- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка на тему Буквы И и Ы после приставок
Урок русского языка на тему Буквы И и Ы после приставок
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ермолина Е.Н. |
Дата | 05.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Буквы И и Ы после приставок (10класс)
Цель: Повторить правило «З и С после приставок»;
-повторить правописание приставок пре - при;
-повторить привило «Буква И и Ы после приставок» и углубить знания по данной теме;
-закрепить знания по данным орфограммам;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать чувство любви к родному языку.
Тип урока: комбинированный.
Методы: рецептивный, репродуктивный, поисковый.
Тип контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Оборудование: презентация по теме, таблица, карточки для исходящего контроля, орфографические, толковые, словообразовательные словари.
-
Организационный момент (приветствие, запись числа в тетради, домашнее задание в дневник).
-
Проверка изученного материала.
-
На доске записаны словосочетания. Задание: Спишите, вставьме пропущенные буквы, выделите орфограмму, определите тип связи слов в словосочетаниях.
Бе… смысленный ответ - согл.
Очень ра…храбрился - прим.
Передвигаться бе…шумно - прим.
Ра…груженные вагоны - согл.
Во…ходящая луна - согл.
Ра…фасовать по пакетам - упр.
Во…гореться от искры - упр.
-
На экране дан текст. В каждом предложении есть слова с приставками - при-пре. Спишите, исправьте ошибки.
Илья не мог дождаться вечера, чтобы преступить к делу. Он прибывал в отличном настроении. Парень считался приемником своего педагога и приклонялся перед мудростью наставника. Безусловно, Олег Сергеевич был приумнейшим человеком. Послышался протяжный гудок пребывающего поезда.Двери вагона преоткрылись, и Илья поспешил навстречу этому прикрасному человеку.
Являются ли предложения текстом? (да, все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически / рассказывается об Илье и его наставнике, предложения связаны цепной связью - Илья - он - парень - педагог - наставник - Олег Сергеевич).
-
На протяжении последних уроков мы с вами говорили оправописании различных приставок, но приставки могут также влиять на выбор корневой гласной. Обратите внимание на две группы слов, записанных на доске и скажите, какой будет тема нашего сегодняшнего урока.
Подытожить сверхинтересный
Предыдущий межинститутский
Дети формулируют тему и записывают в тетрадь.
-
Работа с учебным материалом.
-
- Еще раз посмотрите на нашу тему и скажите, что вы уже знаете по этой теме из курса русского языка за 6 класс.
- А теперь самостоятельно прочтите материал учебника на стр. 92-93. Что нового вы узнали из этого теоретического материала?
Уже знали.
-
Если приставка заканчивается на согласной, то вместо корневой И мы напишем Ы.
-
Приставки - меж и - сверх сохраняют букву и.
Узнали новое.
-
В слове взимать пишется после приставки вз корневая ив соответствии с произношением.
-
После заимствованных приставок (дез-, контр-, пан-, пост-, супер-, транс-), пишется буква и.
-
Надо помнить, что в сложносокращенных словах данное правило не действует (спортигра, фининспектор).
-
Соответствует ли теоретический материал в учебнике алгоритму, изображенному на доске.
Гласные И и Ы после приставок.
ЕСЛИ
-
-
Приставка оканчивается на гласный.
-
Приставки меж - и сверх-.
-
Слово взимать.
-
Слова с заимствованными приставками дез-, конр-, пом-, пост-, суб-, супер-, тран.
И
-
В слове есть русская приставка, оканчивается на согласный
Ы
-
Не применяй к сложносокращенным словам
Систематически на уроках, производя морфемный и словообразовательный разбор, мы выделяем в словах приставку, не задумываясь русская она или заимствованная. Мы привыкли считать все приставки русскими, но это не так.
Надя приготовила для вас небольшое сообщение о приставках.
-
Первичное закрепление материала.
Упр. 148 Межинститутский, небезызвестный, разыграть, подытожить, сверхинтересный, взимать, дезинформировать, контригра, пединститут, сверхинтересный, сымпровизировать, безынтересный, трансиндийский, предыдущий, санинспекция, взыграть, постинфарктный, предынфарктный, сызмальства, постимпрессионизм (импрессионизм - направление в искусстве, стремящееся к воспроизведению личных переживаний, настроений, впечатлений художника в отрыве от действительности; пост- ? после)
Задание: Используя несколько слов из упражнения, составьте предложение, соответствующее схеме.
[Члены жюри подытожили результаты всех предыдущих конкурсов], и [ведущий был готов назвать победителей игры]. [ ], [ ].
С какой целью выполняли упражнение.
-
Учились правильно вставлять гласную после приставки, не забывая различать русскую и заимствованную приставку, не применять данное правило к сложносокращенным словам.
Упр. 149 Разбить на группы, выдать словари.
Задание на конструирование. К приведенным словам, используя приставки, подберите однокоренные. Объясните написание.
-
Безымянный (без- )
-
Безыгольный
-
Постиндустриальный (пост-)
-
Безыскровый, сверхискровый (сверх - очень высокая степень чего-то)
-
Безыствестной (отрицание), небезызвестный (тот о котором знают)
-
Суперинициативный (супер-), фининспектор
-
Суперинтеллигентный; сверхинтеллигентный
-
Подытожить
-
Безыскусный
Вывод: Не со всеми приставками можно образовать новые слова. Не только слово, но и приставка имеет значение, поэтому слова могут сочетаться только с определенными приставками.
Упр. 150
Выплатить (вы - ст. сл.) - выдать плату, полностью оплатить.
Заплатить (за - ст. сл.) - отдать деньги в возмещение чего-нибудь.
Оплатить (о - ст. сл.) - заплатить кому-нибудь за что-нибудь.
Обсудить (об) - разобраться обдумать.
Осудить (о) - выразить неодобрение кому-нибудь, признать дурным.
Освоить (о) - овладеть чем-нибудь, научиться пользоваться.
Усвоить (у) - поняв запомнить как следует.
Поступок - совершенное кем-нибудь действие.
Проступок - поступок, нарушающий правила поведения.
Предоставить (предо) - дать право, возможность, что-нибудь сделать.
Представить (пред) - доставить, сообщить; познакомить с кем=нибудь.
Снискать - приобрести, найти.
Сыскать - найтись, обнаружиться.
Приувеличить - (употребляется только пре; но можно - немного увеличить).
Преувеличить - прибавить лишнего, присочинить в рассказе.
Надеть (на) - покрыть себя какой-нибудь одеждой.
Одеть - снабдить одеждой, покрыть кого-нибудь какой-нибудь одеждой.
Оценить (о) - высказать мнение о ценности чего-либо.
Расценить (рас) - установить стоимость чему-нибудь, дать оценку чему-нибудь).
Безвременный (без) - преждевременный.
Вневременный (вне) - не ограниченный рамками времени.
-
Исходящий контроль.
-
Безытоговый 1 ы
-
Небезызвестный 2 ы
-
Взимать 3 и
-
Дезинформация 4 и
-
Предыдущий 5 ы
-
Обыгранный 6 ы
-
Фининспектор 7 и
-
Сверхинтересный 8 и
-
Разыскать 9 ы
-
Предыюльский 10 ы
Задание: Прослушайте слова, выберите буквы И или Ы после приставки. Запишите только букву, которую вы вставили.
Проверьте себя по ключу, оцените.
-
Подведение итогов урока.
Что нового узнали?
Чему научились?
Где пригодиться? (в устной или письменной речи).
-
Домашнее задание: Упр. 150, 151, теор. материал.