- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Применение знако-символических средств при изучении начального курса «Русский язык»
Применение знако-символических средств при изучении начального курса «Русский язык»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Матвеева Е.Н. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Применение знако - символических средств
при изучении начального курса «Русский язык»
В соответствии с требованиями ФГОС, для достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусматривается использование знако-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Помимо специальной системы заданий, предусмотренных в учебниках «Школа России», мною применяются дополнительные символы и схемы при изучении курса «Русский язык» 1-4 кл.
Цель работы:
Формирование знако - символического восприятия и логического мышления при изучении курса «Русский язык» 1-4 кл.
Задачи:
-
развитие устной речи, мышления, воображения учащихся;
-
формирование у младших школьников первоначальных системных знаний русского языка;
-
пробуждение познавательного интереса к русскому языку.
Актуальность:
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют от учащихся системных знаний, которые помогут успешно решать жизненные задачи. При изучении курса русского языка существует проблемы при заучивании правил, определений, формулировок. Основываясь на психологические особенности детей младшего школьного возраста, устную речь необходимо совмещать со знако-символическими средствами при помощи мультимедийных технологий.
Уже на первых уроках обучения грамоте, мною поэтапно вводится схема «Структура речи». Опираясь на эту схему учащиеся отвечают на вопрос: - «Что мы знаем о речи?» На экране поочерёдно появляются символы, что соответствует плану ответа:
-
Речь бывает письменная и устная.
-
Речь состоит из предложений.
-
Предложение состоит из слов.
-
Слова состоят из слогов.
-
Слоги состоят из звуков (в устной речи) или из букв (в письменной речи)
В дальнейшем дети самостоятельно воспроизводят «рисуют» схему, сопровождая свою работу устным ответом.
При изучении темы «Предложение», определение «Что такое предложение?» сопровождается схемой: Предложение - это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. В конце предложения ставится точка, или вопросительный знак, восклицательный знак, или (закрывается верхняя часть вопросительного и восклицательного знаков) многоточие. Определение заучивается детьми быстро и в полном объёме. Аналогичная работа проводится при изучении темы «Текст»:
Текст - это несколько предложений, связанных
между собой по смыслу. Предложения объединены
одной темой, поэтому текст можно озаглавить.
При работе со звуками можно проводить интересную работу, взятую из программы «Гармония». Гласные звуки обозначаются кружочком (гласный произносится легко, без препятствий, и кружок катится легко), а согласный звук обозначается квадратиком (он, как и согласный при произношении, катится с трудом, встречает препятствия) Характеристика согласных звуков тоже обозначается графическими символами: твёрдый согласный - одной чертой, мягкий согласный - двойной чертой, звонкий - точкой-звоночком, глухой - точкой-звоночком не обозначается. Применяя такую методику, можно характеризовать звук, собирая его как конструктор, на интерактивной доске. Например: звук [а] - , звук [г] - , звук [с,] - .
В 1,2 классах «Звуковой конструктор», т.е. звуко- буквенный анализ слова выглядит так:
К традиционной записи характеристики звука можно перейти в третьем классе.
При изучении правил правописания основных орфограмм корня слова также используются символические записи:
-
Безударная гласная в корне слова проверяется ударением.
-
Парная согласная проверяется с помощью гласной.
-
Непроизносимые согласные в корне слова необходимо проверять. Для этого нужно подобрать однокоренное слово, в котором эти звуки произносятся. Д, Т, Л, В.
шапка-невидимка
Применение знако - символических средств помогает решать поставленные цели и задачи курса «Русский язык». Развивается не только устная речь, но и мышление, внимание, память, воображение. «Рисуя» правила и определения, дети получают крепкие знания, а применение мультимедийных технологий позволяет сделать этот процесс более увлекательным, ярким, разнообразным.
Литература:
Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 - 4 кл. - М.: Просвещение, 2011.