Урок русского языка на тему Буквы И и Ы после приставок

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Буквы И и Ы после приставок (10класс)

Цель: Повторить правило «З и С после приставок»;

-повторить правописание приставок пре - при;

-повторить привило «Буква И и Ы после приставок» и углубить знания по данной теме;

-закрепить знания по данным орфограммам;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- воспитывать чувство любви к родному языку.

Тип урока: комбинированный.

Методы: рецептивный, репродуктивный, поисковый.

Тип контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Оборудование: презентация по теме, таблица, карточки для исходящего контроля, орфографические, толковые, словообразовательные словари.


  1. Организационный момент (приветствие, запись числа в тетради, домашнее задание в дневник).

  2. Проверка изученного материала.

  1. На доске записаны словосочетания. Задание: Спишите, вставьме пропущенные буквы, выделите орфограмму, определите тип связи слов в словосочетаниях.

Бе… смысленный ответ - согл.

Очень ра…храбрился - прим.

Передвигаться бе…шумно - прим.

Ра…груженные вагоны - согл.

Во…ходящая луна - согл.

Ра…фасовать по пакетам - упр.

Во…гореться от искры - упр.


  1. На экране дан текст. В каждом предложении есть слова с приставками - при-пре. Спишите, исправьте ошибки.

Илья не мог дождаться вечера, чтобы преступить к делу. Он прибывал в отличном настроении. Парень считался приемником своего педагога и приклонялся перед мудростью наставника. Безусловно, Олег Сергеевич был приумнейшим человеком. Послышался протяжный гудок пребывающего поезда.Двери вагона преоткрылись, и Илья поспешил навстречу этому прикрасному человеку.

Являются ли предложения текстом? (да, все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически / рассказывается об Илье и его наставнике, предложения связаны цепной связью - Илья - он - парень - педагог - наставник - Олег Сергеевич).


  1. На протяжении последних уроков мы с вами говорили оправописании различных приставок, но приставки могут также влиять на выбор корневой гласной. Обратите внимание на две группы слов, записанных на доске и скажите, какой будет тема нашего сегодняшнего урока.

Подытожить сверхинтересный

Предыдущий межинститутский

Дети формулируют тему и записывают в тетрадь.


  1. Работа с учебным материалом.

  1. - Еще раз посмотрите на нашу тему и скажите, что вы уже знаете по этой теме из курса русского языка за 6 класс.

- А теперь самостоятельно прочтите материал учебника на стр. 92-93. Что нового вы узнали из этого теоретического материала?

Уже знали.

  1. Если приставка заканчивается на согласной, то вместо корневой И мы напишем Ы.

  2. Приставки - меж и - сверх сохраняют букву и.

Узнали новое.

  1. В слове взимать пишется после приставки вз корневая ив соответствии с произношением.

  2. После заимствованных приставок (дез-, контр-, пан-, пост-, супер-, транс-), пишется буква и.

  3. Надо помнить, что в сложносокращенных словах данное правило не действует (спортигра, фининспектор).

  1. Соответствует ли теоретический материал в учебнике алгоритму, изображенному на доске.

Гласные И и Ы после приставок.


ЕСЛИ

  • Приставка оканчивается на гласный.

  • Приставки меж - и сверх-.

  • Слово взимать.

  • Слова с заимствованными приставками дез-, конр-, пом-, пост-, суб-, супер-, тран.

И

  • В слове есть русская приставка, оканчивается на согласный

Ы


Не применяй к сложносокращенным словам


Систематически на уроках, производя морфемный и словообразовательный разбор, мы выделяем в словах приставку, не задумываясь русская она или заимствованная. Мы привыкли считать все приставки русскими, но это не так.

Надя приготовила для вас небольшое сообщение о приставках.


  1. Первичное закрепление материала.

Упр. 148 Межинститутский, небезызвестный, разыграть, подытожить, сверхинтересный, взимать, дезинформировать, контригра, пединститут, сверхинтересный, сымпровизировать, безынтересный, трансиндийский, предыдущий, санинспекция, взыграть, постинфарктный, предынфарктный, сызмальства, постимпрессионизм (импрессионизм - направление в искусстве, стремящееся к воспроизведению личных переживаний, настроений, впечатлений художника в отрыве от действительности; пост- ? после)

Задание: Используя несколько слов из упражнения, составьте предложение, соответствующее схеме.

[Члены жюри подытожили результаты всех предыдущих конкурсов], и [ведущий был готов назвать победителей игры]. [ ], [ ].

С какой целью выполняли упражнение.

  1. Учились правильно вставлять гласную после приставки, не забывая различать русскую и заимствованную приставку, не применять данное правило к сложносокращенным словам.

Упр. 149 Разбить на группы, выдать словари.

Задание на конструирование. К приведенным словам, используя приставки, подберите однокоренные. Объясните написание.

  1. Безымянный (без- )

  2. Безыгольный

  3. Постиндустриальный (пост-)

  4. Безыскровый, сверхискровый (сверх - очень высокая степень чего-то)

  5. Безыствестной (отрицание), небезызвестный (тот о котором знают)

  6. Суперинициативный (супер-), фининспектор

  7. Суперинтеллигентный; сверхинтеллигентный

  8. Подытожить

  9. Безыскусный

Вывод: Не со всеми приставками можно образовать новые слова. Не только слово, но и приставка имеет значение, поэтому слова могут сочетаться только с определенными приставками.

Упр. 150

Выплатить (вы - ст. сл.) - выдать плату, полностью оплатить.

Заплатить (за - ст. сл.) - отдать деньги в возмещение чего-нибудь.

Оплатить (о - ст. сл.) - заплатить кому-нибудь за что-нибудь.

Обсудить (об) - разобраться обдумать.

Осудить (о) - выразить неодобрение кому-нибудь, признать дурным.

Освоить (о) - овладеть чем-нибудь, научиться пользоваться.

Усвоить (у) - поняв запомнить как следует.

Поступок - совершенное кем-нибудь действие.

Проступок - поступок, нарушающий правила поведения.

Предоставить (предо) - дать право, возможность, что-нибудь сделать.

Представить (пред) - доставить, сообщить; познакомить с кем=нибудь.

Снискать - приобрести, найти.

Сыскать - найтись, обнаружиться.

Приувеличить - (употребляется только пре; но можно - немного увеличить).

Преувеличить - прибавить лишнего, присочинить в рассказе.

Надеть (на) - покрыть себя какой-нибудь одеждой.

Одеть - снабдить одеждой, покрыть кого-нибудь какой-нибудь одеждой.

Оценить (о) - высказать мнение о ценности чего-либо.

Расценить (рас) - установить стоимость чему-нибудь, дать оценку чему-нибудь).

Безвременный (без) - преждевременный.

Вневременный (вне) - не ограниченный рамками времени.


  1. Исходящий контроль.

  1. Безытоговый 1 ы

  2. Небезызвестный 2 ы

  3. Взимать 3 и

  4. Дезинформация 4 и

  5. Предыдущий 5 ы

  6. Обыгранный 6 ы

  7. Фининспектор 7 и

  8. Сверхинтересный 8 и

  9. Разыскать 9 ы

  10. Предыюльский 10 ы

Задание: Прослушайте слова, выберите буквы И или Ы после приставки. Запишите только букву, которую вы вставили.

Проверьте себя по ключу, оцените.


  1. Подведение итогов урока.

Что нового узнали?

Чему научились?

Где пригодиться? (в устной или письменной речи).


  1. Домашнее задание: Упр. 150, 151, теор. материал.


© 2010-2022