Рабочая программа по учебному курсу Поэтический клуб

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1


«Принято»

Руководитель МО

_____________ М.В.Корсакова

Протокол № ___ от

«____»____________2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_____________ Т.П.Ступина

«____»____________2015 г.


«Утверждено»

Директор школы

_____________ Е.В.Михайлова

Приказ № ___ от «___»____2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя русского языка и литературы

Кольцовой

Елены Николаевны

(I квалификационная категория)


по учебному курсу «Поэтический клуб»

6 класс

Базовый уровень


Рецензент - руководитель МО учителей филологии М.В. Корсакова (высшая КК)


2015 - 2016 учебный год



Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана автором с использованием следующей методической литературы:

  1. Шафранская Э.Ф. «Работаем со стихотворным текстом».

  2. Каганович С.Л. «Технология обучения анализу поэтического текста».

  3. Муратова О.П. «Пять минут поэзии».

  1. Общая характеристика курса

Программа учебного курса «Поэтический клуб» предназначена для учащихся 6 класса. Она посвящена одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому восприятию поэтического произведения. Учебный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка.

Учебный курс «Поэтический клуб» научит выразительному чтению стихотворных произведений, углубит представление об анализе лирического произведения и об изобразительно-выразительных средствах языка, так необходимых в поэтической речи. На занятиях учащимся предоставляется возможность погрузиться в волшебный мир поэзии. Данный курс поможет развить творческие возможности детей: они смогут создавать и читать стихи собственного сочинения, выразительно декламировать любимые поэтические произведения.

Цели курса:

  • формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

  • развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст);

  • развитие исследовательских навыков и творческих способностей;

  • воспитание интереса к художественному слову.

2. Место предмета в учебном плане

В части, формируемой участниками образовательных отношений, на программу отведено 17,5 часов.

3. Ценностные ориентиры содержания учебного курса

  1. Художественно-эстетическое и творческое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы навыков создания собственных произведений.

  2. Развитие осмысленной, ясной, грамотной речи. Использовать адекватные языковые средства для выражения своих чувств, мыслей; владеть диалогической и монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка.

  3. Воспитание творческой инициативы школьников, опыта их творческой деятельности.

  4. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Изучение учебного курса в 6 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов

в направлении личностного развития:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (дополнительную литературу, интернет-ресурсы и др.).

в метапредметном направлении:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

в предметном направлении:

1) в познавательной сфере:

• умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• воспитание творческой инициативы.

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• формирование знаний, умений и навыков в области техники речи, орфоэпии;

• развитие навыков самостоятельного творческого образного мышления и культуру речевого общения;

• ознакомление с возможностями различной исполнительской трактовки произведения.

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание курса


Тема 1. Введение (1 час)

Волшебный мир поэзии. Значение поэзии. Эстетическая роль поэзии.

Тема 2. Способы создания художественной выразительности в поэзии (4 часа)

Поэтика художественного произведения, фигуры речи. Роль эпитета и метафоры в создании многозначной образной системы поэтического текста. Учимся видеть сравнения, олицетворения. Выразительное чтение и анализ стихотворений с точки зрения их художественной выразительности. Мастерская поэзии. Создание собственных произведений, используя средства художественной выразительности.

Тема 3. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи (5 часов)

Строфа. Рифмовка. Мужские и женские рифмы. Парная, кольцевая и перекрёстная рифмовка. Стихотворный ритм. Выразительное чтение стихотворений и анализ стихотворений с точки зрения ритма и рифмы. Мастерская поэзии. Создание собственных произведений с использованием разных способов рифмовки.

Тема 4. Звучание стиха (5 часов)

Стопа. Стихотворные размеры. Двусложные размеры (ямб, хорей). Трёхсложные размеры стиха (дактиль, анапест, амфибрахий). Аллитерация и ассонанс как изобразительное средство. Выразительное чтение и анализ любимых поэтических произведений с точки зрения размера стиха. Мастерская поэзии. Создание собственных поэтических произведений разных размеров.

Тема 5. Защита творческих проектов (1 час)






Календарно-тематическое планирование учебного курса «Поэтический клуб» 6 класс
Базовый уровень (17,5 часов, 0,5 часа в неделю)


п/п

Дата

Тема

Вид и тип занятия

Оборудование


УУД

план

факт

Наглядные пособия, ЦОР

ТСО, средства Интернет

1

7.09

Введение (1 час)

Волшебный мир поэзии. Значение поэзии. Эстетическая роль поэзии

Путешествие

Презентация «Значение поэзии»

CD «В мире поэзии»

Романсы на стихи русских поэтов

Компьютер плазменная панель

Личностные: оценивать общечеловеческие и национальные ценности, в том числе уважение к родной литературе.

Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.

Способы создания художественной выразительности в поэзии (4 часа)

2

14.09

Поэтика художественного произведения, фигуры речи

Лекция

Личностные: воспитывать любовь к искусству, развивать эстетический вкус.

Регулятивные: планировать пути достижения цели, устанавливать целевые приоритеты.

Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; уметь находить средства художественной выразительности, выразительно читать стихотворные тексты и производить анализ стихотворений; учиться создавать собственные поэтические тексты.

Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде чем принимать решение.

3

21.09

Роль эпитета и метафоры

в создании многозначной образной системы поэтического текста

Исследование

Презентация «Средства художественной выразительности»

Компьютер плазменная панель

4

28.09

Учимся видеть сравнения, олицетворения

Наблюдение

Словарь лингвистических терминов

5

5.10

Выразительное чтение и анализ стихотворений с точки зрения их художественной выразительности

Практикум

Поэтические тексты

План анализа литературного произведения

6

12.10

Мастерская поэзии. Создание собственных произведений, используя средства художест-венной выразительности

Конкурс чтецов

CD «В мире поэзии»

Компьютер плазменная панель

Рифма и ритм как признаки стихотворной речи (5 часов)

7

19.10

Строфа. Рифмовка. Мужские и женские рифмы

Исследование

CD «Мой Пушкин»

Компьютер плазменная панель

Личностные: иметь выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

Регулятивные: планировать пути достижения цели, устанавливать целевые приоритеты.

Познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя; уметь выразительно читать стихотворные тексты, определять способы рифмовки; учиться создавать собственные поэтические тексты.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для выражения своих чувств, мыслей, владеть устной речью; при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

8

26.10

Парная, кольцевая

и перекрёстная рифмовка

Наблюдение

CD «Энциклопедия русской литературы»

Компьютер плазменная панель

9

9.11

Стихотворный ритм

Консультация

Поэтические тексты

10

16.11

Выразительное чтение стихотворений и анализ стихотворений с точки зрения ритма и рифмы

Практикум

Поэтические тексты

Компьютер плазменная панель

11

23.11

Мастерская поэзии. Создание собственных произведений с использованием разных способов рифмовки

Литературная гостиная

CD «В мире поэзии»

Компьютер плазменная панель

Звучание стиха (5 часов)

12

30.11

Стопа. Стихотворные размеры. Двусложные размеры (ямб, хорей)

Семинар

Презентация «Стихотворные размеры»

Компьютер плазменная панель

Личностные: воспитывать уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.

Регулятивные: осуществлять контроль по результату и по способу действия.

Познавательные: знать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; уметь определять стихотворные размеры; учиться создавать собственные поэтические тексты.

Коммуникативные: владеть диалогической и монологической формой речи; формировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

13

30.11

Трёхсложные размеры стиха (дактиль, анапест, амфибрахий)

Лекция

Поэтические тексты

14

7.12

Аллитерация и ассонанс как изобразительное средство

Исследование

Поэтические тексты

15

14.12

Выразительное чтение и анализ любимых поэтических произведений с точки зрения размера стиха

Практикум

CD «Энциклопедия русской литературы»

Компьютер плазменная панель

16

21.12

Мастерская поэзии. Создание собственных поэтических произведений разных размеров

Мастерская

CD «В мире поэзии»

Компьютер плазменная панель

17


28.12

Защита творческих проектов (1 час)

Конкурс чтецов

Презентации учащихся

Компьютер плазменная панель

Личностные: иметь выраженную устойчивую мотивацию и интерес к учению.

Регулятивные: осуществлять контроль по результату и по способу действия.

Познавательные: уметь демонстрировать свое творчество.

Коммуникативные: владеть устной и письменной речью в соответствии с нормами языка.

18

Резервный урок










Планируемые результаты изучения учебного курса «Поэтический клуб» в 6 классе

Обучающийся научится:

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета;

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

• владеть законами литературных жанров (приключения, фантастика, детектив);

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному;

• сочинять собственный рассказ, опираясь на законы определенного жанра;

• сочинять произведения в жанрах устного народного творчества;

• приобретать опыт нравственно-эстетического поведения;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.

Обучающийся получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

• рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста.



Учебно-методическое и техническое обеспечение курса

1. Список литературы для учащихся

  1. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст. Москва, НПО «Образование от А до Я», 1999.

  2. Штильман С.Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строки. Пособие для учителей и учащихся. Москва, «Школьная пресса», 2002.

  3. Н.А.Шапиро. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы. Серия «Педагогический практикум». Москва, «Первое сентября», 2002.

  4. Лотман Ю. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Москва, «Просвещение», 1988.

  5. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… Вопросы и задания по литературе. 6 класс. М, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996.

  6. Розенталь Д.Е., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.

Список литературы для учителя

  1. Шафранская Э.Ф. Работаем со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников. 2002.

  2. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Материалы к уроку. // Русская словесность. 2003.

  3. Муратова О.П. Пять минут поэзии. // Русская словесность. 2002

  4. Каганович С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2004.

  5. Альбеткова Р.И. От слова - к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность. 2002.

  6. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя. Пособие для учителя. Под ред. М.Л.Семановой. Москва, «Просвещение», 1987.

  7. Перепелкина Н.А. Работа над образными средствами языка на уроках грамматики. // Русский язык в школе. 1999.

  8. Перепёлкина Н.А. Работа с эпитетом как путь к постижению образности художественного текста. // Русский язык в школе.2001.

  9. Розенталь Д.Е., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.

2. Информационно-коммуникативные средства

1. CD «Энциклопедия русской литературы»

2. CD «Мой Пушкин»

3. CD «В мире поэзии»

3. Технические средства

  1. Компьютер

  2. Плазменная панель



РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу учителя русского языка и литературы

МКОУ Хреновская СОШ №1 Кольцовой Е.Н.

по учебному курсу «Поэтический клуб» для 6 класса

Программа учебного курса «Поэтический клуб» является собственной разработкой автора рабочей программы и составлена с использованием следующей методической литературы:

  1. Шафранская Э.Ф. «Работаем со стихотворным текстом».

  2. Каганович С.Л. «Технология обучения анализу поэтического текста».

  3. Муратова О.П. «Пять минут поэзии».

Рабочая программа рассчитана на 17,5 часов. Содержание рабочей программы состоит из нескольких частей: «Способы создания художественной выразительности в поэзии», «Рифма и ритм как признаки стихотворной речи», «Звучание стиха». Она посвящена одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому восприятию поэтического произведения. Учебный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме.

В программе представлены:

- пояснительная записка;

- требования к результатам обучения и освоению содержания курса в направлении личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях;

- содержание программы;

- календарно-тематическое планирование курса, включающее наименование тем, количество часов, отведённых на их изучение, перечень оборудования, необходимого для обеспечения учебного процесса, количество часов, отведённых на проверочные работы и внеучебную деятельность, УУД;

- планируемые результаты изучения учебного курса;

- учебно-методическое и техническое обеспечение курса.

В содержании каждого раздела представлены темы, соответствующие действующим стандартам.

Учитывая оснащённость учебного кабинета, технические средства обучения и наглядность используются в достаточном объёме.

Рецензент: ___________ М.В.Корсакова, руководитель МО учителей филологии

МКОУ Хреновская СОШ №1



© 2010-2022