Контрольно-измерительный материал по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

(1)Многие тысячелетия эталоном быстроты для человека был бешено мчащийся конь, поэтому изобретение колесницы не могло не тешить (скорости-то до 40 километров в час!) самолюбие наших предков. (2)____ сейчас, когда космонавты облетают Землю со скоростью 30 тысяч километров в час, огромностью скоростей уже никого не удивишь. (3)Достойно удивления другое: не физическая быстрота перемещения вещей и людей, а темп происходящих на планете перемен, темп, уже явно несоизмеримый с природой человека, с привычными для него мерками.

1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1. Многие тысячелетия эталоном быстроты для человека был конь, поэтому изобретение колесницы тешило самолюбие наших предков. 2. Темп происходящих на планете перемен, а не огромность скоростей, эталоны которых сильно изменились, достоин удивления. 3. Огромностью скоростей никого не удивишь, потому что космонавты облетают Землю со скоростью 30 тысяч километров в час. 4. Физическая быстрота перемещения вещей и людей достойна удивления. 5. Достоин удивления темп происходящих на планете перемен, а не огромность скоростей, эталоны которых сильно изменились.

2.Какое из приведенных ниже слов должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? 1. А также 2. К счастью, 3. Иными словами, 4. Разве 5. Однако

3. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. ПРИРОДА. 1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир). 2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. 3. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.).

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. обеспЕчение/ сорИт/ отключЁнный/ озлОбить/ добрАлась

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. 1. Уединённый господский дом, стоящий над речкою, от ветра ОГРАЖДАЛИ горы 2. Он понимал, что в обществе нет доверия врачам, точнее их ЭТИЧНЫМ ценностям. 3. Опасности в горах обычные: лавины, ЛЕДОВЫЕ трещины, погода, высотная болезнь... 4. Родина ЗАПЛАТИТ бессмертьем тем, кто отдаст ей жизнь на поле боя.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. ШОФЁРЫ/ РАЗДУМЬЕВ/ благодаря ПРОГНОЗУ / с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Гости поздравили Бульбу и обоих юношей и сказали им, что вы делаете доброе дело.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) В журнале «Огонёк» по-прежнему можно найти много интересного материала.

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) Мысли, посещавшие Дали во время создания картин, всегда были причудливы.

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

4) Байкал - глубочайшее озеро нашей планеты и самый крупный резервуар пресной воды.

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

5) Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.

6) Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

7) На графиках показаны двадцать один этап соревнований.

8) Герб с изображением льва, держащий в лапах щит, символизирует доблесть.

9) Он прислушивался к тишине городка, застывшей без единого звука.

8.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. запр...щающий/ б...зироваться/ м...муары/ возг...рание/ к...нтингент

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. пр...морский, пр...остановить/ и...целить, ра...долье/ пр...бабка, пр...молчать/ бе...донный, во...певающий/ пр...обладать, пр...школьный

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. усидч...вый/ подмиг...вать/ переговар...ваться/ недоум...вать/ заботл...вый

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. скос...шь/ перенима...мый/ независ...мый/ поджар...шь/ прав...м

12.Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. Н(1)кто сейчас уже н(2) обращал внимания н(3) на слова, н(4) на н(5)кому н(6) известного лейтенанта.

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. 1. Дамы (НА)ПЕРЕБОЙ восхищались КАКИМ(ТО) поручиком. 2. (НА)ВСТРЕЧУ попался трактор, и (С)НОВА стало пустынно. 3. Обидно прожить жизнь, не узнав себя - человека, которого ты (ПО)НАСТОЯЩЕМУ любил. 4. (НЕ)СМОТРЯ на то, что мы чувствовали приближение вечера, ВСЁ(ТАКИ) темнота застала нас врасплох.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. В одно тума(1)ое утро задрожала земля под копытами татарской ко(2)ицы, и, не потеряв ни одного человека убитым или ране(3)ым, степняки унеслись в пустоту своей никому не интересной судьбы.

15. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1. Вот и стука и крика и бубенцов не слыхать. 2. В этом деле есть и свои преимущества и свои недостатки. 3. Цветущую ромашку встретишь и на опушках и на полях и вдоль дорог и по берегам рек. 4. С морозом кусты и деревья камыши и высокие травы опушились инеем.

16. укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Две минуты он не шевелился (1) пережидая аплодисменты зала (2) затем качнулся (3) уронив руки (4) сделал шаг к балкону и отворил дверь (5) впуская дыхание ночного залива.

17.укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Лес тянется, много хвои и (1) верно (2) достаточно зверья. Насекомоядная птица могла бы съесть сразу всех личинок (3) однако (4) её возможности ограничены самой природой.

18.укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Я не знаю (1) хорошо ли играли актёры (2) не знаю (3) какова была режиссура (4) не знаю (5) удачной ли была инсценировка (6) ничего не знаю (7) потому что подобного я не видел.

19.укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Садилось солнце (1) и (2) казалось (3) что последняя тишина опустилась на землю (4) и я больше никогда не услышу человеческого голоса.

(1)Однажды я прочитал удивительную книгу. (2)В ней рассказывалось, как мальчик и девочка, Карик и Валя, забрались в лабораторию знакомого профессора и выпили какую-то вкусную розовую жидкость, которая пахла персиками. (З)Потом мальчик и девочка сели на подоконник, болтая ногами, и тут... (4)Всё вокруг них начало неудержимо расти, а сами Карик и Валя стали такими маленькими, что запросто уместились на спине стрекозы, которая как раз опустилась на подоконник. (5)Стрекоза унесла их в дремучие заросли на берегу ручья. (6)И началось путешествие двух человечков в зелёной стране, населённой удивительными «зверями» - муравьями, осами, бабочками, жуками. (7)Книга называлась «Приключения Карика и Вали». (8)Написал её прекрасный писатель Ян Ларри. (9)Помню потом свои увлекательные мысленные странствия где-нибудь на лесной поляне. (10)Я лежал на животе прямо в чаще зелёных трав - травинки кололись, муравьи забирались под майку, отчаянно щекотали, кусали, в носу свербило от острого аромата цветов, трав, земли, а пылкое моё воображение следовало за каким-нибудь муравьём по узкой тропке среди толстенных травяных стволов, похожих на тропический бамбук. (11)Я карабкался по толстым изогнутым лианам стеблей, пытаясь добраться до соблазнительных этих плодов, повисал на прохладных розоватых лопастях чашелистиков и наконец погружался в восхитительную, пахучую мякоть ягод, пачкаясь в алом липком соке... (12)Потом, омывшись каплей росы, вскакивал на спину жука-жужелицы и, держась за острые края его ребристого, мутно блестящего панциря, мчался по неизвестным дорогам дремучих джунглей быстрее самого быстрого автомобиля... (13)Я жил в дебрях какого-нибудь куста или в цветке, как Дюймовочка, летал на спине приручённой стрекозы над бескрайним океаном трав, как Карик и Валя... (14)Ах, как жаль, что всё это только в воображении, как жаль! (15)«Счастливая, невозвратимая пора - детство!» (16)Почему так быстро проходит оно? (17)Почему сами мы так легко и как будто даже охотно расстаёмся с ним? (18)3ачем? (19)Разве детская восторженность, внимательность, живость помешали бы нам заниматься «взрослыми» своими делами? (20)Не детской ли восторженностью, внимательностью, умением видеть и удивляться отличались многие величайшие учёные, писатели, художники, путешественники? (21)Они были выше удручающей, однообразной рутины так называемой взрослой жизни - это и помогло им совершать открытия, создавать художественные произведения, отправляться на исследования новых земель. (22) Стремление к сугубой материальности, беспрестанная оценка всего на свете с точки зрения утилитарной, сиюминутной, сплошь да рядом лишь экономической пользы не привели ли иных из нас к самой, может быть, страшной болезни двадцатого века - вещизму? (23)Вещизму со всеми вытекающими из этого печального явления последствиями: холодностью в отношениях друг с другом, неискренностью, бесчувствием, эгоизмом, забвением той необходимой истины, что люди всё-таки братья, что человек часть природы и что обращаться нам друг с другом, да и с природой, необходимо по-человечески... (По Юрию Сергеевичу Аракчееву *)

20.Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? 1. Стрекоза унесла Карика и Валю в дремучие заросли на берегу ручья. 2. Детская восторженность, внимательность, живость помешали заниматься взрослым своими делами. 3. Стремление к сугубой материальности привели иных из нас к самой страшной болезни двадцатого века - вещизму. 4. Многие величайшие учёные, писатели, художники, путешественники не отличались восторженностью и внимательностью. 5. Пылкое моё воображение следовало за каким-нибудь муравьём по узкой тропке среди толстенных травяных стволов.

21.Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? 1. Предложения 10-11 содержат элементы описания. 2. В предложениях 1-6 представлено повествование. 3. В предложении 9 содержится вывод из содержания предложений 1-8. 4. Предложение 23 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложении 22. 5. В предложениях 15-20 представлено рассуждение.

22.Из предложений 21-23 выпишите фразеологизм. 23.Среди предложений 1-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи наречия и лексического повтора.

24. Автор широко использует такой троп, как (А) _____ (дремучие заросли), предложения текста изобилуют (Б) _____ (предложения 10, 11, 12). Рассуждения о том, что даёт сохранение «детскости» и во взрослой жизни, начинаются с (В) _____ (предложения 14, 15) и целого ряда (Г) _____ (предложения 16, 17, 18, 19, 20)». 1) эпитеты 2) сравнение 3) риторические вопросы 4) парцелляция 5) восклицательные предложения 6) ряды однородных членов 7) гипербола 8) синтаксический параллелизм 9) разговорная лексика и фразеология

© 2010-2022