«Односоставные предложения в письмах А. П. Чехова и в рассказе «В потемках»

Урок русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения в письмах А.П.Чехова и в рассказе «В потемках».Цели урока:повторить и обобщить знания о видах и особенностях односоставных предложений; уметь находить в тексте односоставные предложения, определять их виды; проникнуться интересом к рассказам и письмам А.П.Чехова; в произведениях писателя найти ценное для самовоспитания культуры речи и
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 8 классе

по теме «Односоставные предложения в письмах А.П.Чехова и в рассказе «В потемках».


Цели урока:


  1. повторить и обобщить знания о видах и особенностях односоставных предложений;

  2. уметь находить в тексте односоставные предложения, определять их виды;

  3. проникнуться интересом к рассказам и письмам А.П.Чехова;

  4. в произведениях писателя найти ценное для самовоспитания культуры речи и творчества.

ХОД УРОКА.


  1. Объявление темы и постановка целей урока (слайд №1,2).


  1. Подумаем над названием рассказа.

Учитель: По мнению Чехова, название рассказа - это стержень произведения. Оно должно быть простым, ярким, предельно кратким и скромным. Вслушайтесь в название рассказа. «В потемках».

Соответствует ли название данного рассказа позиции писателя?

Какое значение имеет это слово?

В прямом или переносном значении Антон Павлович употребил это слово?

Ученик: В прямом значении - действия разворачиваются в полной темноте. В переносном - супруги Гагины несчастливы, так как по жизни бродят в темноте. Они живут одним днем, у них нет стремлений к светлой, духовной жизни. Эти люди - насекомые. Недаром Чехов в начале рассказа упоминает про муху.


  1. Исследовательская работа.

Учитель: Мы проведем исследовательскую работу, чтобы сделать открытие, как односоставные предложения связуют текст с заглавием, которое раскрывает тему и основную мысль автора. Когда мы знакомились с рассказом, многие сцены, эпизоды вызывали у вас улыбку, смех.

К какому виду литературных произведений вы бы отнесли рассказ «В потемках»?

Ученики: Перед нами юмористический рассказ, построенный на многих несоответствиях, в котором высмеивается «распостылая жизнь» супругов Гагиных.

Учитель: Молодцы! Некоторые секреты создания юмористического вы уже раскрыли. Но наша цель, обнаружить, как с помощью языковых, синтаксических, стилистиченских приемов Чехов создает комическое, смешное. Основными качествами языка художник слова считал естественность, выразительность, мелодичность, корректность (слайд №3).

Итак, корректность. Очень часто на уроках мы с вами выполняем один из видов заданий - «Коррекционный диктант». Вспомните, что мы делаем?

Каково значение этого слова?

Ученик: Коррекция - исправление ошибок, внесение исправлений.

Учитель: Обратимся к посланию Чехова своему брату Александру и молодой писательнице Лидии Алексеевне Авиловой, прочитаем его.

Письмо с самопроверкой.


Задания:


  • Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскрывая скобки;

  • Проверьте написанное по тексту (слайд №4), оцените свою работу.

Ко(р, рр)ектный язык (не)только правильный сдерж(е,а)(н,нн)ый но и точ_ный. Име(н,нн)о точ_ност_ языка (не)обходимо уд_лять чрезвычайное вн_мание.

Учитель: Нам известно, что центром предложения является грамматическая основа.

Что называется грамматической основой предложения?

Какие виды простых предложений по строению грамматической основы мы знаем? (Слайд №5).

В чем отличие одного вида от другого?

Обратимся к строчке из письма Чехова брату Александру.

Графический диктант.

Задания:


  • Запишите предложения, подчеркните грамматические основы предложений;

  • Охарактеризуйте грамматические основы по строению;

  • Во втором предложении определите форму глагола-сказуемого;

  • Определите вид односоставного предложения.

Язык должен быть прост и изящен. Берегитесь изысканного языка.

Ученик: Грамматическими основами являются: в первом предложении подлежащее язык, выраженное существительным в И.п., составное именное сказуемое - должен быть изящен, прост; во втором предложении подлежащее отсутствует, простое глагольное сказуемое - берегитесь. Первое предложение по строению грамматической основы двусоставное, второе - односоставное. Глагол-сказуемое во втором односоставном предложении стоит в форме повелительного наклонения, 2 лица, мн.ч. Это определенно-личное предложение.

Учитель: Почему, обращаясь к брату, Чехов употребил определено-личное предложение?

Ученик: Сказуемое указывает на «собеседника» по переписке, он мыслится как определенное, хорошо знакомое, близкое лицо. Использовав односоставное предложение, писатель достиг простоты и выразительности.

Учитель: Назовите виды и группы односоставных предложений, которые мы изучили. (Слайд №6).Каковы особенности каждой группы односоставных предложений? Расскажите об этом.

Индивидуальная работа ученика с предложением (синтаксический разбор предложения).


Пишите роман целый год, потом полгода сокращайте, а потом печатайте.


  1. Стилистическая функция односоставных предложений.

Выборочный диктант.


Задания:


  • Найдите в предложениях текста односоставные предложения, выпишите их;

  • Охарактеризуйте их вид и группу.

Товарищ прокурора медленно поднялся и сел на кровати, оглашая воздух зевками.

- Черт вас знает, что вы за народ! - пробормотал он. - Неужели даже ночью нет покоя? Будят из-за пустяков.

Ученик: Неужели даже ночью нет покоя? - Односоставное, так как деятель не назван, но подразумевается, сказуемое выражено неизменяемой формой глагола нет. Будят из-за пустяков. - Односоставное, так как деятель не назван, но подразумевается как неопределенное лицо, сказуемое выражено глаголом в изъявительном наклонении, в настоящем времени, в 3 л., во мн.ч.

Учитель: Какой народ ругает товарищ прокурора? Вспомните, кто будит Василия Гагина? С какой целью в реплике героя использовано односоставное неопределенно-личное предложение?

Ученик: Василия будит его жена, но Гагину все равно, кто его будит. Важно, что ему помешали спать, важно само действие, не лицо, совершившее его.

Ученик: Эта сцена вызывает горький смех. Муж обходится с женой грубо, неласково. Мы чувствуем, что между супругами нет нежности, значит, их чувства давно остыли. И опять мы наблюдаем, как односоставные предложения помогают Чехову достичь краткости, выразительности, комичности.

Задания:


  • Выпишите из дневниковой записи писателя только односоставные предложения;

  • Укажите их вид и группы;

  • Ответьте на вопрос: «С какой целью писатель использовал односоставные предложения в личных записях?»

Я живу в деревне. Изредка наведываюсь в Москву. Старею. Денег нет. Чинов нет. Долги есть.

Ученик: Я выписал следующие предложения: «Изредка наведываюсь в Москву. Старею. Денег нет. Чинов нет». Первое и второе предложения односоставные, определенно-личные. Третье и четвертое предложения односоставные, безличные.

Ученик: Определенно-личные предложения помогают избежать повтора личного местоимения «я». Безличные предложения, по-моему, передают внутреннее состояние писателя: он не чувствует себя полной личностью, он скован бедностью. Односоставные предложения придают точность, упорядоченность слов, мыслей. Этим достигается простота, доступность, естественность.

Учитель: Познакомимся с советами Чехова молодым творцам, будущим писателям (слайд № 7).


  • ВООБЩЕ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ НЕКРАСИВЫХ, НЕБЛАГОЗВУЧНЫХ СЛОВ. Я НЕ ЛЮБЛЮ СЛОВ С ОБИЛИЕМ ШИПЯЩИХ И СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

  • НАДО ВЫБРАСЫВАТЬ ВСЕ ЛИШНЕЕ, ОЧИЩАТЬ ФРАЗУ ОТ «ПО МЕРЕ ТОГО», «ПРИ ПОМОЩИ», НАДО ЗАБОТИТЬСЯ ОБ ЕЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИИ, НЕ ДОПУСКАТЬ В ОДНОЙ ФРАЗЕ ПОЧТИ РЯДОМ «СТАЛА» И «ПЕРЕСТАЛА».

Найдите противоречие чеховским убеждениям в отрывке из рассказа «В потемках».

Молчал даже дачный сторож, получающий деньги за нарушение стуком ночной тишины, молчал и коростель - единственный дикий пернатый, не чуждающийся соседства со столичными дачниками.

Ученик: В советах Антона Павловича говорится об избежании повторов однокоренных слов, форм одного и того же слова, а в рассказе повторяются слова «молчал», встречаются однокоренные слова «дачный» и «дачниками».

Учитель: Почему Чехов позволил себе такое? Можно ли оправдать это?

Ученик: Повтор оправдан, потому что помогает Чехову подчеркнуть необыкновенную, удивительную тишину ночи. Повтор согласных [ М - Л - Л ] придает речи мелодичность. Используется прием аллитерации.

Учитель: Видят ли романтичность, красоту ночи супруги Гагины?

Ученик: Не способны они видеть прекрасное. Жене чудятся убийцы и воры, муж «ворчит» односоставными неопределенно-личными предложениями, оскорбляя супругу и называя ее глупой. Их жизнь проходит в потемках.

V.Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание:

Творческое задание - составить свой юмористический рассказ, используя односоставные предложения. Не забудьте творческие советы А.П.Чехова.

Обычное задание - выписать из трех рассказов Чехова не менее 10 односоставных предложений разных групп.


© 2010-2022