Конспект урока русского языка на тему Морфемика. Словообразование

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК № 5 кл.

ТЕМА:"Морфемика и словообразование"

Цели урока: повторить и закрепить знания учащихся по теме: «Морфемика и словообразование», выявить пробелы учащихся в их подготовке по данному разделу курса русского языка; развивать умения свободно ориентироваться в структуре слова (видеть его корни и другие составные части); образовывать слова с помощью различных способов словообразования; видеть связь с морфологической характеристикой слова; тренироваться в подборе аналогий; воспитывать желание к совершенствованию письменной речи.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки-опросники,

Ход урока: 1.Организационный момент.

-Сообщение учащимся темы урока. ( слайд № 1)

- С какой целью необходимо изучать эти разделы русского языка? ( слайд № 2)

2 .Опрос учащихся по теме.

-Перечислите все части слова, расскажите об одной (корень, приставка, суффикс,

окончание - 4 ученика); ( слайд № 3)

Расскажите все, что знаете о словообразовании. ( отвечают 4 ученика) (слайд № 4, 5,6, 7)

3.Закрепление материала.

1. Нахождение лишнего- Определите на слух, все ли слова являются родственными. Лишнее запишите. ( с самопроверкой)

1 Упрямство, упрямый, упрямиться.2. Водяной, водолаз, водить. З.Дар, дарить, подарок. 4. Славный, славить, слава, прославлять. 5. Переносица, носить, носилки. 6 Речка, заречье, наречие, междуречье. 7. Слово, словарь, дословный. 8. Обсудить, суд, судоходство, присудить.

(Запись в тетрадях: водить, переносица, наречие, судоходство).

- Как называются такие корни? (Омонимичные). ( слайд № 8,9)

2.Доказательство.

- Я утверждаю, что все слова, записанные на доске, имеют одну приставку.
Подтвердите или опровергните это утверждение.

(Слова на доске: выбриться, выгружать, выпроводить, вымпел, вылететь

высветить, высокий, выспаться, вылепить, выпрыгнуть.) ( слайд № 10)

3.Определение способа образования слов

  • Определи способ образования слов:

  • Ледник

  • Слушатель

  • Пригородный

  • Стенгазета

  • Неприятельский

  • Подберезовик

  • КВН

-Проверь! ( слайд № 11, 12)

4. Словарный диктант (работа в парах).

-Повторите правописание суффиксов существительных! ( слайд № 13,14)

-Напиши слова, обозначив суффиксы. ( каменщик, перевозчик, ключик, смазчик, огонечек, сварщик, разносчик, замочек, птенчик , газетчик.)

5. Осложненное списывание

- Спиши слова, раскрывая скобки, объясни орфограмму

Не)друг, (не) счастье, (не)здоровье, (не) друг, а попутчик, (не)воля, (не)грамотность, (не)женка, (не)боскрёб, (не)вежа, (не)счастье, а горе, (не)видимка, (не)погода, (не)внимание, (не)женка. ( слайд № 15)

6.Повторение правописания сложных слов.

-Расскажите о правописании сложных слов. ( слайд № 16)

-Творческий дикьтант. (Замените сочетания слов сложными словами и составьте с ними предложения. )

Громкий голос, звезды падают, любовь к жизни, острый ум, широкие плечи

7.Составь словообразовательные цепочки.

Ледник- доледниковый- лед- ледниковый

Березовый - береза- подберезовик

Грамота- грамотный-безграмотность- грамотность ( слайд № 17)

8. Диктант

Уж небо осенью дышало

4.Выводы (делают учащиеся): Чем мы сегодня занимались на уроке? С какой целью?

6. Проверочный тест (дифференцированного характера) по карточкам

Проверочный тест

A.Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) рассказчики 2) гитаристка 3) подъезд 4) ароматный

Б. В каком слове неверно указана основа слова?
1) колоссальный 2) горячо 3) мимоза 4) выраженный

B.Запишите способ образования слова ПРОБЛЕМНЫЙ

Г.Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания?

1) водный 2) водитель 3) подводник 4) наводнение

Д. Укажите слово с двумя приставками.

1) посоветовать 2) непобедимый 3) непогрешимый 4) обнажить

Е.Укажите слово с двумя окончаниями

1) всегда 2) дисциплина 3) байдарка 4) учился


© 2010-2022