Урок развития речи в 7 классе «Сочинение в жанре дневниковой записи на основе картины И. Попова «Первый снег»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 7 классе «Сочинение в жанре дневниковой записи на основе картины И. Попова «Первый снег».

Цели урока:

образовательные

  • формирование умения вести дневниковые записи, составлять высказывания типа описания природы на основе произведений живописи;

воспитательные

  • учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова;

развивающие

  • развитие монологической речи, описание природы на основе произведений живописи; развитие образного мышления, умение отбирать языковые средства, характерные для текста описания.

Методическое обеспечение урока:

  • компьютер, проектор, презентация,

  • репродукции живописцев, картина И. Попова "Первый снег"

  • Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Регулятивные УУД:


  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • учиться работать в паре, группе;

  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества.

Эпиграф:

И стало вдруг белым-бело.
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло.
Снег выпал. Чудо совершилось.

И. Кравченко

Ход урока

1 этап урока. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Начинаем урок развития речи, и я вновь приглашаю вас в мир прекрасного, в мир искусства, в мир живописи. И начать наш урок я бы хотела с небольшого стихотворного напутствия.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

Проверка домашнего задания.

- Есть ли ребята, которые дома подобрали стихи о зиме, первом снеге? (Стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и др.)

Послушайте слова публициста Василия Михайловича Пескова: «В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи».

-Как вы думаете, почему Песков называет праздниками эти явления природы? (Потому что эти явления долгожданны. И мы, действительно, как праздника, их ожидаем)

- Сегодня хотелось бы поговорить о первом снеге. И говорить мы о нем будем, используя произведения живописи.

К теме первого снега обращались не только поэты и писатели, но и многие художники. Познакомьтесь с картинами мастеров живописи. (Слайды)

Но предмет нашего разговора полотно художника Игоря Попова «Первый снег». И вы уже догадались, что она посвящена…

Ученики: Она посвящена первому снегу.

Учитель: Из чего это видно?

Ученик: Прежде всего из названия картины «Первый снег». Автор сам указывает нам на это. А также из изображённого на ней.

Учитель: Почему, как вы думаете, понадобилось художнику изображать людей на своей картине?

Ученик: Это потребовалось для того, чтобы передать чувства, эмоции, настроение людей при виде первого снега, первого снегопада.

Учитель: И какие же это чувства? Какое настроение?

Ученик: На картине Игоря Александровича Попова запечатлено выражение радости и восторга при виде первого снега. Его героини с большой силой выражают свою радость, связанную с первым снегопадом. Они очень бурно выражают свои чувства: бегают, прыгают, взявшись за руки, ловят снежинки, подняв головы к небу.

Учитель: Что же следует из всего сказанного вами?

Ученик: Первый снег - уникальное явление природы. Его долго ждут. И вот, после слякотной, серой поздней осени приходит к нам чудо - первый снег! И поэтому все так радуются ему, той чистоте, тому простору, которые приходят вместе с ним.

Учитель: Да, вы правы. С приходом зимы, с первым снегом меняется и настроение людей. Первый снег - это чудо природы, это земная красота, которой не устаешь любоваться, которой не перестаешь восхищаться. Первый снег эстетически воздействует на человека.

- Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на картину?

Ученик: Чувства радости, восторга, желание громко смеяться, прыгать, очень эмоционально выражать свои чувства.

Учитель: А вот каким увидел маленький праздник природы писатель-прозаик Андрей Перегудов.

Сегодня проснулся утром и, еще не вылезая из постели, почувствовал, что в мире что - то произошло! В комнате особый рассеянный свет, какого не бывает ни весной, ни летом, ни осенью! Взглянул в окно и ахнул: за окном весело падают с неба белые хлопья, и вся земля, изгородь палисадника, ветви деревьев покрыты чистейшей белизны снегом! Первый снег! Выпал первый снег! Быстрее на улицу играть в снежки, строить крепость или лепить бабу, которая обязательно растает! Но тем более дорого создание рук твоих, тем более дорог свежий, приносящий радость первый снег!

  1. О дневниковых записях.

- О чем рассказывает автор? Какое настроение сообщает читателям? Чьи эмоции раскрывает?

Учитель: Итак, представьте, проснувшись однажды рано утром и подойдя к окну, вы застываете у окна в немом восхищении! Вы увидели преображенную землю: засыпанные снегом мостовую, дворы, шапки снега, повисшие на деревьях! Снежинки кружатся в воздухе, ваша улица изменилась, преобразилась: стала шире, ярче, наряднее. Это выпал первый снег!

А потом выбегаете на улицу, чтобы окунуться в эту прелестную атмосферу… И вот вы возвращаетесь с улицы. Вам просто необходимо поделиться своей радостью! С кем? К сожалению, дома никого нет. И тогда вы садитесь за дневник, чтобы сохранить свое настроение.

- А может быть, кто-то из вас когда-нибудь вел дневник? Что такое личный дневник?

Учитель: Как вы думаете, ребята, какую работу мы должны сегодня выполнить? (Написание сочинения-дневниковой записи на основе картины Игоря Попова «Первый снег»)

Правильно! Сегодня мы будем учиться создавать дневниковые записи, передавать настроение от увиденного на основе произведения живописи.

II. Объяснение нового материала

1. Знакомство с жанром дневника

- Как вы думаете, что такое дневник? (Высказывания учащихся).

- Многозначное оно или однозначное?

- Давайте познакомимся с его лексическим значением.

На экране высвечивается словарная статья:

Этимологический словарь: ДНЕВНИК. Отмечается с Петровской эпохи. Словообразовательная калька франц. journal "газета, журнал", суф. производного от journée "день". См. дежурный, журнал.

Большой энциклопедический словарь. ДНЕВНИК, записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днем. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа ("Записки сумасшедшего" Н. В. Гоголя) или автора ("Ни дня без строчки" Ю. К. Олеши); распространен с кон. 18 в. (литература предромантизма).

Толковый словарь Ожегова С. ДНЕВНИК, -а, м. I. Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день. Вести д. Д. экспедиции. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении. II прил. дневниковый, -ая, -ое (к 1 знач.).

Учитель: В каком значении мы будем использовать слово дневник в нашем сочинении?

Ученик: В первом значении.

Вывод: (запись в тетрадях). Дневник - это ежедневные записи о событиях текущей жизни.

- В течение дня происходит множество событий.
- Всё ли будете записывать?
- Обязательны ли записи на каждый день?
- А как вы потом определите когда, что произошло? (Обязательно число, месяц, год, иногда время) - хронология.

2. Знакомство с образцами дневников, которые вели писатели

- Вот выдержки из дневников А.С.Пушкина. (Зачитывают учащиеся).

Из лицейского дневника А.С.Пушкина

29 ноября.

Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волненьем стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу - ее не видно было! Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, - сладкая минута!..

Как она мила была! как черное платье пристало к милой Бакуниной!

Но я не видел ее 18 часов - ах! какое положенье, какая мука!

Но я был счастлив 5 минут…

10 декабря.

Вчера написал я третью главу «Фатама, или Разума человеческого: Право естественное». Читал ее С. С. и вечером с товарищами тушил свечки и лампы в зале. Прекрасное занятие для философа! - Поутру читал «Жизнь Вольтера».


1824. Ноября 19. Михайловское.

Вышед из Лицея, я почти тотчас уехал в Псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч., но всё это нравилось мне недолго. Я любил и доныне люблю шум и толпу и согласен с Вольтером в том, что деревня est le premier... (первое. (Франц.))

(Источник: pushkin.niv.ru/pushkin/text/zametki/kishinevskij-dnevnik-pushkina.htm)


Учитель: Что же отражают люди в дневнике?

Ученик: В дневнике человек, ведущий дневник не только говорит о том, что произошло с ним в этот день, но и высказывает свои мысли в связи с событиями этого дня, общением с другими людьми, выражает свои чувства, описывает свои ощущения, говорит о своих мечтах, надеждах, размышляет.

3. Учитель: Познакомимся с жанровыми особенностями дневниковых записей. (Слайд )

Учитель: А кто из вас вёл или ведет дневник? Для чего это нужно?

Ученик: Дневник - это твой собеседник, которому можно всё доверить.

Он - верный друг.

Учитель: А для кого вы пишите?

Ученик: Для самих себя.

Учитель: Как можно передать свои чувства на бумаге? О чем следует рассказать в первую очередь? Как выразить свою радость и восхищение?

Какие художественно-изобразительные средства языка помогут вам в написании сочинения?

Ученик: Это эпитеты - красочные определения, сравнения, олицетворения, метафоры.

III этап. Работа над сочинением.

Учитель: Используя их в своих работах, вы сумеете передать главную мысль своего сочинения, свои чувства, мысли, настроение.

Итак, мы приступаем к следующему этапу нашей работы.

Не забывая о том, что ваше повествование - дневниковая запись, займемся сбором материала, ведь нам необходимо в своей работе использовать репродукцию картины И. Попова.

  1. Словарная работа. Каким может быть первый снег?

  • Спиши, вставляя буквы.

Белый, чистый, лё..кий, св..ркающий, и..крящ..йся, п..р..л..вающ..йся на солнце; он мож-ет п..рхать, л..теть, в..лить, сыпать; плавно ..пускат..ся, весело кружить, ..сл..пительно бл..стеть.

  • Вырежьте из салфетки или листка бумаги снежинку.

У вас получились разные снежинки

Внимательно рассмотрим картину "Первый снег".

  1. Для удобства в работе по сбору материала составим таблицу.

  • Работа в группе (2 группы)

Заполняется таблица, вычерченная на доске.

снег

небо

дома

тротуар

люди

деревья

собака

Учитель:

- Рассмотрите небо, подберите словосочетания, характеризующие его.

- Где происходит действие? Что вы можете сказать о домах, о тротуаре?

- Кто изображен на картине?

- Почему так много героев? Кому звонит молодой человек?

О чём он говорит своему собеседнику? О чём думает девушка, глядя в окно на первый снег?

- Почему замер щенок?



  1. Составление плана сочинения.

Сколько частей может быть в вашем сочинении?

Примерный план-схема сочинения

Раннее утро

Я проснулся и подошел к окну…

Описание пейзажа(что я увидел, выглянув в окно?)

Я увидел…

Какое настроение вызвал первый снег?

Я почувствовал…

Я вышел на улицу…

Я записал в своем дневнике…



  1. Подведение итогов.

- Чем мы сегодня с вами занимались?

- Чему научились?

- Что было для вас новым?

- Как пишется дневник?

- Какие чувства вызвала у вас картина И. Попова?

  1. Заполнение листа самооценки.

Выставление оценок. Домашнее задание.

Написать сочинение в форме дневниковой записи (упр. 211), отредактировать. Покажите еще раз друг другу снежинки, вырезанные вами. Посмотрите, абсолютно одинаковых снежинок нет. Так и ваши дневниковые записи получатся разные! И это прекрасно!

Удачи вам в работе!

Приложение 1. Таблица к картине И.Попова "Первый снег".

небо

снег

дома

тротуар

люди

деревья

собака

  • пасмурное

  • серое

  • низкое

  • затянутое снеговыми облаками

  • белый

  • пушистый

  • лёгкий

  • обильный

  • крупные снежинки, летящие по ветру

  • розоватый

  • голубоватый

  • покрытый следами

  • крыши домов покрыты снегом,

  • снег на подоконниках,

  • на оконных рамах,

  • старый городской дворик

  • широкий,

  • занесённый глубоким снегом,

  • усеянный следами

  • три девочки на улице,

  • молодой человек в телефонной будке;

  • девушка у окна наблюдает за падающими снежинками

  • старые

  • ветвистые с необлетевшей листвой, ветки покрыты снегом

  • замерзший

  • щенок, впервые увидевший снег

Мое отношение к информации урока (поставьте знак V в соответствующую колонку

Да

Не очень

Нет

1. Мне было интересно на уроке

2. Меня заинтересовала тема урока

3. Информация этого урока является для меня нужной и полезной

4. Мне все было понятно на уроке

5. Я усвоил, что такое дневник, дневниковая запись


В процессе работы я... (поставьте знак V напротив

ответа, соответствующего вашему мнению)

1. Сам старался определять цели и задачи урока

2. Ждал, когда другие сформулируют задачи урока

3. Задавал вопросы, спрашивал разъяснения

4. Ждал, когда ответят мои одноклассники, предпочитал слушать других

5. Внимательно слушал одноклассников, не перебивал

6. Принимал активное участие в ходе урока

7. Анализировал, делал выводы



11


© 2010-2022