Конспект урока по русскому языку на тему Безличные глаголы (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


План-конспект урока по учебнику «Русский язык. 6 класс»


Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.


Технологическая карта изучения темы


Класс

6

Тема

Безличные глаголы

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели как деятельность учеников

  • Распознавать и анализировать безличные глаголы, определять их значение и морфологические формы, выявлять особенность предложений с безличными глаголами.

  • Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, выборочным), извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в текст, из текста в план, на основе плана составлять вторичный обобщенный текст).

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Научиться находить в предложениях безличные глаголы, определять их грамматические признаки, разграничивать личные формы глаголов и личные формы глагола в безличном значении; учиться использовать безличные глаголы в речи

Личностные результаты

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Познавательные УУД

  • Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

  • Систематизировать и преобразовывать информацию (задавать вопросы)

  • Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим) и технологией продуктивного чтения.

  • Анализировать, сравнивать, строить рассуждения, группировать, делать выводы.

  • Извлекать информацию из таблицы, преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу, текст, план)

  • Владеть приемами отбора и систематизации материала

Коммуникативные УУД

  • Владеть навыками выразительного чтения, монологической и диалогической речи.

  • Свободно излагать свои мысли в устной форме.

  • Работать в парах, оказывать друг другу помощь, координировать действия.

  • Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Регулятивные УУД

  • Высказывать предположения на основе наблюдений.

  • Формулировать проблему урока.

  • Искать пути решения проблемы.

  • Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  • Соотносить цели и результаты своей деятельности.

  • Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

Основные понятия

Безличные глаголы, сказуемое

Используемые технологии

Технология проблемно-диалогического обучения

Технология оценивания успехов учащихся (ТОУУ)

Технология сотрудничества





Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап. Организационно-мотивационный

Приветствует присутствующих, мотивирует на работу


Готовятся к уроку, проверяют наличие учебных пособий

Осуществлять самоконтроль, настраиваться на работу

2-й этап. Актуализация знаний

Предлагает списать и проанализировать предложения на доске, поработать с глаголами,

Читают и записывают предложения, проводят анализ

Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного); систематизировать и преобразовывать информацию; осуществлять актуализацию полученных ранее знаний

Выразительно читают, задают вопросы

Владеть навыками выразительного чтения, монологической и диалогической речи

Составляют план действий по отнесению слова к части речи на основе признаков

3-й этап. Постановка проблемного вопроса урока

Моделирует проблемную ситуацию с затруднением, организует работу учащихся

Пытаются выполнить задание учителя, но испытывают затруднение

Осознавать противоречие, фиксировать затруднение, определять

Задают вопросы

Вести диалог

Наблюдают над языковым материалом, формулируют проблему урока

Высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать проблему урока

4-й этап. Открытие новых знаний

Организует работу с учебником; организует работу в парах; предлагает построить устный ответ по плану и оценить свой ответ

Выдвигают гипотезы, знакомятся с информацией в учебнике, преобразуют информацию из сплошного текста в схему.

Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим) и технологий продуктивного чтения. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

извлекать информацию из таблицы, преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст, план, схему)

Работают в парах, составляют ответ по плану

Свободно излагать свои мысли в устной форме; работать в парах, оказывать друг другу помощь, координировать действия; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Определяют цель, планируют работу

Искать пути решения проблемы; прогнозировать, корректировать свою деятельность; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5-й этап. Развитие учебно-языковых и речевых умений

Организует выполнение упражнения

Выполняют упражнение в соответствии с поставленной задачей

Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; владеть приёмами отбора и систематизации материала

Читают полученные варианты предложений

Уметь полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнением других

Осуществляют коррекцию, самоконтроль и взаимоконтроль

Понимать и осуществлять поставленную учебную задачу.

6-й этап. Итоги урока

Проводит диктант с сигнальными карточками; предлагает ученикам проанализировать свою работу на уроке, оценить, что получилось, какие вопросы ещё остались, как их можно решить.

Проводит тест.

Анализируют предложения, выбирают нужный вариант сигнальной карточки, поднимают вверх.

Анализируют работу на уроке, работают с планом, составленным в начале урока.

Выполняют тест .

Учиться делать выбор.

Анализировать, делать выводы

Выслушивают мнения одноклассников

Уметь слушать, сравнивать собственное мнение с мнением окружающих

Подводят итоги своего участия в работе и определяют свой вклад в общее дело. Проводят самооценку

Соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

7-й этап. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание. Предлагает разноуровневые задания для учащихся

Самостоятельно определяют уровень для выполнения домашнего задания

Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения

Слушают и уточняют задание, задают вопросы

Формулировать вопросы на заданную тему, выражать своё отношение к проблеме

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой

Продуктивно осуществлять саморегуляцию

8-этап. Рефлексия

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Доска, оборудование

1-й этап. Организационно-мотивационный

1 мин

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мотивация на работу.

- Поднимите правую руку те, кто сегодня хочет писать без ошибок?

- Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски?

Молодцы, я всех увидела и всех услышала. Начинаем работать.



2-й этап. Актуализация знаний

Прочитайте предложения, спишите, вставляя пропущенные буквы.

  1. Рассв..тало.

  2. На в..стоке уже за..лело.

  3. От р..ки повеяло прохладой.

  4. Мне не спалось.

Поменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку.

- Вспомните, какую большую грамматическую тему мы изучаем?

-Давайте найдем в этих предложениях глаголы и определим, в какой форме они употреблены (их время, род, лицо и число).




Ученики записывают предложения, вставляют пропущенные буквы.

После записи осуществляют взаимопроверку.

Один ученик объясняет вслух.

Верно, все они стоят в форме прошедшего времени, среднего рода, 3 лица, единственного числа



Предложения записаны на доске




















3-й этап. Постановка проблемного вопроса урока (ситуация с затруднением)

- Поставьте эти глаголы в форму 1 лица единственного числа и в форму 2 лица множественного числа

- Почему вы не смогли справиться с заданием? Что вызвало затруднение?

- Подчеркните грамматические основы в этих предложениях.

- Что вы заметили?

- Можно ли добавить в данные предложения подлежащие?

- Действительно, эти глаголы особенные. Предположите, основываясь на своих наблюдениях, как они могут называться?

-Молодцы, вы правильно сформулировали тему, давайте запишем её в тетрадь

Испытывают затруднение, так как не могут выполнить задание


-Невозможно определить, кто совершает это действие, форму личных местоимений подставить нельзя

Выдвигают версии

Ребята выполняют задание.

Ребята делают вывод, что в этих предложениях нет подлежащего.

Ни в одно из предложений подлежащее добавить нельзя.


Записывают в тетрадь тему «Безличные глаголы»




















Тема записывается на доске.

4-й этап. Открытие новых знаний

- Определите, что нам нужно будет сделать, чтобы познакомиться с этой группой глаголов? Какие ваши предложения?


- Ваша цель - получить новую информацию о безличных глаголах. Представьте новую информацию в виде схемы. Кто попробует у доски?

- Проверим работу. Ребята, задайте вопросы по схеме вашим одноклассникам?


- Познакомимся с правилом на с. 131. Какую новую информацию вы получили?

- Используя материал на с. 131, подготовьте ответ по теме «Безличные глаголы»



- Оцените друг друга.

Оцените себя.

- Какие значения они имеют?

- Как изменяются?

- В каких предложениях используются?

- Какова их роль в предложении и тексте?


Ученики составляют схему в тетради. Удачная схема воспроизводится на доске.



Работа в парах.

Один ученик отвечает после подготовки у доски, сам оценивает свою работу по плану.


У меня все получилось (красный лепесток).

Надо поработать еще (синий лепесток).



















План на доске

1.Какие глаголы называются безличными?

2. В каких формах они употребляются?

3. В чем особенность предложений с безличными глаголами?

5-й этап. Развитие учебно-языковых и речевых умений

Выполнение упражнения 569.

Учащиеся выполняют упражнение.


6-й этап. Итоги урока

-Обобщим наши знания, выполнив диктант с сигнальными карточками ( одна карточка - красная, другая - белая) 1.Приближался рассвет. 2.Вечерело. 3.Весь день идёт дождь.4.Как быстро рассвело! 5.Мне долго не спалось. 6.Сегодня все хорошо работали! 7. В ушах зазвенело.

Выполните теста.

- Чему вы на уроке научились?

- Что оказалось трудным?

- Какие ошибки вы можете допустить?

Если звучит предложение с безличным глаголом, поднимают карточку белую, если с личной формой глагола - карточку красную.

Выполнение теста по вариантам.

Осуществляют контроль деятельности.

















7-й этап. Домашнее задание

Задание на выбор

Стандартный минимум.

Параграф 95, выучить правило (для всех).

Упр. 571.

Повышенный уровень

Подобрать 5 предложений с безличными глаголами из художественного произведения, которое вы читаете сейчас. Определите их форму и синтаксическую роль.

Записывают домашнее задание


8-этап

Рефлексия

Уходя с урока, оставь лепесток: красный - все понравилось, все понял; синий - понял, но надо закрепить дома; зеленый - ничего не понял, урок не понравился.




© 2010-2022