Тема урока: Стили речи Тема урока: Публицистический стиль речи Класс: 11 класс

Общая тема урока: Стили речи Тема урока: Публицистический стиль речи Класс: 11 класс   Цели занятия: 1.                     Развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; закрепление навыков правописания. 2.                     Обучать учащихся убедительно излагать информацию, обосновывать и аргументировать свою точку зрения. Оборудование урока: компьютер, учебники, раздаточный материал.   Урок развития речи Ход занятия                           I.             Проверка знаний. Отработка умений и навыков 1. Выпишите слова, относящиеся к публицистическому стилю.(слайд) Электорат, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, центристский, популистский, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг, достоинство,  правосудие, прослав­лять,  экстремизм, водрузить, коммюнике, собственность, цивилизация, бескорыстный, пред­выборная кампания, транснациональный, альянс, депутатский, жур­налистское расследование, милосердие, безвозмездный, благоденст­вие, девальвация, консолидация, консенсус, публицистика, коммюнике, превентив... 1.Объясните значение слов: (слайд) Коммюнике - официальное сообщение о переговорах между государст­вами. Транснациональный - выходящий за пределы одного государства, одной нации.  Девальвация - понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, к какой-либо иностранной валюте. Консолидация - упрочение, укрепление чего-либо. Консенсус - общее согласие по спорному вопросу. Публицистика - род произведений, посвященных актуальным пробле­мам и явлениям текущей жизни. 2.Подберите однокоренные слова к слову публицистика. (Публицист, публицистический.) 3.Составьте словосочетание со словом публицистический. (Публици­стический стиль.) - Что такое публицистика, публицистический стиль? (слайд) Публицистика — это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы. Публицистический стиль –функциональный стиль, обслуживающий сферу политико-идеологических общественных отношений. Основные цели – информация (в кратчайший срок сообщить о свежих новостях) и воздействие (формирование мировоззрения читателя и общественного мнения). Своеобразие информационно-содержательной функции, выполняемой публицистическим стилем, заключается в том, что, во-первых, информация в этой сфере общественных отношений адресуется не узкому кругу специалистов, как, например, в сфере науки, а широким массам, всем носителям языка; во-вторых, здесь необходима быстрота передачи информации, что не является необходимым, например, в официально-деловом стиле (публицистика, как правило, посвящена «злобе дня»).   Урок Тема: Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк    Цель урока: Углубление и развитие представлений о жанрах публицистического стиля речи; совершенствование навыков анализа текста, нау­чить писать портретный очерк. Задачи урока: 1) отличать тексты разных стилей речи, знать признаки присущие каждому стилю речи; 2) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи; 3) определять типы речи; 4) определять тему, идею и проблему текста; 5) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общая тема урока: Стили речи

Тема урока: Публицистический стиль речи

Класс: 11 класс

Цели занятия:

  1. Развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; закрепление навыков правописания.

  2. Обучать учащихся убедительно излагать информацию, обосновывать и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование урока: компьютер, учебники, раздаточный материал.

Урок развития речи

Ход занятия

  1. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Выпишите слова, относящиеся к публицистическому стилю.(слайд)

Электорат, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, центристский, популистский, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг, достоинство, правосудие, прослав­лять, экстремизм, водрузить, коммюнике, собственность, цивилизация, бескорыстный, пред­выборная кампания, транснациональный, альянс, депутатский, жур­налистское расследование, милосердие, безвозмездный, благоденст­вие, девальвация, консолидация, консенсус, публицистика, коммюнике, превентивный, беспрецедентный, интервьюер, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр.

1.Объясните значение слов:

(слайд)
Коммюнике
- официальное сообщение о переговорах между государст­вами.

Транснациональный - выходящий за пределы одного государства, одной

нации.

Девальвация - понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, к какой-либо иностранной валюте.

Консолидация - упрочение, укрепление чего-либо.

Консенсус - общее согласие по спорному вопросу.

Публицистика - род произведений, посвященных актуальным пробле­мам и явлениям текущей жизни.

2.Подберите однокоренные слова к слову публицистика. (Публицист,
публицистический.)

3.Составьте словосочетание со словом публицистический. (Публици­стический стиль.)

- Что такое публицистика, публицистический стиль? (слайд)

Публицистика - это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы. Публицистический стиль -функциональный стиль, обслуживающий сферу политико-идеологических общественных отношений.

Основные цели - информация (в кратчайший срок сообщить о свежих новостях) и воздействие (формирование мировоззрения читателя и общественного мнения).

Своеобразие информационно-содержательной функции, выполняемой публицистическим стилем, заключается в том, что, во-первых, информация в этой сфере общественных отношений адресуется не узкому кругу специалистов, как, например, в сфере науки, а широким массам, всем носителям языка; во-вторых, здесь необходима быстрота передачи информации, что не является необходимым, например, в официально-деловом стиле (публицистика, как правило, посвящена «злобе дня»).

- Что такое стиль? (толковый словарь)

Функциональный стиль. Функция - по-другому, назначе­ние, цель. Люди пользуются языком в разных целях. В одних ситуациях язык используют для того, чтобы просто обменяться мыслями, впечатлениями, наблюдениями. Вспомним, например, наши беседы с друзьями, родными, членами семьи, нашу пере­писку с ними. В этих и подобных им ситуациях функция языка - общение. В других ситуациях язык выполняет другие функции: сообщение и воздействие. Стили, которые выделяются в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека называют функциональными.

- Вспомните, какие стили речи вы знаете?

Составляется обобщающая схема «Стили речи» (слайд)

Стили речи

Разговорный

Книжный

Научный

Художе­ственный

Официально-деловой

Публици­стический

Функциональные стили - это прежде всего разговорный и книжные, а книжные включают в себя научный, офи­циально-деловой, публицистический, и особо сто­ит стиль художественной литературы.

Для каждого функционального стиля характерны определенные; средства языка: слова, их формы, фразеологизмы, словосочетания, типы и виды предложений. Функциональный стиль языка - это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку, словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разно­видность литературного языка. Представим в виде таблицы сферы общения и обслуживающие их стили литературного языка.

Стили русского литературного языка. (слайд)

Сфера общения

Функциональный стиль

Общение людей в быту

Разговорный (обиходно-бытовой)

Общение граждан с учреж­дениями и учреждений между собой

Официально-деловой

Агитационно-массовая дея­тельность

Публицистический

Научная деятельность

Научный

Словесно-художественное творчество

Художественный стиль (стиль художественной литературы)

Каждый стиль характеризуется следующими признака­ми: целью общения, набором языковых средств и формами (жанрами), в которых он существует.

II. Обобщение знаний по теме «Публицистический стиль речи»

1.Беседа

Назовите характерные признаки публицистического стиля.

Основной чертой публицистического стиля является сочетание экспрессивности и стандарта, что связано с тем, что в этом стиле информационно-содержательная функция сочетается с функцией убеждения, эмоционального воздействия. Кроме того, публицистический стиль характеризуется открытой оценочностью речи, призывным и лозунгово-декларативным характером выражения, простотой и доступностью изложения, рекламностью. Здесь широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, риторические вопросы, восклицания, повторы и др.

Назовите приметы публицистического стиля. (слайд)

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

на уровне лексики:

  • широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;

  • использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;

  • использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;

  • акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;

  • частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);

на уровне морфологии и синтаксиса:

  • активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;

  • неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;

  • употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;

  • использование обращений;

  • частые лексические и синтаксические повторы

-Что общего у публицистического стиля с художественным?

-Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (слайд)

Наиболее известные жанры публицистики: информация, крити­ческая заметка, репортаж, интервью, рецензия (на новую книгу, фильм, спектакль), зарисовка, фельетон, речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе.

-Определите, к какому стилю относится текст. Устно обоснуйте свой ответ. (слайд)

В качестве примера речевого произведения публицистического стиля приведем отрывок из статьи А. Архангельского, опубликованной в газете «Известия»6апреля2002 г.:

- Обратимся к таблице. Она поможет вам при выполнении работ

Публицистический стиль речи

Жанры

Задачи речи

Сфера применения

Общие стилевые черты

Языковые средства,
характерные для стиля

Газетная статья
Журнальная статья
Очерк
Репортаж
Фельетон
Ораторская речь
Судебная речь
Выступление на радио, телевидении
Доклад
Рекламный текст (слоган)

передача информации,воздействие на читателей или слушателей
Publicus (лат.) - общественный

1)в устной речи- выступления на собраниях, в передачах радио и телевидения;

2) в письменной речи - в газетах, журналах.

Актуальность
Своевременность
Оперативность
Образность
экспрессивность
Эмоциональность
Оценочность
Четкость
Логичность
Простота
Доступность
Конретность
Лаконичность
Четко выраженное авторское отношение к проблеме

1) Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; употребление общественно значимых понятий: свобода, демократия, родина, патриотизм, прогресс, экология, культура; использование экспрессивно-оценочных слов и выражений;

2) широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса - риторических вопросов, экспрессивных повторов; ряды однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов

Культур и Мультур

Всю минувшую неделю кипели думские страсти, газеты и телевидение бурно обсуждали, кому какой комитет достанется и что в конце концов будет с коммунистами. Между тем в этом обсуждении начисто отсутствовал один мотив, который в известной мере можно считать ключевым. А именно: какие два комитета были предложены товарищам большевикам в качестве утешительного приза по причине из политической незначимости? На какие кабинеты никто из нового большинства так и не позарился - не безликие ЕДИОТы, ни блескучие правые?

Правильно, дети. Садитесь, пять. Это были комитеты по культуре и религиозным объединениям ...

Боюсь, народные избранники в очередной раз совершают очень серьезную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую. Потому что политик не политолог. Он не обязан быть слишком умным. Зато он должен иметь хороший нюх. И всегда держать нос по ветру: куда дует ветер эпохи? Что же до ветра эпохи, то он дует в сторону от непосредственной (точнее, вполне посредственной) политики.

В этом отрывке нашли отражение следующие черты публицистического стиля:

- политическая лексика: комитеты, кабинеты (министров), думский, большевики, коммунисты, правые, политик, политолог;

- разговорная и просторечная лексика, в том числе фразеологизмы: начисто, позариться, нюх, блескучий, держать нос по ветру;

- языковая игра: вторичная игра в заголовке (Культур и Мультур - перифраз известного повтора-отзвучия культур-мультур), непосредственный как антоним к слову посредственный, ЕДИОТы - блок «Единство и Отечество», псевдосложносокращенное слово, графически и фонетически созвучное слову идиоты;

- выражение авторского «я» - глагол в форме 1 лица единственного числа с оценочным значением боюсь;

- отсутствие деепричастий, незначительное число причастий;

- вопросительные предложения;

- «простой» синтаксис;

- выразительный прием обращения к читателям: ...какие два комитета были предложены товарищам большевикам...? Правильно, дети. Садитесь, пять;

- парцелляция: совершают очень серьезную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую.

VI Анализ текста публицистического стиля (слайд)

Прочитайте текст, определите стиль речи. Выпишите слова, определяющие стилевую принадлежность текста.

Выполните задание:

  1. К какому стилю речи относится текст (ответ обоснуйте).

  2. Тип речи текста.

  3. Какова основная мысль текста:

А) познакомить читателя с необычным и красивым растением

Б) дать описание сон-травы

В) предостеречь от необдуманного уничтожения цветов

2 Пример анализа текста публицистического стиля. (слайд)

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ?
Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.
Так что же такое воспитанность?
Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным - значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным,скромным.
Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.
Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях.
А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.
(По С. Гиацинтовой)


Этот текст публицистического стиля. Он актуален, общественно значим по тематике, эмоционален. Среди характерных для публицистики языковых и речевых средств можно назвать следующие:
-именительный представления (Воспитанный человек...);
-непосредственное обращение к собеседнику (Если о вас скажут...);
-риторический вопрос;
-неполные предложения;
- оправданный повтор слов и синтаксический параллелизм конструкций (см. третий абзац);
-противопоставления;
- ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением;
-отвлеченная лексика (воспитанность, человечность, побуждения).
Этот текст относится к рассуждению. Тезис (второй и третий абзацы) оформлен в виде вопроса и ответов на него и построен по типу описания предмета: в качестве «данного» используется понятие «воспитанность», а в качестве «нового» - слова, которые раскрывают это понятие. Затем идет доказательство истинности этого утверждения, приводится пример истинно воспитанного человека. В этой части текста используется сначала описание предмета (черты характера Качалова), затем повествование (один из поступков Качалова). Далее автор, комментируя пример, возвращается к высказанному в начале текста положению и делает из него вывод: истоки воспитанности - в доброте и уважении к людям.

VII Подведение итогов занятия. Работа

Подведение итогов урока

- Назовите характерные признаки публицистического стиля речи.

Признаки публицистического стиля: (слайд)

Сообщение информации и ее осмысление.

Ярко выраженная авторская позиция.

Эмоциональный характер.

Высокие, торжественные

Восклицания.

Частицы (так-то вот), вводные слова (кажется, пожалуй, очевид­но, разумеется).

Повторы

Морально-этические слова (любовь, народ, правда, мужество, чест­ность и др.)

Эмоциональное воздействие речи усиливают сравнения ; эпитеты ; фразеологизмы (по белу свету, веч­ный двигатель, ни с того ни с сего); просторечная и разговорная лексика

- Сформулируйте уже известные нам и новые для нас признаки, и черты
публицистического стиля, которые мы отметили на уроке.

Публицистический стиль обращен к слушателям, читателям, об этом говорит уже происхождение слова (publicus, лат. - общественный).

Сфера употребления публицистического стиля - общество, политики экономика, культура.

Основная функция произведений публицистического стиля - обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, воздействия на людей, убеждения их, внушение тех или иных идей, взглядов: побуждение к тем или иным поступкам, действиям.

Примеры областей функционирования публицистического стиля: средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии.

(слайд)

Важнейшие черты публицистического стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, четкость и логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для широкой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.

Языковые особенности: широкое использование общественно- политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книжной и разговорной лексики; риторические приемы (вопросы, восклицания, обращения).

Домашнее задание

ИзР-1 упр. 387, 388, 393.

Подготовиться к словарному диктанту (упр. 386, 387, 391, 394).

-Расскажите, что общего у публицистического стиля с художественным?



Урок

Тема: Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк

Цель урока:

Углубление и развитие представлений о жанрах публицистического стиля речи; совершенствование навыков анализа текста, нау­чить писать портретный очерк.

Задачи урока:

1) отличать тексты разных стилей речи, знать признаки присущие каждому стилю речи;
2) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;
3) определять типы речи;
4) определять тему, идею и проблему текста;
5) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;



Урок развития речи

Ход урока

I.Проверка домашнего задания (слайд)

Решить кроссворд














3








1

2


4








го

1








2











5















3





























4































По горизонтали:



1.

Одна из сфер употребления публицистики.

2. Средство выразительности публицистического стиля





3.Один из жанров публицистики.


4. Одно из средств выразительности публицистики.





По вертикали:




1. Тот, кто выдвигает и отстаивает тезис.

2. Вид спора.




3. Одна из стилевых черт публицистики.

4. Один из жанров публицистики.


5. Тот, кто оспаривает тезис.







II. Словарная работа (слайд)

Слова записываются в тетради, объясняется их лексическое значение.

Полемика, дискуссия, диспут, диалог, спор, оппонент, пропонент.

Пропонент - тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.

Оппонент - это тот, кто оспаривает тезис.

Дискуссия (от лат. discussion - рассмотрение, исследование) - это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения.

III.Повторение и углубление ранее изученного материала

1.Беседа

-Назовите характерные признаки публицистического стиля.

-Что общего у публицистического стиля с художественным?

- Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (Заметка, ста­тья, репортаж.)

2. Подчеркните названия жанров публицистики.(слайд)

Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

3. Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе.(слайд)

Построение сложноподчиненных предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; работа администрации города; рейтинг исполнителей современной музыки; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста.

IV Новый материал

1.Слово учителя

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, орато­ров, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе. Остановимся подробнее на некоторых жанрах. В первую очередь нас интересуют те, с которыми мы постоянно сталкиваемся, которые необходимы нам в работе.

-В этом жанре часто пишутся школьные сочинения. Итак, что такое очерк?

-Что такое очерк? (По материалам учебника с. 248-249.)

Особенности портретного, путевого и проблемного очерков (стр. 250,
255,256,262).

«Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публици­стический, бытовой очерк». (Толковый словарь русского языка). «Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором». (Эн­циклопедический словарь). (слайд)

- Какие тексты, недавно вами прочитанные, соответствуют жанру
очерка?

Авторы пишут о важных явлениях общественной жизни, анализируют их; жизненные факты становятся пово­дом для авторских размышлений, обобщений, оценки.

- Какие приметы очерка вы могли бы выделить?

Очерк касается самых разных вопросов общественной жизни: политиче­ских, экономических, научных, социальных, бытовых и т. д. Для этого жанра характерны документальность, достоверность, постановка проблемы и варианты ее разрешения.

Очерк включает и факты действительности, и художественные образы, и размышления автора, который не просто описывает, обрисовывает явле­ние, но и дает ему свою оценку. Художественные образы, которые обяза­тельно присутствуют в очерке, сближают его с художественным стилем речи. С их помощью автор делает обобщения, выходит за пределы сиюми­нутной документальности. Таким образом, очерку обычно суждена более долгая жизнь, чем, например, репортажу (оперативному сообщению о ка­ких-либо фактах действительности).

В зависимости от предмета описания очерк может быть портретным, биографическим, путевым, хроникальным, проблемным и т. д. Иногда эти разновидности очерка могут соединяться.

2.Проблемный очерк и другие виды публицистических жанров

Среди других публицистических жанров особое место принадлежит проблемному очерку. Он может включать в себя элементы портретного, путевого очерка, но главная отличительная черта проблемного очерка -постановка общественно, социально значимых проблем. Такой очерк обычно носит полемический характер: автор высказывает свои суждения, споря с воображаемым оппонентом, доказывая собственную точку зрения. За примером далеко ходить не надо - текст 3. Паперного «Наедине с тол­пой» соответствует приметам проблемного очерка.

-Какому типу речи соответствует проблемный очерк?

Рассуждению. Оно обычно состоит из тезиса (постановка проблемы), доказательства или опровержения тезиса (приведение доводов с привлече­нием примеров) и вывода. В этом смысле проблемный очерк близок к на­учному стилю речи. Отличие его в образном, эмоциональном воздействии на читателя, в субъективной позиции автора.

- Какие темы вы бы предложили для проблемного очерка?

Они могут касаться и мировых проблем, и проблем внутри класса, и да­же проблем одного человека - важно показать их значимость, ваше отно­шение к тому, о чем вы пишете.

- Как бы вы определили разновидности названных уже очерков?
«Наедине с толпой» - проблемный очерк; упр. 395 - о Д. С. Лихачеве -

портретный; упр. 398 - отрывок из «Японских репортажей» - путевой.

Портретные очерки (например, «А. М. Горький в воспоминаниях совре­менников», «Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников») часто сбли­жаются с мемуарной литературой и пользуются большой популярностью, так же как путевые очерки, зарисовки (например, постоянного автора «Комсомольской правды» В. М. Пескова о природе.

Примерами путевого очерка могут служить тексты упр. 411, 412 из Р-1, портретного - упр. 416, 417.

3. Анализ содержания текста и рецензирование.

У вас на столах вы видите текст Виктора Сергеевича Розова. Он известный русский драматург, участник Великой Отечественной войны. В остроконфликтных пьесах преимущественно о молодёжи второй половины XX века ("В поисках радости", "Традиционный сбор", "Вечно живые", по которой был снят один из лучших фильмов об Отечественной войне "Летят журавли" и др.) он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции. Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье.

(Ученики читают текст сначала про себя, затем вслух)

Исходный текст (слайд)

Счастье

(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет - по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: "Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай" (11) Обратите внимание на начало фразы: "Если хочешь быть оптимистом…" (12) И ещё - "вникай сам".

(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.

(14) Сёстры спрашивали: "Розов, что ты такой весёлый?" (15) А я отвечал: "А что? Это нога болит, а я - то здоровый". (16) Дух мой был здоровый.

(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: "Царствие Божие внутри нас". (18) Гармоническое устройство этого "царства" во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ( (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за "честного малого" в себе, иначе - беда.

(В. Розов)

- Определите стиль текста, тип текста и жанр речи.

(Стиль речи - публицистический, тип речи - рассуждение-размышление, жанр - проблемная статья)

- Докажите. (ученики доказывают)

- Определите тему текста (тема текста - счастье) .

Основные проблемы:

1) проблема счастья (в чём заключается человеческое счастье? Каково соотношение внутренних и внешних атрибутов счастья?);

2) проблема гармонии (кто или что может сделать человека счастливым?)

- Какова авторская позиция?

(Счастье состоит не только и не столько в материальных атрибутах; чтобы быть счастливым, надо постоянно работать над собой.)

- Сформулируйте своё мнение о проблеме, поставленной автором данного текста, приведите аргументы в защиту своей позиции

V.Работа по учебнику

Упр. 416.

-Что вы узнали из очерка о русском писателе, мастере устного рас­сказа Ираклии Андроникове?

-Каким вы представляете этого человека?

-Как вы думаете, из каких основных частей создается очерк? (Описа­ние внешности героя; рассказ о его деле, профессии, творчестве;отдельные факты биографии; описание особенностей характера героя, его речи; эпизод (или несколько эпизодов, раскрывающих в ге­рое главное.)

-Как начать портретный очерк? (В качестве начала очерка может
быть использовано описание внешности героя, описание места дей­
ствия, описание среды. Зачин может быть и повествовательным,если автор решил начать очерк с какого-либо эпизода, ярко харак­теризующего личность героя. Все зависит не только от писатель­ской манеры, но и от тех задач, которые автор решает в своем очерке.)

-Как вы думаете, каково место авторской позиции в портретном
очерке? (Очерк - это жанровая форма, в котором двигателем сю­жетного развития, главным организующим материал фактором выступает авторское «я», образ автора (отношение его к действителыюсти, к предмету изображения). Очерки могут быть более или менее сдержанными, строгими по степени самовыражения, по тону (это зависит от индивидуального вкуса и манеры), но обяза­тельной чертой жанра остается тесная связь изложения с автор­ским «я».)

Творческая работа

Напишите начало очерка о человеке, которого вы хорошо знаете. С чего вы начнете?

Упражнения 411, 412, 417 из Р-1

-Выполним некоторые из этих упражнений (по выбору). Какие осо­бенности портретного очерка вы заметили?

Героем портретного очерка должен быть конкретный человек, не обяза­тельно известный или выдающийся. «Портретная характеристика» в этом типе очерка - понятие более широкое, чем мы привыкли. Она может вклю­чать и описание внешности, и «внутренний» портрет: характер человека, его поведение, настроение, взгляды, чувства и т. п., и описание обстановки, окружения героя; яркие эпизоды, характеризующие его личность.

VI. Подведение итогов урока

Какие жанры публицистического стиля вы знаете?

Что такое очерк?

В чем особенность проблемного очерка?

По какому типу речи строится проблемный очерк?

Что такое путевой очерк? Приведите примеры.

В чем отличие портретного очерка от портретной характеристики в
художественном произведении?

Каково место авторской позиции в очерке?

VII. Домашнее задание

Собрать материал для очерка о своем товарище, друге или взрослом, уже работающем человеке (упр. 425). Тема урока: Стили речи Тема урока: Публицистический стиль речи Класс: 11 класс

МБОУ Пограничнинская СОШ Козлова 16

С.Ю. 2014 г.

© 2010-2022