- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Пояснительная записка программы по русскому 9 класс (по Бархударову)
Пояснительная записка программы по русскому 9 класс (по Бархударову)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степаненко Г.Н. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной программы основного общего образования по русскому языку: Русский язык. 5-9 классы. (Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2008).
Нормативными документами к реализации рабочей программы и организации образовательного процесса являются:
-
Приказ МО РФ от 05.03.04 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Приказ Минобрнауки Новосибирской области № 1573 от 01.07.2014 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2015 учебный год»;
-
Приказ МОиН РФ от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»;
-
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993;
-
Устав (постановление главы Барабинского района от 26.06.2014 г. №957);
-
Основная образовательная программа основного общего и среднего общего образования ОУ (приказ директора от 04.09.2013 г. №130/2).
Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, из расчета 2 часа в неделю.
Для реализации данной программы используется учебник: Русский язык. 9 класс. (Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крюков, Л.Ю. Максимов, М. «Просвещение» 2011г.).
Обучение проводится с использованием дистанционных образовательных технологий в рамках проекта «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области» по дистанционному курсу «Русский язык, 9 класс (с подготовкой к ГИА)» в региональной системе дистанционного обучения."
Целями данной рабочей программы являются:
-
совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
-
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Эти цели обуславливают решение следующих задач:
-
Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
-
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
-
Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Учебно - тематический план
№
Раздел
Количество часов
1
Международное значение русского языка
1
2
Повторение изученного в V-VIII классах
7
3
Сложные предложения
3
4
Союзные сложные предложения
1
5
Сложносочинённые предложения (ССП)
7
6
Сложноподчинённые предложения (СПП)
27
7
Бессоюзные сложные предложения (БСП)
8
8
Сложные предложения с различными видами связи
7
9
Общие сведения о языке
3
10
Систематизация изученного по фонетике, лексике,
грамматике и правописанию, культуре речи
4
Содержание тем учебного курса.
Общие сведения о русском языке
Наука о русском языке, ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык - национальный язык русского народа. Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран Содружества Независимых Государств. Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Повторение изученного в 5 - 8 классах
Стили речи. Простое предложение. Предложения с вводными словами, обращениями, вводными конструкциями. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Предложение с однородными членами. Описание по памяти.
Сложное предложение
Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.
Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений. Типы сложных предложений с разными видами связи. Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
Обобщение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология.
Содержание данной рабочей программы соответствует обязательному минимуму содержания федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Рабочая программа предусматривает следующие виды контроля: - диктант (объяснительный, предупредительный, графический, с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста; - сочинение (в том числе по картине); - изложение с элементами сочинения; - тест; - устное высказывание на лингвистическую тему.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
1. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю Максимов и др. Русский язык, 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений -М,: Просвещение,2011г.
2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык 9 класс. - М.: Просвещение, 2006.
3. Г.А. Богданова Уроки русского языка в 9 классе., Москва, "Просвещение", 2009