числительные и находить их в тексте;

  2. научатся отграничивать числительные от слов с количественным значением, являющихся другими частями речи;

  3. приобретут навыки использования числительных в устной речи.

Оборудование: листы с заданиями для групп, таблицы (знаю/хочу узнать/узнал)

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологическая мобилизация.

-Ребята, чтобы успешно прошел урок, давайте, взявшись за руки, пожелаем друг другу:

Мы пришли на урок получить знаний впрок,

Все мы будем отвечать и друг другу помогать.

Чтобы правила любые всем нам знать назубок.

  1. Проверка домашнего задания. (Отчет консультантов групп)

  2. Вызов

-Ребята, на столах у вас находятся задания для групп. Каждой группе необходимо выполнить по два задания.

1 задание

1 группа - из предложенных прилагательных выбрать только качественные: высокий, вчерашний, мамин, холодный, зимний, лисий, добрый, кошачий и дать объяснение.

2 группа - только относительные: злой, утренний, волчий, угрюмый, кожаный, стеклянный, папин, пестрый.

3 группа - только притяжательные: медвежий, интересный, колючий, лисий, сегодняшний, синий, дедушкин, осенний.

4 группа - только прилагательные в краткой форме - веселый, молод, кошачий, резок, медленный, желтый, красив, яодный.

Ребята в группе находят правильные ответы, при необходимости исправляют и комментируют.

2 задание

- На доске помещены пословицы, прочитайте их, объясните их смысл и скажите, что объединяет все эти пословицы.

Лук семь (не)дугов лечит. Пятое колесо в телег… . Два медведя в одной берлоге (не)улягутся. Из двух зол выб…рают меньшее.

- Да, ребята, все эти пословицы объединены употреблением числительных, назовите их - семь, пятое, два, в одной, из двух.

-О чем сегодня пойдет речь на уроке? ( О числительном). Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока: Имя числительное как часть речи.

4. Осмысление

1 этап

Знаю

Хочу узнать

Узнал


- Запишите в первую и вторую колонки то, что вы знаете и что хотите узнать о числительном.

2 этап

- Следующее задание для пар - самостоятельно изучить теоретический материал на стр. 152 и устно ответить на вопросы:

1. Что обозначает имя числительное?

2. На какие вопросы отвечают числительные?

3. Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

4. Как изменяются имена числительные?

5. Какой категории числительные чаще всего не имеют?

6. Какими членами предложения могут быть имена числительные?

3 этап

- Перепишите себе в тетрадь пословицы, помещенные на доске, найдите числительные, определите их разряд (к., п.) и подчеркните их как члены предложения.

Лук семь недугов лечит. Пятое колесо в телеге. Два медведя в одной берлоге не улягутся. Из двух зол выбирают меньшее.

Представители каждой группы работают у доски с пословицами и выполняют разбор слов по составу:

1 группа- недугов;

2 группа - в телеге;

3 группа - не улягутся;

4 группа - выбирают.

Разминка «Узнай числительное»

-Когда я называю количественное числительное, вы встаете, а когда порядковое - хлопаете в ладоши.

Пять, седьмой, третий, двадцать, первого, семь, одиннадцать, восьмое, шесть.

4 этап

-Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи - только словами.

- Каждой группе дается карточка с заданием: записать по два предложения и подчеркнуть в них числительные и сходные с ними слова, имеющие числовое значение и относящиеся к другим частям речи:

1 группа - Ученик занимался мало и поэтому получил двойку. - Два друга встретились после долгой разлуки.

2 группа - Мы купили десять арбузов.- Четырежды вызывали зрители полюбившегося артиста на «бис».

3 группа - Мы закончим строительство дома в срок, если удвоим силы. В нашем классе учатся два брата - близнеца.

  1. группа - Мама купила три булки хлеба. - Столетний дуб рос у дороги.

  1. Рефлексия

Завершающий этап работы с таблицей (З/Х/У)

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке о числительном?

Ответы спикеров групп по таблице.



  1. Оценка учащихся

  2. Домашнее задание: выучить теоретический материал на стр. 152, 154 и выписать из учебника литературы по два предложения с порядковыми и количественными числительными.



© 2010-2022