Проект. «НИТИ-методики преподавания русского языка и культуры речи»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему:

« НИТИ-методики преподавания русского языка и культуры речи»


НИТИ - методика

(новые информационные технологии и Интернет)


Фамилия, имя и отчество автора методики Красильникова Наталья

Александровна

Предмет Русский язык

Класс 5

Название курса Русский язык

Название темы « Фонетика.Обобщение изученного»

Роль и место данной темы в курсе

Школьный курс изучения фонетики тесно связан с морфологией и лексикой. Именно здесь начинается формирование орфографического навыка письма и культуры речи учащихся. Содержание данной темы способствует и умению анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы.

Основные вопросы темы

  1. Фонетика, графика, орфоэпия как разделы науки о языке.

  2. Звуки и буквы.

  3. Ударение в слове.

  4. Фонетический разбор слова.

Перечень уроков по данной теме

  1. «Фонетика как раздел науки о языке».

  2. «Звук как единица языка. Звуки речи».

  3. «Гласные и согласные звуки»

  4. «Ударение в слове».

  5. «Гласные ударные и безударные».

  6. «Согласные твердые и мягкие».

  7. «Согласные звонкие и глухие».

  8. «Графика как раздел науки о языке».

  9. «Алфавит».

  10. «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака».

  11. «Двойная роль букв е, ё, ю, я».

  12. «Орфоэпия как раздел науки о языке».

  13. «Фонетический разбор слова».

  14. «Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме».

  15. «Контроль знаний».

  16. «Урок коррекции».

Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках

Из курса русского языка в 5 классе учащимся известно:

  • различение гласных и согласных звуков;

  • нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков;

  • различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков; различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков;

  • определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный-безударный; согласный твердый-мягкий, парный-непарный; согласный звонкий-глухой, парный-непарный;

  • деление слов на слоги;

  • ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

  • назначение мягкого знака в словах;

  • двойная роль букв е, ё, ю, я;

  • алгоритм фонетического разбора слова.


Перечень вопросов в данной теме:

  • обобщение и систематизация материала как системы знаний по теме «Фонетика»

  • совершенствование коммуникативно-речевых умений;

  • развитие информационных компетентностей.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, Интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств

Для проведения уроков по данной теме благодаря Интернет-ресурсам можно подобрать большой объем интереснейшей информации. У детей формируется умение работать с информацией, повышается интерес к современным компьютерным технологиям, совершенствуются навыки работы с компьютерной техникой, а вместе с тем развивается интерес к изучению русского языка как учебного предмета.

Средства обучения(в том числе технические средства обучения)

Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, документ-камера, принтер, печатные средства (раздаточный материал).

Программные средства

  • Microsoft Word

  • Microsoft Power Point

  • Internet Explorer

  • Google Chrome

Ресурсы Интернет

ru.wikipedia.org

troickoe.siteedit.su

school-collection.edu.ru

slideshare.net

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку

Стандартные программы операционной системы Windows позволяют создать такие материалы к уроку как:

  1. Презентации.

  2. Таблицы.

  3. Практические задания.

  4. Раздаточный материал.

Ожидаемые результаты обучения

Изучив тему «Фонетика» ученики должны:

  • различать звуки речи и буквы;

  • знать правила орфоэпии;

  • уметь проводить фонетический разбор слова;

  • применять знания фонетики, графики, орфоэпии в устной и письменной речи;

  • уметь работать с информацией на различных источниках, в том числе и ПК.


Урок №15 по теме: «Фонетика.Графика.Орфография.Обобщение знаний»

Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)

  1. Компьютеры.

  2. Проектор.

  3. Экран.

  4. Принтер.

  5. Доска.

  6. Таблицы.

  7. Раздаточный материал.

Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств

  • Microsoft Word

  • Microsoft Power Point

  • Internet Explorer

  • Google Chrome

Отличительные особенности («изюминки») данного урока

  1. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

  2. Чередование видов и форм работы на уроке позволяет каждому ребёнку быть успешным на протяжении всего урока.

  3. Повышается интерес к современным компьютерным технологиям.

Работа учителя на уроке

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Мультимедийная презентация «Цветы и звуки» с элементами беседы.

  4. Организует работу в парах - кроссворд.

  5. Проводит игру «Кто быстрее?»

  6. Организует работу по карточкам.

  7. Проводит мониторинг знаний по теме «Фонетика»

  8. Подведение итогов урока.

  9. Информация о домашнем задании.

Описание деятельности детей

  1. Просматривают презентацию и отвечают на вопросы.

  2. Работают в парах, разгадывая кроссворд.

  3. Учащиеся самостоятельно выполняют работу в карточках-заданиях.

  4. Участвуют в игре «Кто быстрее».

  5. Выполняют за компьютерами самостоятельную работу по теме: «Фонетика»

  6. Учащиеся обмениваются информацией, обсуждают результаты.

Вид классной доски

  • Название темы.

  • Домашнее задание.

Что должно появиться в тетрадях учащихся

  • Число, тема урока.

  • Письменное выполнение заданий.


Межпредметные связи на уроке

Интегрированный урок русского языка и информатики, с использованием стандартного программного обеспечения Windows.

Домашнее задание

Подготовить связный рассказ на тему «Что я знаю о фонетике?»

*Подготовить презентацию «В гостях у царицы Фонетики».

Некоторые итоги урока

На данном уроке необходимо, чтобы учащиеся:

  • различали звуки речи и буквы;

  • знали правила орфоэпии;

  • умели проводить фонетический разбор слова;

  • применяли знания фонетики, графики, орфоэпии в устной и письменной речи;

  • умели работать с информацией на различных источниках, в том числе и ПК.

















Проект урока русского языка в 5 классе.

Тема: «Фонетика. Обобщение изученного».

slideshare.net/krasilnikovana/5-16649400



Выполнил проект:

Н.А.Красильникова, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с.Троицкое

Руководитель проекта: Г.В.Швырина, кандидат

педагогических наук,

доцент кафедры педагогики





февраля 2013 года


Интеграция урока русского языка в процессе обучения.

Данный урок русского языка является уроком обобщения и систематизации знаний учащихся 5 класса по теме: «Фонетика. Графика. Орфография». Школьный курс фонетики является одним из главных составляющих в изучении русского языка. К сожалению, уже у учащихся 5 класса наблюдается недостаточный уровень учебной мотивации, отсутствие познавательного интереса к предмету, что в целом снижает восприимчивость учебного материала курса русского языка.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует.

Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе. Применение ИТО позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИТО интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.

Анализ и оценка сложившейся ситуации побудила меня к изучению НИТИ-методик преподавания учебных предметов. Учитывая особенности преподавания предмета в школе, применяю технологии, обеспечивающие реализацию механизма программного обучения с помощью компьютерных программ.

В образовательном процессе сегодня компьютер стал важным средством обучения. Его можно по-разному применять в работе: на уроках, во внеклассной работе по предмету, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д. Можно его использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

В процессе изучения русского языка использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: "Лучший отдых - это смена деятельности". Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале. Возможны следующие формы работы с интерактивной доской:

  • работа с текстом и изображениями;

  • коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;

  • коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ "1С: Репетитор. Русский язык", "Фраза" и др.;

  • коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;

  • создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;

  • демонстрация презентаций, созданных учащимися;

  • использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.

На уроках использую электронные пособия виртуальной школы "Кирилл и Мефодий» . По русскому языку из серии виртуальная школа "Кирилл и Мефодий" для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками использую репетитор. Учебный материал на CD-дисках представлен в конспективном виде с иллюстрациями. Можно подключить или отключить голос диктора. Материал подается небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради. Теоретический материал снабжен задачами для общего обсуждения. Представляют интерес тесты с выбором ответов. На дисках имеются справочники по теоретическому материалу.

Повысить грамотность, развить навыки аналитического мышления учащихся помогает учебное пособие "Страна Лингвиния". Беру из этой программы диктанты, тренинги, электронные статьи из словарей и справочников.

Использование на уроках цифровых ресурсов и программных средств, как

  • Microsoft Word

  • Microsoft Power Point

  • Internet Explorer

  • Google Chrome

  • диск CD "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5-6 класс"и т.д. мотивируют учащихся на познавательную деятельность.

Применение ИТО в системе гуманитарного образования являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.


© 2010-2022