- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока внеклассного чтения по И. Бунину Третий класс
Разработка урока внеклассного чтения по И. Бунину Третий класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бондарева Т.С. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Предмет :ЛИТЕРАТУРА.
Класс: 9 КЛАСС
Урок внеклассного чтения .
Автор урока- Бондарева Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 5 г. Тюмень.
Тема урока: «И.А. Бунин. Мастерство Бунина-прозаика (по рассказу "Третий класс")».
Цели и задачи урока: выявить своеобразие творчества писателя, определить тематику и проблематику ранее неизученного произведения, проанализировать его, создать визуальные образы к рассказу.
Образовательная:
-
расширить представления учеников о личности и творчестве И.А. Бунина;
-
показать особенности творческой индивидуальности писателя;
-
формировать умение работать с художественной и справочной литературой;
-
развивать навыки анализа текста.
Развивающая:
-
формировать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте;
-
формировать практические навыки поиска информации в сети Интернет;
-
формировать навыки создания мультимедийной презентации для предъявления итогового продукта в классе.
Воспитательная:
-
воспитывать нравственным качествам личности: толерантности, человеколюбию,
-
стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность обучающихся;
-
формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе.
Тип урока: обобщение и систематизации изученного.
Вид урока: комбинированный.
Технологии: метод проектов, исследовательская.
Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.
Наглядность урока: презентация, образцы картин импрессионистов ,информационно-справочные материалы.
Основные понятия:
расовая дискриминация, импрессионизм, коллаж
Межпредметные связи :
история, психология, русский язык, география, МХК, технология
Ход урока:
Эпиграф к уроку: «Да, я не посрамил ту
литературу, которую полтораста лет
тому назад начали Карамзин и…Жуковский»
И.А. Бунин
1.Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы завершаем изучение темы «Творчество И.А.Бунина». Урок будет необычным, урок исследования и творчества. Мы впервые попробуем реализовать учебный проект «И.А. Бунин. Мастерство Бунина-прозаика (по рассказу "Третий класс")». Цели и задачи урока (повторить, проанализировать, исследовать, узнать, составить) .
Оценка за урок каждого ученика будет состоять из трех параметров: оценка экспертов- учителей, самооценивания, взаимооценивания в группе.
Задача экспертов : оценить работу группы в конце занятия и за мини-исследовательскую деятельность. Командирам групп нужно заполнить графу «Фамилия ученика».
2. Повторительно - обобщающая беседа.
-Что в биографии писателя поразило вас, запомнилось больше всего? Слайдовое сопровождение.
-Назовите основные темы в творчестве И.А. Бунина.
Основные темы в творчестве И. Бунина - вечные темы: природа, любовь, Родина,
тема уходящего патриархального прошлого России. Тема одиночества явилась составляющей частью философской лирики Бунина.
- Какая тема в цикле рассказов «Темные аллеи»?
-Я предлагаю познакомиться с другой тематикой произведений Бунина.
3. Изучение нового материала . Рассказ «Третий класс» (чтение).
-Сделайте предположение : о чем рассказ? Определите тему и проблему?
Чтение рассказа - 3 минуты.
Что поразило вас в рассказе, может быть, вызвало недоумение?
Подтвердились ваши предположения. Какая тема и проблема подняты автором рассказа? Актуальны ли тема и проблема, поднятые автором, сегодня?
21 марта - Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.
Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году.
- Какое решение проблемы предлагает автор? (ЭТО ПОЗИЦИЯ АВТОРА - пропедевтика подготовки к ГИА и ЕГЭ).
-Так, что такое позиция автора?
4. Исследовательская работа по группам
- Я попробую выдвинуть гипотезу.
Гипотеза:
рассказ Бунина «Третий класс» представляет интерес для историков (изучение отдельных исторических фактов…), лингвистов (определение стилистики языка писателя), психологов (составление психологического портрета автора произведения).
Предлагаю заняться мини-исследованием, чтобы подтвердить или опровергнут гипотезу.
ИСТОРИКИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
-
В какой период жизни писателя было написано произведение?____________________
-
Где в это время был Бунин?___________________________________________________
-
В каком году, каком государстве происходят события, описанные в рассказе? _________________________________________________________________________
-
О каком историческом факте говорится в рассказе?_________________________________________________
Найдите слова подтверждения из текста рассказа. Подготовьте 1-2 минутное сообщение по вопросам.
ПСИХОЛОГИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
Составьте психологический портрет рассказчика, ответив на вопросы:
-
Где находился рассказчик? ______________________________________Какие климатические явления он описывает?______________________________________
-
Какое у него было настроение?_____________________________________________
-
Найдите в тексте часто употребляемые слова, обозначающие цвет. По цвету узнайте психологическое состояние автора.__________________________________ _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
-
Определите: какая черта характера проявляется у рассказчика?______________________________________________________________
Подготовьте 1-2 минутное сообщение по вопросам и заданиям.
ЛИНГВИСТЫ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
-
Определите стиль(_______________________________ ) и тип речи текста (_________________________________).
-
Какие средства выразительности (тропы) использует автор рассказа? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Докажите, что Бунин в совершенстве владел иностранным языком. Укажите: каким._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какие еще он знал языки?____________________________________________________ _____________________________________________________________________________
-
Сравните слова текста со справочным материалом. На что обратили внимание? ___________________________________________________________________________
Подготовьте 1-2 минутное сообщение по вопросам и заданиям.
Информация для учителя и учащихся.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ.
* Любимым занятием Бунина в юности и до последних лет было : по затылку, ногам и рукам определять лицо и весь облик человека.
* Иван Бунин собирал коллекцию фармацевтических флаконов и коробочек, которая заполняла до краев несколько чемоданов.
* Известно, что Бунин отказывался сесть за стол, если оказывался тринадцатым по счету человеком.
* Иван Алексеевич признавался: «У вас есть нелюбимые буквы? Вот я терпеть не могу букву «ф». А меня чуть-чуть не нарекли Филиппом».
* Бунин всегда был в хорошей физической форме, обладал хорошей пластикой: был отличным наездником, на вечеринках танцевал «соло», повергая друзей в изумление.
* У Ивана Алексеевича была богатая мимика и незаурядный актерский талант. Станиславский звал его в художественный театр и предлагал ему роль Гамлета.
-Интересно ли для изучения это произведение? С какого класса вы предложили бы включить в программу этот рассказ? К произведению нужна иллюстрация. Предлагаю : создать иллюстрацию в технике коллаж по направлению в искусстве «Импрессионизм».
5. Творческая работа «Создание иллюстрации к произведению в технике колладж» по группам.
Информация для учителя и учащихся.
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. Изначально этот термин носил несколько пренебрежительный характер и указывал на соответствующее отношение к художникам, писавшим в этой манере.
Новое направление отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий - разновидность голубого, то их число сводится к шести.
Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Заслушивание сообщений - исследований групп учащихся, просмотр работ.
- Наша ли подтверждение выдвинутая гипотеза? Жизнь и творчество Бунина представляет интерес не только людям тех специальностей, о которых мы сегодня говорили, но и для режиссеров. Так, 20 марта в четверг на канале «Россия» будет показан НОВЫЙ документальный фильм режиссера Никиты Михалкова «Легкое дыхание Ивана Бунина».
-
Подведение итогов урока. Оценивание.
Оценка за урок каждого ученика будет состоять из трех параметров: оценка экспертов- учителей, самооценивания, взаимооценивания в группе.
Экспертам нужно выставить оценку группам. Поставьте себе оценку. Командирам нужно оценить работу каждого с учетом мнения других членов группы.
Итак, «нет пророков в своем отечестве»- когда в ноябре 1953 года Бунина не стало, только в советской прессе не было ни одного некролога! Приходят на память строки М.Цветаевой:
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам , как драгоценным винам,
Настанет свой черед…
НАСТАЛ ЧЕРЕД, и сегодня мы говорим: без Бунина нашу литературу представить нельзя. Значение его многогранно.
-Какие открытия вы сделали на уроке?
- Что особенно запомнилось?
4