У войны не женское лицо. Литературный вечер

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время снижается воспитательное воздействие на молодое поколение россиян культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания патриотизма. Чувство патриотизма необходимо формировать. В любой стране есть национальные праздники, которые значимы для всего народа. Именно они объединяют нацию. В России одним из таких праздников является День Победы. 9 мая 2015 года наша страна отмечала 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Цена этой победы слишком велика: десятки миллионов человеческих жизней…

Всё меньше становится тех, кто принимал участие в боях, сражался в тылу врага, трудился в военное время на колхозных полях, стоял у станка. Подрастающее поколение не должно забывать эти страшные годы. В 21 веке память о войне жива во многом благодаря литературе. Именно она дает богатейший материал для реализации высоких целей гражданского и патриотического воспитания молодежи, которое столь актуально сегодня. Одним из возможных путей формирования гражданской зрелости, патриотизма, на мой взгляд, является внеклассная работа по литературе. Предлагаемый мною сценарий позволит ученикам приоткрыть некоторые страницы нашей великой истории.

Проведение данного мероприятия направлено на осознание обучающимися того сурового и героического времени, на чувство сопереживания, сострадания и уважения к поколению, защищавшему нашу Родину, на формирование активной гражданской позиции и воспитание патриотических чувств.

Цели мероприятия:

Обучающие:

  • знакомство с литературными произведениями, фильмами, рассказывающими о героических страницах истории нашей страны;

  • формирование навыков публичного выступления, коммуникативных умений, необходимых для построения текста, умения правильно выражать свои мысли и совершенствовать высказывания.

Развивающие:

  • совершенствование речи учащихся с целью успешного обучения, в дальнейшем - адаптации в обществе;

  • развитие навыка выразительного чтения, речевого этикета;

  • повышение информационной культуры учащихся

  • привитие интереса учащихся к литературе, музыке, искусству;

Воспитательные:

  • пробуждение патриотических чувств учащихся, интереса к истории своей страны через приобщение к поэзии и прозе о Великой Отечественной войне;

  • воспитание чувства сопереживания, сострадания и уважения к старшему поколению;

  • формирование опыта нравственного поведения личности и активной гражданской позиции.

«У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ВЕЧЕРА

Сцена с одной стороны представляет собой кусочек домашнего быта: стол, накрытый скатертью, горящая лампа, чашка чаю, ваза с цветами, детская кроватка, игрушки и т. д.

С другой стороны - что-то похожее на блиндаж: лавки, горящий фонарь, плащ-палатки, оружие, сверху, над блиндажом, на тёмной шторе

прикреплены падающие снаряды, сделанные из бумаги.

Оборудование: проектор, компьютер, плакат со словами эпиграфа.

Когда смотришь на войну бабьими

глазами, так она страшнее страшного…

С. Алексиевич

Ведущий 1. Сегодняшняя встреча посвящается Дню великой победы советского народа над фашистской Германией, всем матерям и бабушкам, вынесшим ужасы и тяготы войны.

Звучит песня «Тёмная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. Л. Ошанина).

После того, как песня прозвучала, из глубины сцены выходит чтец и читает стихотворение К. Бальмонта:

Чтец 1.

Женщина - с нами, когда мы рождаемся,

Женщина - с нами в последний наш час.

Женщина - знамя, когда мы сражаемся,

Женщина - радость раскрывшихся глаз.

Первая наша влюблённость и счастье

В лучшем стремлении - первый привет.

В битве за право - огонь соучастия,

Женщина - музыка. Женщина - свет.

Ведущий 2. А разве может быть иначе?

Ведущий 3. Может. Неслучайно мудрость народа слова мать, женщина поставила рядом с другим великим словом Родина. И сегодня, говоря о женщине, матери, мы не можем не вспомнить о великом подвиге женщины в годы войны, о тяготах и испытаниях, трагедиях, которые ей пришлось пережить.

Звучит мелодия песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

Ведущий 4. Всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово милосердие. Есть и другие слова - сестра, жена, друг и самое высокое - мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь - синонимы. Но тогда, когда смертельная опасность угрожала самой жизни, она встала в ряды защитников Родины. «На самой страшной войне двадцатого века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка».

Ведущий 1. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей. «Не женская это доля - убивать», - скажет одна из героинь книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», вместив сюда весь ужас и всю жестокую необходимость случившегося. Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну». То была величайшая жертва, принесённая ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.

Ведущий 2. Говорят, что когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкали голоса известных поэтов, и рождались новые голоса.

Юлия Друнина семнадцатилетней выпускницей одной из московских школ, как и многие другие её сверстницы, в 1942 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода.

Чтец 2.

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ведущий 3. Из воспоминаний Николая Старшинова: «В её характере наиболее яркими чертами были решительность и твёрдость. Если уж она что решила, ничем её не собьёшь. Никакой силой. Наверно, это особенно проявилось, когда она добровольно уходила на фронт.

Чтец 2.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Ведущий 4. «Юля была медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на передовой, в пекле, где под огнём приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжёлых раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе…» Её тяжело ранили, осколок перебил сонную артерию… Но, едва оправившись, опять рванула на передовую. Только после второго ранения её списали вконец, тогда она и пришла в Литинститут.

Чтец 2.

Тот осколок, ржавый и щербатый,

Мне прислали, как повестку, смерть…

Только б дотащили до санбата.

Не терять сознания, не сметь!

А с носилок свешивались косы,

Для чего их, дура, берегла?

Вот багровый дождь ударил косо,

Подступила, затопила мгла…

Ничего! Мне только восемнадцать.

Я ещё не кончила войну.

Мне ещё к победе пробиваться

Сквозь снегов и марли белизну.

Ведущий 1. Автор книги «У войны не женское лицо» Светлана Алексиевич пишет: «Четыре года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов женщин, участвовавших в самой тяжёлой из войн, собраны свидетельства партизанок и подпольщиц… то, что женщина запомнила, вынесла из смертного ада, сегодня стало уникальным духовным опытом, опытом беспредельных возможностей…»

Ведущий 2. Вспоминает партизанка-разведчица Антонина Алексеевна Кондрашова: «Когда, выполнив одно задание, я уже не смогла оставаться в посёлке и ушла в отряд, мать забрали в гестапо… Два года немцы её вместе с другими нашими женщинами водили впереди себя, когда шли на свои операции. Не раз было: сидим мы в засаде и вдруг видим - идут женщины, а сзади немцы. Подойдут ближе, замечаешь, что там твоя мать. И самое страшное - это ожидать, что сейчас командир даст команду стрелять… Дадут команду - стреляешь. И сама не знаешь, куда стреляешь… Все разбегутся, попадают, и не знаешь, убита ли мама или живая. И два дня или больше хожу сама не своя, пока связные не придут из посёлка, не скажут, что жива… И так до следующего раза…

Чтец 3. (Стихотворение Е. Нефёдова «Я гляжу на тебя, моя мама».)

Я гляжу на тебя, моя мама,

С фотокарточки в нашем дому,

Что не раз ты со стенки снимала,
Прижимала к лицу своему.

Я не плачу в такие минуты -

Быть серьёзным фотограф просил,

Но порой у меня почему-то

Не хватает для этого сил…

У кого их, родимая, хватит,

Если сорок непрожитых лет

Мы с тобою одни в этой хате,

Где ни внуков, ни правнуков нет.

Мама, мама, не мы в том виною,

Не бывает за теми вины,

Кто уходит сражаться с войною,

Чтобы не было больше войны.

Слышно мне, как теплы твои руки,

И слова у меня горячи:

Вся страна - твои дети и внуки,

Потому что я жизнь им вручил.

Пусть они не увидят ни грамма

Из того, что я видел в бою…

Пусть они берегут тебя, мама,

Как берёг я Отчизну мою.

Вас от бед заслоняя стеною,

Пусть стоят они, правдой сильны,

И умеют сражаться с войною,

Чтобы не было больше войны…

Ведущий 3. Это будет рассказ о любви. О чувстве, которого не должно было быть в ужасе и аскетизме того, что называлось войной, считают одни, и которого не могло не быть, говорят другие, ибо война, несмотря на все принесённые ею горести и лишения, - это тоже годы человеческой жизни. И часто - самые молодые годы, природой предназначенные для любви и счастья. Война могла убить одного из любящих, но она не могла убить любовь, желание любить и быть любимым.

В самых трагических ситуациях женщина выбирала жизнь, а значит - любовь. Будущее!

Ведущий 4. Фронтовые подруги минчанки Ефросиньи Григорьевны Бреус рассказали автору повести «У войны не женское лицо» такую историю. У Ефросиньи Григорьевны на фронте погиб муж, она привезла и похоронила его на родине. Женщины говорили об их любви с тем удивлением, которое живёт в каждом, когда мы думаем о тех минутах, которые были самыми высокими в нашей жизни: «Ей не разрешали… Мы были уже в Восточной Пруссии, а надо было везти гроб в Минск. Но она дошла до командующего фронтом. Сначала он ей отказал, но когда она добилась к нему на приём, он спросил: «Зачем вам это?» Она ответила, что у неё все погибли, если она привезёт мужа на родину, то он навсегда останется с ней, ей будет куда возвращаться. Он поцеловал ей руку и сказал, что преклоняется перед её любовью. Ей дали самолёт на одну ночь. Она вошла в этот самолёт и потеряла сознание…»

Звучит песня в исполнении В. Толкуновой «Если б не было войны…» - муз. М. Минкова, сл. И. Шаферана.

Ведущий 1. У повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» необычная судьба. В 1969 году она была напечатана в журнале «Юность». А в 1972 году состоялась премьера художественного фильма «А зори здесь тихие…» в постановке известного советского режиссёра Станислава Ростоцкого. Фильм сразу и прочно завоевал зрительскую популярность и тем, что точно и подробно передавал содержание полюбившейся повести, и тем, что актёры, сыгравшие шесть главных ролей фильма, заставили зрителей увидеть в знакомых уже героях настоящих живых людей, проникнуться их печалями и радостями, их любовью и болью.

Ведущий 2. В чём же секрет успеха повести, её редкой и счастливой судьбы? Может быть, в необычном содержании, остром сюжете? Однако сюжет довольно прост.

Повесть и фильм отличают человечность и суровая мужественная правда о войне. Как страшное выражение её сути - гибель девушек, рождённых для любви, материнства, мирных забот и трудов и ушедших защищать свою Родину.

Ведущий 3. Писатель Борис Васильев вспоминал: «Гибель женщин… Символ самого страшного, что Родина положила во имя победы. К смерти мужчин привыкли, пусть и горькая это привычка… Смерть женщин на войне - это общечеловеческая трагедия. Убивали девчонок, которые доводили меня тогда в зенитно-пулемётном училище до белого каления. Я был их старшиной. Учил строевой, водил обмундировываться, мучительно краснел, видя, как они развешивают выстиранное бельё, и по-мальчишески не прощал им этого смущения. А потом они погибли в боях…

Демонстрируется один из последних кадров фильма «А зори здесь тихие…» (старшина Васков с гневом выкрикивает пленённым фашистам, что они не смогли победить пять девчонок-зенитчиц, которые погибли).

Ведущий 4. Можно ли было победить народ, женщина которого в самый тяжёлый час, когда так страшно качались весы истории, тащила с поля боя и своего раненого, и чужого раненого солдата? Можно ли поверить, что народ, женщина которого хотела родить девочку и верила, что у той будет другая, не её судьба, что этот народ хочет войны? Разве во имя этого женщина жизнь спасала, мир спасала - была матерью, дочерью, женой, сестрой и Солдатом?

Поклонимся низко ей, до самой земли. Её великому Милосердию.

Чтец 4. (Стихотворение Ю. Полякова «Ответ фронтовику».)

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину,-

Конечно, мы смотрим глазами иными

На вашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенёс,

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Такими же, полными слёз.

Ведущий 1. Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы... Женщина и война...

Чтецы.

1-й: В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.

2-й: В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь.

3-й: В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.

1-й: В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.

2-й: В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.

3-й: В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.

Звучит песня в исполнении И. Кобзона «Женщины России» - муз.

А. Морозова, сл. А. Поперечного.

В конце вечера всем присутствующим женщинам и ветеранам учащиеся вручают цветы.

Литература.

1. Алексиевич С. А. «У войны не женское лицо». М., Совет. писатель, 1988.

2. Васильев Б. Л. «А зори здесь тихие…». М., Худож. литература, 2004.

3. Великая Отечественная война в лирике и прозе. Т.2. М., Писатель, 2002.

4. Побединская Л. А. Ради жизни на Земле: Сборник сценариев. М., ТЦ «Сфера», 2000.

5. Гороховская Л. Н., Клюева Г. Ю. Высокое счастье Победы. Литературно-музыкальная композиция. Журнал «Литература в школе», № 5, 2006.

6. Зиновьева Л. П. Литературная гостиная. Строки, опалённые войной. Журнал «Литература в школе», № 5, 2006.

7. Карпов А. На трудных путях к победе. (Великая Отечественная война в современной прозе). Журнал «Литература в школе», № 2, 1985.

8. У земли не отнять материнства. Материалы к празднику, посвящённому Международному женскому дню. Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», № 2, 1988.

Выводы

Внеклассное мероприятие позволяет вести разговор о трудных и героических страницах истории нашей страны, о судьбах женщин, защищавших родную землю. Этот вечер имеет личностно-ориентированную направленность. Готовясь к проведению этого мероприятия, следует привлекать большое количество участников, распределить обязанности, увлечь ребят работой, необходимо, чтобы они прочувствовали важность и необходимость подобных встреч и разговоров.


© 2010-2022