Поэтические произведения 19 века в детском чтении. Выразительное чтение литературных произведений

Поэтические произведения 19 века в детском чтении. Выразительное чтение литературных произведений   Цели: познакомить учащихся с творчеством поэтов 19 века; способствовать развитию творческого воображения, эстетического вкуса, любви к природе; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, музыка); знакомство обучающихся с жанром  лирического пейзажа; развитие ассоциативно-образного мышления,  умения анализировать материал, навыков публичного выступления; воспитание нравст...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План практического занятия

Тема: Поэтические произведения 19 века в детском чтении. Выразительное чтение литературных произведений

Цели: познакомить учащихся с творчеством поэтов 19 века; способствовать развитию творческого воображения, эстетического вкуса, любви к природе; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, музыка); знакомство обучающихся с жанром лирического пейзажа; развитие ассоциативно-образного мышления, умения анализировать материал, навыков публичного выступления; воспитание нравственно-эстетического восприятия мира, любви к искусству, природе.

Тип урока - урок-экскурсия

Межпредметные связи: русская литература, русский язык, изобразительное искусство, музыка.

Оборудование: презентация к уроку, музыка Чайковского П.И. «Времена года», портреты Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.А. Фета, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова, И.С. Бунина, иллюстрации картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», В. Поленова «Заросший пруд», А. Пластова «Первый снег», рисунки видеофильма к стихотворению Ф.И. Тютчева «Смотри, как роща зеленеет», аудиозапись «Колыбельной песни», «Колокольчики мои», учебники «Литературное чтение» за 1, 2, 3, 4 классы, видеофильм «Суриков И.З.»


План

  1. Организационный момент

  2. Объяснение нового материала.

  1. Вступительное слово

  2. Выразительное чтение.

  3. Творчество Ф.И. Тютчева.

  1. Биография поэта

  2. Чтение и анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»

  3. Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды»

Групповая работа

1 группа - составление партитуры стихотворения

2 группа - анализ стихотворения

3 группа - словесное описание картины

4 группа - словесное описание музыки к стихотворению

  1. Описание картины И. Левитана «Весна. Большая вода»

  2. Аудио прослушивание в исполнении М. Магамаева «Весенние воды» Ф. Тютчева на музыку С. Рахманинова.

  3. Чтение стихотворения «Весенняя гроза» (стр. 114)

  4. Аудио прослушивание стихотворения «Смотри, как роща зеленеет»

  5. Составление видеофильма к стихотворению.

  1. Творчество А.К. Толстого

  1. Биография А.К. Толстого

  2. Аудио прослушивание песни «Колокольчики мои» в исполнении В. Щукина

  1. Творчество А.А. Фета

  1. Биография поэта

  2. Чтение стихотворения «Мама! Глянь-ка из окошка…»

  3. Чтение стихотворения «Кот поет, глаза прищуря»

  4. Аудио прослушивание стихотворения «Ласточки пропали»

  1. Творчество А.Н. Майкова

  1. Биография поэта

  2. Аудиозапись. Прослушивание «Колыбельной песни»

  3. Чтение стихотворения «Ласточка примчалась»

  4. Чтение стихотворения «Летний дождь»

  5. Чтение стихотворения «Мать и дети»

  1. Творчество И.С. Никитина

  1. Биография поэта

  2. Чтение стихотворения «Встреча зимы»

  3. Чтение стихотворения «Полюбуйся: весна наступает…»

  1. Творчество А.Н. Плещеева

  1. Биография поэта

  2. Чтение стихотворения «Сельская песня»

  3. Чтение стихотворения «Дети и птичка»

  4. Чтение стихотворения «Мой садик»

  5. Чтение стихотворения «На берегу»

  1. Творчество И.З. Сурикова

  1. Биография поэта

  2. Чтение стихотворения «Зима»

  3. Описание картины А. Пластова «Первый снег»

  4. Чтение и анализ стихотворения «Детство»

  5. Чтение стихотворения «Ярко светит солнце»

  1. Творчество И.С. Бунина

  1. Биография поэта

  2. Чтение стихотворения «Бушует полая вода»

  3. Аудио прослушивание «На пруде»

  4. Описание картины В. Поленова «Заросший пруд»

  1. Мои первые шаги. Авторские стихотворения, посвященные природе.

  1. Итог.

  2. Домашнее задание

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Объяснение нового материала (Слайд № 1)

  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы с вами совершим необычную экскурсию в удивительный мир художественных произведений русских поэтов 19 века. Вы продолжите знакомство с великолепными стихотворениями этих поэтов и увидите. С какой любовью и нежностью они описывают родную природу, а также убедитесь, насколько музыкальны их произведения.

  1. Выразительное чтение. (Слайд № 2)

- Но прежде, чем прослушать стихотворения, давайте выясним, что такое выразительное чтение, потому что стихотворения читать без выражения невозможно? (Это чтение, выражающее определённое настроение.)

- А как передать настроение? (Выделить главные по смыслу слова, читать в определённом темпе, с короткими и длинными паузами)

Вывод.

Для того чтобы выразительно прочитать, нужно:

1) Выбрать отрывок для выразительного чтения.

2) Прочитайте этот отрывок выразительно

3) Выяснить, всё ли понятно в этом тексте.

4) Определить настроение (радостное, грустное, удивленное, недоверчивое )

5) Определить интонацию (повествовательную ( спокойная, ровная), вопросительной, восклицательной.

6) Выделить голосом главные слова

7) Определить темп (грустные стихи читаются медленнее, чем радостные)

8) Отметить паузы

9) Прочитать еще раз

3. . Итак, добро пожаловать в музей искусств, а экскурсоводами будут учащиеся группы Б-2-Пройдемте в первый зал. Он посвящен творчеству Федорова Ивановича Тютчева.

3. Творчество Федора Ивановича Тютчева

  1. Биография Ф.И. Тютчева (Слайд № 3)

Русский поэт принадлежал к старинному дворянскому роду. Рано начал писать стихи. В 1821 г. блестяще окончил словесный факультет Московского университета. По окончании курса зачислен на службу в Коллегию иностранных дел.

Как поэт Тютчев сложился на рубеже 20-30-х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Весенние воды», «Осенний вечер».

Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 г.: тетрадь его стихотворений, переправленная из Германии, попадает в руки Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник». Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее - после его возвращения на родину, в 50-х гг., когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854 г.).

Вернувшись в Россию в 1844 г., занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры.

Умер в 1873 г. в Царском Селе.

  1. Чтение и анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (с.113)

- О чем это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны)

- Каково отношение поэта к Зиме и к Весне? (Автор радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не хочет уходить)

- Какие художественно-выразительные средства поэтической речи использует автор? (Олицетворение - злится, хлопочет, ворчит, взбесилась. Весна - хохочет, гонит, шумит, сравнение - Зима - ведьма злая, Весна - прекрасное дитя. Прием контраста, антитеза)

Вывод. Поэт подчеркнул уходящую Зиму как уходящее зло от людей. Всему свое время. Каждое время года приходит и уходит в назначенное ему время. Хотим мы этого или нет. Для человека Весна - это обновление жизни, это вечная молодость, пробуждение природы.

  1. Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды»

Групповая работа

1 группа - составление партитуры стихотворения

2 группа - анализ стихотворения

3 группа - словесное описание картины

4 группа - словесное описание музыки

Стихотворение «Весенние воды можно отнести к пейзажной лирике.

Пейзаж - это изображение природы в музыке, живописи, литературе (Слайд № 4)

- Стихотворение написано было в 1830 году. В нем описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных, весенних дней.

- Что ощущаешь, читая это стихотворение? (Весеннюю атмосферу, чувствуешь, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью.

- На сколько частей можно разделить стихотворение? (На 2 части. В первой части настроение еще сонное - она «еще не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идет»! автор рисует два плана - землю и воду.

В первой части слышим шум воды, быстрое движение, которое вызывает бурную радость.

- Какую часть речи использует Тютчев, чтобы передать движение воды? (Глаголы - бегут, будят, блещут, гласят. Эти глаголы помогают услышать ритмичность стихотворения и почувствовать движение и шум весенней воды, начинающейся весны.

- Почему в конце первого предложения автор поставил многоточие? (Поэт еще много хочет сказать о весенней воде)

- Какие буквы чаще всего употребляются? (Повтор согласного [б] (аллитерация) и шипящего [ш] в слове шумят, помогает передать начинающееся движение воды.

- О чем вторая часть? (Ожидание майских дней)

- С кем олицетворяются майские дни? С детьми, девушками, у которых румяные щеки, они водят хороводы)

3 группа - словесное описание картины

4 группа - словесное описание музыки к стихотворению

  1. Описание картины И. Левитана «Весна. Большая вода» (Слайд № 5)

Полотно Исаака Левитана «Весна. Большая вода» написано в 1897 году и относится к числу самых значительных произведений художника.

На полотне мы видим реку в момент половодья, когда вода затопила прибрежные области - и березовую рощицу, и поля, и часть деревни. В реке, спокойной и неподвижной, как в зеркале, колеблясь, отражается и весеннее голубое небо, и тонкие голые стволы и ветви деревьев.

На переднем плане - забытая лодка, а где-то очень далеко - высокий берег со скромными деревянными избами и несколько затопленных деревенских построек. Искусно написана Левитаном узкая полоса желто-рыжего берега - красиво изгибаясь, он уводит взгляд зрителя вглубь картины.

Каждое деревце, изящное, трепетно-изогнутое, написано художником с любовью и восхищением. Словно живые, трогательно и доверчиво ожидают березки чего-то хорошего, что принесет им весна. Любуясь тянущимися вверх тонкими березками и осинками, звонким высоким небом с тонкими облаками, как будто растворяешься в свете этого яркого солнечного дня.

Пейзаж наполнен светлыми, чистыми красками, характерными для весенней русской природы. Колорит полотна образован тончайшими переходами оттенков: голубого, зеленого и желтого. Самым разнообразным является голубой цвет - для изображения неба и воды Левитан выбирает самые разнообразные оттенки: от молочно-белого до темно-голубого. Желтые стволы берез и их чуть дрожащие в воде отражения сообщают картине трепетность, «воздушность».

Картина Левитана «Весна. Большая вода» проникнута тонким лиризмом и поэзией, она необыкновенно музыкальна. Полотно рассказывает о весеннем воскресении природы, и большая светлая радость исходит от него, наполняя нас оптимизмом, спокойствием и желанием жить.

  1. Аудио прослушивание в исполнении М. Магамаева «Весенние воды» Ф. Тютчева на музыку C. Рахманинова.

6) Чтение стихотворения «Весенняя гроза»

7) Аудио прослушивание стихотворения «Смотри, как роща зеленеет»

8) Составление видеофильма к стихотворению

4. Творчество А.К. Толстого

1) Переходим во второй зал. Этот зал посвящен творчеству А.К. Толстого (Слайд № 6)

Родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына; он воспитывался матерью и ее братом - писателем А. Перовским (псевдоним А. Погорельский). Детские годы прошли в имениях матери, позже дяди на Северной Украине. Получил хорошее домашнее образование.

В 17 лет он был зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической службе в Германии. В 1843 получил звание камер-юнкера.

Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста, поощряемый своим дядей. Писал стихи, фантастические повести, и уже его первая опубликованная под псевдонимом "Краснорогский" в 1841 повесть "Упырь" была замечена Белинским.

В 1840-е годы он начал работать над историческим романом "Князь Серебряный", оконченным в 1861. В этот же период написал рад баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность и впоследствии положенных на музыку русскими композиторами ("Колокольчики мои", "Ты знаешь край, где все обильем дышит", "Курган", "Средь шумного бала..." и др.).

В 1862 была опубликована драматическая поэма "Дон Жуан"; в 1866 - 1870 - историческая трилогия, включавшая трагедию "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис".

В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах).

Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет А. Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.

2) Аудио прослушивание песни «Колокольчики мои»

  1. Переходим в третий зал. Этот зал посвящен творчеству А.А. Фета

  1. Биография поэта (Слайд № 7)

Родился в селе Новосёлки (Орловская губерния) в семье помещика А.Н. Шеншина от Каролины Фёт, приехавшей из Германии. Вся жизнь поэта прошла в усилиях получить дворянство. Через четырнадцать лет после его рождения обнаружилась какая-то ошибка в метрике и он из дворянина в один миг стал иностранцем.

Русское подданство ему вернули только в 1846.

В 1838-1844 учился в Московском университете. Во время учёбы вышел его первый сборник - «Лирический пантеон» (1840), а начиная с 1842 его стихи стали регулярно печататься на страницах журналов.

В 1845 Фет стал унтер-офицером провинциального полка, так как офицерский чин давал право на получение потомственного дворянства. В 1853 он перешёл в привилегированный гвардейский лейб-гусарский полк.

В 1858 вышел в отставку и энергично занялся литературным трудом. Дворянство не было получено. Тогда поэт приобрел помещичий участок, став помещиком-разночинцем.

Лишь в 1873 Фет по разрешению царя стал дворянином Шеншиным. К этому времени он уже был широко известен как поэт Фет

  1. Чтение стихотворения «Мама! Глянь-ка из окошка…» стр. 115

  2. Чтение стихотворения «Кот поет, глаза прищуря» стр. 115

  3. Работа над выразительным чтением стихотворения «Ласточки пропали» стр. 115.

Учащиеся, пользуясь памяткой «Как выразительно прочитать стихотворение», составляют партитуру стихотворения. Звучит стихотворение в исполнении учащихся. А в качестве образца - аудиозапись в актерском исполнении.

  1. Творчество А.Н. Майкова. Проходим в четвертый зал.

  1. Биография поэта (Слайд № 8)

Родился 4 июня 1821 г. в Москве в семье академика живописи Н. А. Майкова.

Окончил юридический факультет Петербургского университета. Первая книга стихов Майкова вышла в 1842 г. Затем увидели свет поэмы «Две судьбы» (1844 г.) и «Машенька» (1846 г.), сборник лирики «Очерки Рима» (1847 г.), отразивший впечатления от поездки в Италию.

В 1848-1852 гг. активность поэта заметно снизилась.

Начавшаяся в 1853 г. Крымская война вновь пробудила его к интенсивной творческой деятельности (результатом стала книга «1854-й год. Стихотворения»).

В 1870 г. вышел майковский перевод «Слова о полку Игореве» - итог напряжённой четырёхлетней работы.

Несмотря на жанровое и тематическое богатство, майковское поэтическое наследие едино в стилевом отношении. Поэзия Майкова захватывает гармоническим слиянием

мысли и чувства, безукоризненным художественным вкусом, напевностью и музыкальностью. Не случайно по количеству положенных на музыку стихотворений Аполлону Николаевичу принадлежит одно из первых мест среди русских поэтов XIX в.

Скончался 20 марта 1897 г. в Петербурге.

  1. Аудиозапись. Прослушивание «Колыбельная песня» ("Спи, дитя мое, усни...") (Роксана (А.Алымова)

  2. Чтение стихотворения «Ласточка примчалась» стр. 116

  3. Чтение стихотворения «Летний дождь» стр. 116

  4. Чтение стихотворений «Мать и дети» стр. 116

  1. Творчество И.С. Никитина. Пятый зал.

  1. Биография поэта (Слайд № 9- 10)

Родился Иван Никитин 21 сентября 1824 года в Воронеже. В 1839 году в биографии Никитина состоялось поступление в духовную семинарию Воронежа. Но из-за тяжелой ситуации дома Иван оставил занятия, а в 1843 году вынужден был покинуть семинарию. Еще во время обучения увлекся литературой, начал писать стихи.

В 1853 году в биографии Ивана Никитина несколько стихотворений были отосланы в «Воронежские Губернские Ведомости», так поэт стал известным в Воронеже. Никитин стал членом кружка интеллигенции, в который входили Второв, Александров-Дольник, Де-Пуле. Не смотря на тяжелую семейную обстановку в те годы в биографии Никитина, он продолжил писать, занимался самообразованием.

Иван Саввич Никитин за всю биографию опубликовал два сборника стихотворений. Первый сборник вышел в 1856 году, второй - в 1859. Также Никитин успешно начинал писать прозу - «Дневник семинариста» впервые опубликовали в 1861 году.

  1. Чтение и анализ стихотворения «Встреча зимы» стр.117

- Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создает как бы подвижные картины природы?

  1. Чтение стихотворения «Полюбуйся: весна наступает…» стр. 117

  1. Творчество А.Н. Плещеева. Проходим в шестой зал.

  1. Биография поэта (Слайд № 11)

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.

Родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле.

Алексей Плещеев провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г. напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность.

Алексей Плещеев входил в нелегальный кружок Петрашевского, в котором проповедовались социалистические идеи. В частности, он доставил Петрашевскому запрещенное властями письмо Белинского к Гоголю. В апреле 1849 г., когда царское правительство разгромило кружок Петрашевского, поэт был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.

22 декабря 1849 г. Алексея Плещеева вместе с другими петрашевцами привезли на Семеновскую площадь для казни, которая была отменена лишь в последнюю минуту. Поэт был приговорен к четырем годам каторги, замененной "во внимание к молодым его летам" ссылкой - рядовым в Оренбургский линейный батальон. Он получил разрешение на въезд в "обе столицы" и вернулся к литературной деятельности через десять лет солдатчины. В 1872 г. по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала "Отечественные записки" и заведовал в нем отделом стихов. После закрытия"Отечественных записок" Плещеев этим же отделом заведовал в "Северном вестнике".

Алексей Плещеев умер в 1893 г. в Париже по пути на французский курорт. Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи. В день его похорон московские газеты получили предписание, запрещавшее всякое "хвалебное слово покойному поэту".

  1. Чтение стихотворения «Сельская песня» стр. 118

  2. Чтение стихотворения «Дети и птичка»

  3. Чтение стихотворения «Мой садик»

  4. Чтение стихотворения «На берегу»

  1. Творчество И.З. Сурикова. Седьмой зал.

  1. Биография поэта (Слайд № 12)

Видеофильм «И.З.Суриков»

  1. Чтение стихотворения «Зима»

  2. Описание картины А. Пластова «Первый снег» (Слайд № 13)

Аркадий Пластов - русский живописец, который жил в советское время. Он родился в деревне и больше всего любил рисовать деревню, деревенскую жизнь и крестьян. Ему нравились яркие, захватывающие цвета. А вот картина Пластова "Первый снег" в цветовом выражении довольно однообразная, тусклая, ее главные цвета - белый и серо-коричневый. Но и это не делает картину скучной. Наоборот, она "теплая", несмотря на то, что изображает зиму.

На картине мы видим небольшой фрагмент крестьянской жизни. Перед нами порог деревянного дома, за ним - береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы. На один из сугробов на заднем плане приземлилась ворона.

Как и всегда в пейзажных работах Пластова, их центром являются человеческие фигуры. На этот раз парочка детей - мальчик лет шести и девочка чуть старше. Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости.

Наверное, дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Замерев на пороге, дети в восторге озираются вокруг и не решаются пока что двинуться дальше.

Скупость художника на цвета и детали в этой картине объясняется тем, что она была написана в 1946 году, в суровое, безрадостное, голодное, послевоенное время. Но даже тогда дети верили в сказку и в чудо. Нетронутую детскую душу художник сравнил с чистым первым снегом. Для него чудо - и дети, которые не разучились радоваться и восхищаться, и первый снег, пушистый, ослепительно-белый.

  1. Чтение и анализ стихотворения «Детство»

- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

- В тексте встречаются несколько малознакомых для вас слов, но я думаю, о значении некоторых их них можно догадаться.

Словарная работа. Работа в парах. Определить значения слов- архаизмов.

Кубарем качуся - стремительно, быстро. Кубарь - детская игрушка в форме шара или цилиндра с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой вертится подобно волчку.

Лапти - крестьянская обувь, плетенная из лыка.

Светец - подставка для лучины, освещавшей избу.

Прялка - приспособление для ручного прядения

- Прочитаем 1 часть на стр. 120. Какую картину вы себе представили при чтении?

- Где происходило событие?

- Хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова «вот». Почему? Мы ведь знаем, что повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же?

Вывод: Этим словом автор хочет обратить внимание наше на то, что было очень важно и памятно в его жизни. (Деревня, дом, горка, друзья)

- Каким же было воспоминание о катании с горки?

- С каким чувством связаны авторские воспоминания? (С радостным чувством)

- О чем рассказывает автор в следующей части? (О сказках)

- Какую сказку бабушка рассказывала внуку? («Иван-Царевич и Серый Волк»)

- Что чувствовал мальчик, слушая сказку? (Страх)

- Зачем автор вставил в текст строчки:

А в трубу сердито

Ветер злой поет»?

Вывод: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

- Как бабушка рассказывает сказки? («Тихо речь журчит»)

  1. Чтение стихотворения «Ярко светит солнце»

  1. Творчество И.А. Бунина. Восьмой зал.

  1. Биография поэта (Слайд №14)

Родился Иван Бунин в дворянской небогатой семье 10 октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Бунин детство провел именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте. Затем молодой поэт поступил учиться в Елецкую гимназию. Однако не закончил ее, вернувшись домой. Дальнейшее образование в биографии Ивана Алексеевича Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию.

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят лучшие рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915).

Биография Ивана Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук. Резко встретив революцию, навсегда покидает Россию. В 1933 году произведение Бунина «Жизнь Арсеньева» получает Нобелевскую премию

  1. Чтение стихотворения «Бушует полая вода»

  2. Аудио прослушивание стихотворения «На пруде»

  3. Описание картины В. Поленова «Заросший пруд» (Слайд № 15-16)

Картина «Заросший пруд» узнаваема и знакома каждому. Тенистый уголок парка, небольшой пруд в окружении высоких деревьев. Пруд, вероятно, неглубокий, заросший водорослями и кувшинками. В глубине картины видна небольшая аллея со скамьей, на ней едва разлиҹима женская фигура в светлом платье. А разве можно себе представить места луҹше для отдыха и размышления о жизни? Созерцание спокойной воды настраивает на философский лад. Лето в разгаре, тихий, безмолвный день. Картина являет зрителям красоту русской природы, ее неброскую велиҹавость. все сочинения на Работы Поленова отлиҹаются философским взглядом на жизнь. Художник любуется миром, в котором живет.

  1. Мои первые шаги.

Авторские стихотворения, посвященные природе

  1. Итог.

IY. Домашнее задание. (Слайд №17)

Реферат «жизнь и творчество Л.Н. Толстого», читать хрестоматию на стр. 135-141, пересказать.

Список литературы:

  1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. Изд.3-е, исправленное и дополненное. М.: "ВАКО", 2005, с. 319-320.

  2. Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 2-е издание.- М.: Московский Лицей, 2002, с.51-52.

  3. Уроки литературы: Практ. методика: Кн. для учителя / И. И. Аркин.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2001, с.143.

  4. Литература. Учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования под редакцией Г.А. Обернихиной. -М.: "Академия", 2008.

  5. Детская литература: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ/ В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под редакцией Е.Е. Зубаревой.- 3 -е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989.

  6. Хрестоматия по детской литературе. А.Л. Табенкина, М.К. Боголюская; Под редакцией Е.Е. Зубаревой. - 10 изд. - М.: Просвещение, 1988




© 2010-2022