План-конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе на тему СПП: структура, значение, знаки препинания

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения: структура,

значение, знаки препинания»

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о СПП;

  • совершенствовать навыки постановки знаков препинания в СПП;

  • отработать умение различать виды придаточных предложений,

  • определять средства связи с главным предложением;

  • развить мышление, речевые и орфографические навыки учащихся;

  • воспитать такие нравственные качества как доброта, любовь к

ближнему , чувство дружбы и товарищества, стремление к

знаниям.

Тип урока: урок-обобщение.

Метод урока: комбинированный.

Оборудование урока: учебник, интерактивная доска, слайды, таблицы.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы урока, целей и задач урока. /Слайд 1/

Эпиграф урока: «Счастлив тот, кто открывает в себе внутреннее богатство». (А.Шопенгауэр) /Слайд 2/

II. Повторение.

  1. Проверка домашнего задания

  2. Мозговой штурм. Повторение сведений о ССП. /Слайд 3/

  3. Синтаксическая разминка. /Слайд 4/

Задание 1. Выделите грамматическую основу предложения, определите

Структуру предложения, объясните постановку знаков препина-

ния, постройте схему предложения.

  1. О матерях можно рассказывать бесконечно.

  2. Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос.

  3. В её чутком сердце не гаснет любовь, и она ни к чему не останется

равнодушной.

  1. Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождала нас всю жизнь.

III. Основная часть урока.

  1. Актуализация и обобщение знаний о СПП.

А). Формулировка определения СПП по ключевым словам. /Слайд 5/

Б). СПП: строение, средства связи. /Слайд 6/

- Чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова?

Задание 2. Синтаксический анализ предложений. /Слайд 7/

  1. Россия переживёт муки, унижения, разделения; и она, несомненно

Выйдет из этих мучений.

  1. Передо мной Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой.

  2. Люблю я Пушкина за то,то дал он свету свой ясный ум и мыслей чистоту.

С). Типы придаточных предложений. /Слайд 8 /

2. Работа с учебником. Анализ теоретического материала.

Алгоритм определения вида придаточного. /Слайд 9/

Задание 3. Записать афоризмы, расставить знаки препинания, определить вид придаточного и средства связи с главным предложением. /Слайд 10, 11/

  1. Нет величия там, где нет простоты добра и правды.

  2. Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

  3. Сколько бы ты не знал, книга откроет новое.

  4. День, когда ты ничему не научился, пропал даром.

  5. Мы радуемся, попадая в природу, потому что приходим в себя.

  6. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

- О каких нравственных качествах человека говорится в этих высказываниях?

- Внутренне богатый человек должен быть образованным, много читать, стремиться к знаниям.

- Понимать природу, видеть её красоту может только внутренне богатый человек.

3. Творческая работа.

Задание 4. Определите вид придаточного, объясните постановку знаков препинания.

- Чувство товарищества, дружбы является неотъемлемой частью внутреннего

Богатства человека. Владимир Высоцкий пел в своей песне:

Если шёл за тобой, как в бой,

На вершине стоял крутой,

Значит, как на себя самого,

Положись на него. /слайд 12/

Задание 5. Дополните предложения: /Слайд 13/

1 . Друг-это тот, кто…

  1. Я дружу с …, потому что он …

  2. Настоящий друг обязательно скажет тебе, если ты…

  3. Я стремлюсь, чтобы другу….

Задание 6. Цифровой диктант. /Слайд 14, 15/

1.Вот если ты, благодаря благоразумию, избегаешь плохого, то можешь

считать себя человеком.

2.Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать

русский язык и русскую культуру.

  1. Науку же надо любить , как мать любит своего сына.

  2. Если человек стремиться к знаниям, то знания им приобретаются сравнительно легко.

  3. Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей.

IV. Обобщение.

- Итак, давайте ещё раз вспомним, какие же предложения являются СПП?

Задание 7. Терминологический диктант. /Слайд 16/

Подведение итогов урока, выведение оценок за урок.

V. Домашнее задание.

VI. Заключительное слово учителя.

- Цитатой нашего урока были слова немецкого философа Шопенгауэра «Счастлив тот, кто открывает в себе внутреннее богатство». Так что же такое внутреннее богатство? Как вы понимаете эти слова?

- Ответы учащихся

- Воспитывайте в себе эти качества, чтобы стать внутренне богатым человеком. Внутреннее богатство- это внутренняя красота человека. Закончить наш урок я хотела бы словами Н.Заболоцкого. /Слайд 17/

А если так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде?

- Желаю, дорогие ребята, чтобы в Вас всегда мерцал огонь внутренней красоты. Спасибо за урок, ребята!










Средняя общеобразовательная школа им Г.Молдашева Казталовский район, Западно-Казахстанская область,п.Жалпактал


Открытый урок по русскому языку в 11 классе.

Тема: «Сложноподчинённые предложения: структура,значение,знаки

препинания»


Учитель русского языка I категории Сатыбалдиева Гулия Темирбулатовна.




© 2010-2022