Формирование речевой компетенции школьников в рамках внеклассной работы по русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование речевой компетенции школьников в рамках внеклассной работы по русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС

«Красивую речь приятно и слушать», - гласит народная мудрость. Мечта учителя-словесника - грамотная, образная речь учеников. В наше время образцовый язык классиков становится чужим для подрастающего поколения. Что же нужно делать, чтобы овладение речевой культурой было жизненной необходимостью нынешнего поколения и помогло им стать успешными людьми? Я считаю, что одной из главных составляющих это формирование речевых компетенций. Следовательно, целью моей деятельности как учителя-словесника является воспитание гражданина и патриота, способного к речевому взаимодействию в различных сферах общения и социальной адаптации. В современном мире востребован человек, обладающий грамотной речью, умеющий работать с информацией, знающий и уважающий историю Отечества, владеющий языковыми, коммуникативными и культуроведческими компетенциями.

Формирование речевых компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. Работа в этом направлении начинается со среднего звена. При этом в среднем и старшем звене педагогические средства существенно отличаются. Моя задача на каждом этапе повышать мыслительную деятельность учащихся, тем самым формируя их речевые компетенции . Учебно-воспитательные мероприятия позволяют обеспечить успех овладения русским языком и литературой в школе. Важное место в этой системе занимает внеклассная работа по русскому языку и литературе. Именно она помогает решить поставленные задачи:


* расширить, углубить запас знаний школьников по русскому языку (в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка, культуры устной и письменной речи); по литературе (в области литературоведения, библиографии, теоретического и фактического материала по изучаемому предмету);

* научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справочниками, подбирать материал на нужную тему;
* сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);
* выявлять одаренных учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку;
* воспитать у школьников чувство ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.

Хочется процитировать слова известного писателя Василия Белова из книги «Лад», который высказал очень близкую мне мысль: «Каждый ребёнок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом?»

Прорастить заложенное в ребенке творческое начало, найти себя, является моим стремлением. Видеть с каким желанием мои ученики участвуют именно во внеклассных мероприятиях (музыкальных композициях, творческих конкурсах, литературных гостиных, проектной деятельности, агитбригадах…) приносит удовлетворение.

Поэтому в своей работе я немаловажное значение уделяю внеклассным мероприятиям, которые провожу с использованием инновационных технологий, творческих форм с учетом возрастных особенностей школьников.

Виды внеклассной работы по русскому языку и литературе необычайно многообразны. Они делятся на три большие группы:

- постоянно действующие внеклассные занятия (факультативные занятия, клубы, журналы, кружки, стенная печать, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;
-эпизодические (викторины, конкурсы, турниры знатоков, интеллектуальные марафоны, олимпиады, КВНы, литературные гостиные);

-комбинированные формы внеурочной работы - неделя Русского языка и Литературы, Неделя Чтения. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и много другого.

Внеурочная работа проводится с учетом возрастных особенностей школьников:

в 5-6 классах - это игры, конкурсы, инсценировки;

в 7-9 классах - литературно-музыкальные композиции;

в 10-11 классе - спектакли.
В данной работе я акцентирую внимание именно на последние две группы: эпизодические и комбинированные.

Поскольку развитие интуиции, творческого воображения продолжается за рамками урока, то такой вид творчества как научно-практические конференции знакомит учащихся с методами и приемами научно-исследовательской работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, расширяет кругозор, включает воспитанников в процесс самообразования, учащиеся получают практику публичного выступления. Со своими работами юные исследователи выступают на школьной научно - практической конференции.

В этом году на педагогическом совете и методическом объединении я делилась опытом с коллегами по данной теме.
Представляю Вам проекты учащихся «Каменногорск - город с богатым прошлым», и «Родство лексических значений слов украинского и русского языков»


Уже 2 года участвую вместе с учениками в проекте школьной газеты «Большая перемена» Материалы используются на уроках русского языка и литературы. В итоге появились и различные формы работы с газетами на уроке и во внеурочное время: критическое чтение статьи (глазами прохожего, обывателя, любопытного, профессионала и др.), журналистские конференции, конкурсы сочинений.

Считаю важным участие в этом проекте учащихся, потому что они получают знания о реальном мире, приобретают аналитические навыки, используют возможность высказать своё мнение, в том числе и через СМИ (статьи детей в газете «Выборг»).

Совместное творчество положительно влияет на возможности развития в детях мотивации к общению

Перевоплощаясь, ребенок учится взаимодействию с людьми в социальной среде. Огромная роль принадлежит репетициям, на которых каждый может оценить свои реальные возможности и посмотреть на себя с другой стороны, и что немаловажно открыть в себе новое, может быть и не очень приятное. То есть критичность по отношению к себе имеет место быть. Дети получают возможность понять, что все люди разные. Они учатся работать в тандеме, отвечать друг за друга, быть в одной связке, неразрывной, сопереживать: ведь может случиться, что кто-то из артистов не явится на спектакль. Вот это чувство - не подвести команду - и позволяет осознать ценность каждого человека и ценность взаимодействия друг с другом.

И наконец, комбинированные формы внеурочной работы: неделя Русского языка и Литературы, Неделя Чтения - стали уже традиционными в нашей школе.

Неделя Русского языка, неделя Чтения - это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий. А заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету, углубления знаний, полученных на уроках. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план - причем, довольно строгий, он предполагает активность всех участников.

Проведение недели русского языка и литературы - давняя традиция в нашей школе, цель которой - вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей. Мне, кажется, что проведение предметной недели формирует и развивает творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников.

Как показывает опыт, активное вовлечение школьников во внеклассную работу способствует не только усилению интереса к изучению программного материала, повышению успеваемости, более бережному отношению учащихся к языку и осознанному пользованию им, но и содействует пониманию значения языка в овладении другими науками, а, следовательно, и формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Если ученики видят, что педагог заинтересован в новом начинании, чувствуют посыл учителя, успех и поддержка детей обеспечены.

Таким образом, учитель должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, должен научить грамотно, точно выражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных мероприятий.



© 2010-2022