Урок-обобщение по теме «Морфемика». 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок- обобщение по теме «Морфемика».


Цель:

Ход урока.


- Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в путешествие по морю знаний прямо к острову. Но сейчас я не скажу его название, об этом вы скажите мне сами.

К сожалению, не все смогут сегодня побывать на этом острове, а только те, у кого есть багаж знаний. Его наличие легко установить с помощью вопросов. За правильный ответ вы получите билет на поездку.


  • Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи? (фонетика)

  • В каком разделе науки о языке изучаются словосочетания и предложения?

  • А в каком разделе изучаются правила постановки знаков препинания?

  • Что называется обращением?

  • Дайте характеристику согласных звуков.

-Молодцы! Все приобрели билеты, и мы начинаем свое путешествие.

Правила путешествия таковы: за правильный ответ вы получаете жетон. В конце путешествия подвёдём итог, у кого больше жетонов, тот и выиграл. От вас требуется вежливое отношение друг к другу и сосредоточенность при ответах.

Ну вот, кажется, всё. Осталось только сделать необходимые записи в судовые журналы (записываем число).

Презентация

pril1.ppt

Слайд 1.

- Мы в открытом море! Смотрите, пред нами остров.

Слайд 2.

- Как называется этот остров? (морфемика)

- Морфемика! Какое красивое название! А что же оно обозначает? (раздел науки о языке, в котором изучаются части слова).

Слайд 3.

- Тесновато здесь, не правда ли? В этой стране так много жителей. Они такие разные. Кто же они? (части слова).

(На доске условные обозначения морфем).

Слайд 4.

- Какие имена у частей слова? Правильно, приставка, корень, суффикс, окончание. Какое общее название они имеют? (морфемы)

(над условными обозначениями прикрепляю карточку со словом МОРФЕМЫ).

Слайд 5.

Объявляю цель урока:

Друзья! Задача наша такова -

Повторим, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

Задание.

Слайд 6.

- Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные слова-термины, называющие значимые части слова.

Та часть слова, что изменяется,

Окончанием называется,

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Корень слова - главная значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства -

Однокоренные подбери слова.

За корнем суффикс

Обогрел местечко.

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая

Превратилась в речку,

Лес - в лесника,

А печь - всего лишь в печку.

У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая - приставка.

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

- Сформулируйте и запишите тему урока. (Повторение по теме «Морфемика»).

Слайд 7.

Вопросы по картинке:

- Что там, на дереве, вместо флага?

- Почему эта морфема в образе птицы? Какая ещё морфема летает над островом и почему?

- Чем занимается эта морфема? Почему ей нравится этот вид спорта?

- Какие морфемы ссорятся? Почему?

- Какие морфемы похожи друг на друга? Чем это объяснить?

- Почему одна из морфем в очках? Как это связано с её значением?

- Почему эти морфемы не гуляют по острову сами по себе? (они составили слова).

Слайд 8.

Задание.

- У вас на столах лежат карточки с морфемами. Составьте из них слова, а из слов - предложение. Кто вперёд?

Напишите это предложение. Дайте его полную характеристику, сделайте синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания.

(Красота - удивительное явление нашей жизни).

- Что вы сделали для того, чтобы составить предложение? (Составили из морфем слова, а из слов предложение).

Работа с учебником.

- В предыдущем задании вы составляли слова из морфем, а теперь наоборот - разделить слова на морфемы (упр. )

Проверка.

- Ребята, вы, наверное, задавали себе вопрос: «Для чего нужно делить слова на морфемы?» Правильно, что узнать значение того или иного слова, ведь каждая морфема имеет свое значение.

- Скажите, что такое кабаржонок? А кабарга?

Слайд 10.

Кабарга - это удивительный маленький олень, не имеющий рогов. Обитает это животное в тайге. Широкую известность кабарга получила благодаря расположенной у неё на животе мускулистой железе, секрет которой, применяемый в парфюмерной промышленности для закрепления запахов, весьма высоко ценится. В связи с сокращением численности промысел кабарги ограничен.

- А кабаржонок? Правильно, детёныш кабарги. Как вы об этом догадались? (по значению суффикса - онок-, который указывает на детенышей).

Задание.

- Вспомните и запишите слова с таким же суффиксом.

Проверка. Каждый ученик называет по два слова и получает жетон.

ФИЗМИНУТКА.

Слайд 12.

Задание устно.

Прочитайте слова, объедините их попарно.

Прибежал, рыбка, колосок, огородник, волосок, колхозник, шубка, прицепил.

Проверка. Слайды 13, 14, 15, 16

Прибежал, прицепил - это глаголы. В обоих приставка при-.

- Какое значение имеет приставка при-?

Рыбка, шубка - это имена существительные. У них одинаковый суффикс -к-

- Какое смысловое значение имеет суффикс -к- ?

Колосок, волосок - это тоже имена существительные. В словах одинаковая морфема - суффикс -ок-. он имеет уменьшительно-ласкательное значение.

- Кто расскажет о последней паре слов?

Огородник, колхозник - имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс -ник-. Он обозначает род деятельности человека.

- Итак, какой вывод мы можем сделать? (каждая морфема имеет свое значение).

- А какая морфема самая главная? (корень). Почему? ( в нем заключено лексическое значение).

- Какие морфемы служит для образование новых слов?

- Для чего нужно слову окончание? Все ли слова имеют окончание?

Итог урока.

Слайд 18.

Загадка.

Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречают,

Вся же - в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)

-Запишите в тетрадь слово оценка, графически обозначьте морфемы. Поставьте сами себе оценку за этот урок в тетрадь. Ну а теперь подсчитайте жетоны.

Выставление оценок. Запись домашнего задания.


© 2010-2022