Доклад на педагогические чтения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Соускановская средняя общеобразовательная школа




Доклад на педагогические чтения.













Кружок «Лингвисты» как средство воспитания любви к русскому языку










Подготовила: Кутнаева Людмила Геннадьевна - учитель русского языка и литературы Соускановской СОШ











Соусканово - 2008


Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и народа.

К.Д. Ушинский.



Любовь к родному языку - черта нравственного облика человека. Чем лучше мы узнаем язык (именно живой язык, а не только свод его правил), тем больше мы любим его, а чем больше любим, тем глубже познаем, полнее им овладеваем.

Именно сейчас, когда русский язык так засорен, испещрен иностранными словами, так важно обратиться к его истокам - народной лексике. Ведь невозможно повысить уровень речевой культуры, не изучив все явления русского национального языка. На уроках русского языка и литературы мы изучаем литературный язык: знакомимся с лучшими образцами русской литературы, изучаем правила, учимся правильно говорить и писать. Таким образом, мы познаем язык, обработанный «мастерами». Однако мы считаем, что «народная речь» представляет огромный интерес для исследователей русского языка, ведь, по словам М.Горького «язык создается народом». Именно народная лексика заинтересовала нас, молодое поколение, так как это - история нашего языка, наших корней. Мы считаем, что необходимо сохранить некоторые речевые явления на данном историческом отрезке в условиях нашего поселения. Именно с целью изучения «народного языка» на территории Соускановского сельского поселения в сентябре 2007 года в рамках научного общества учащихся «Родник» был организован кружок «Лингвисты». Изучение языка родного поселения - один из способов приобщения к его истории. Основное население села Соусканово и деревни Тимино - русские люди, сибиряки, почти все жители - владеют русским языком, поэтому основным направлением работы нашего кружка мы выбрали изучение лексики русскоговорящего населения на территории Соускановского сельского поселения. На данной площади проживает более 320 человек. Все меньше становится носителей тех речевых форм, которые формировались на протяжении веков. В данных условиях мы считаем вполне актуальным вопрос о сохранении «народной лексики поселения». Эти речевые явления (диалектизмы, просторечия и другие формы) - неотъемлемая часть жизни русского народа и заслуживает изучения и сохранения. На территории нашего поселения никто ранее не занимался исследованием этого вопроса. Исходя из всего, этого мы поставили цель и задачи для кружка «Лингвисты» на 3 учебных года:

Цель: изучение лексики Соускановского сельского поселения.

Задачи:

1) 2007-2008 учебный год - познакомиться с диалектной и просторечной лексикой поселения;

2) 2008-2009 учебный год - изучить жаргон школьников и студентов поселения;

3) 2009-2010 учебный год - создать словарь «Лексика русскоговорящего населения Соускановского сельского поселения Тарского района омской области».

По каждой из данных тем мы планировали написать научные работы учащихся. Первая из задач в этом году была успешно решена. Работа «Диалектная и просторечная лексика Соускановского сельского поселения» была отнесена к списку А, то есть предназначена для прочтения на районной конференции научного общества учащихся. К сожалению, мы не смогли приехать на нее из-за погодных условий, и наш труд прозвучал только в нашей школе на заседании НОУ «Родник».

Кружковцы - это учащиеся 7 класса, именно они подсказали темы для работы на два следующих учебных года. В этом году ребята познакомились с новыми для них понятиями лингвистика, лингвостилистический материал, стилистика и другими; с методами научного исследования, такими как метод структурного анализа, сравнительно-лингвистический. Успешно в своей работе кружковцы использовали психологические методы (опрос, беседа). Они впервые писали научно-исследовательскую работу, и для них все было новым: структура работы, составление библиографии, оформление доклада, сносок, подготовка приложений. Мы считаем, что все эти навыки пригодятся впоследствии, что именно сам процесс исследования имел огромное воспитательное значение. Двое из девочек, занимающихся изучением диалектизмов и просторечий, имеют тройки по русскому языку, однако в этом виде деятельности они проявили ответственность, исполнительность.

«Лингвисты» изучили 9 источников по теме, опросили более 50 жителей поселения, собрали лингвостилистический материал (85 слов по теме). Они и сейчас продолжают по инерции эту работу, хотя научный доклад уже написан. Например, в конце февраля ребята записали слова: кислинка, поречка, узнали, что они являются синонимами, ведь так называют красную смородину пожилые люди нашей местности. Все это свидетельствует о том, что у ребят начал формироваться познавательный интерес к русскому языку как к предмету. Но самое главное, у них воспитывается любовь к родному языку, интерес к его истории. А это значит, что дети любят не только язык своего народа, но и искренне любят свою Родину. Они понимают, что их скромный вклад в сохранение истории маленького уголка России послужит делу сохранения истории всей страны. Мы уверены, что работа кружка «Лингвисты» - важное звено в деле национально-патриотического воспитания!

5.03 2008.




© 2010-2022