Конспект по русскому языку на тему Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении.

Подчинительные союзы и союзные слова.

Цель:

1. Углубить понятие о СПП; повторить главные

признаки, по которым выделяется придаточное

предложение; освоить средства связи придаточного предложения

с главным, совершенствуя при этом пунктуационные навыки,

формировать навык использования СПП в речи.

2. Развивать навык работы с текстом.

3. Способствовать воспитанию нравственных качеств личности.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, учебник, тетрадь, словари русского языка

Ход урока:

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошел вам всем.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь!

II Повторение 1. Словарно-орфографическая работа. Используется памятка: (высвечивается на экране)

Слайд №1

Памятка по работе со словом:

Найти слово в орфографическом словаре;

Проговорить его по слогам про себя 3-4 раза;

Проговаривая, записать в свой словарь;

По толковому словарю выяснить значение слова;

Составить с данным словом словосочетание и предложение;

Подобрать синонимы, антонимы, однокоренные слова.

2. Работа с текстом.

Милосердие, приветливость, доброта делает человека

красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой,

становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на

окружающее, грубость и непонимание окружающего - это признак

душевной и духовной слабости, неспособности жить. Человек,

который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает

жить другим. По Д .С. Лихачеву

3. Анализ текста по плану

Слайд №2

План анализа текста

Сформулируйте тему и основную мысль текста;

Укажите стиль и тип речи;

Назовите основной тезис текста;

Объясните пунктуацию;

Обозначьте орфограммы.

III. Актуализация знаний

Работа над темой урока

Задание: сравнить два предложения: (высвечиваются на экране)

Лицо человека часто искажается злобой, становится безобразным.

Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится

Безобразным

.- Отличаются ли эти предложения по смыслу?- А по структуре? Докажите.- Определите тип сложного предложения. Работа по таблице

Постановка учебной цели (самостоятельно обучающимися)

Слайд №3

Признаки СПП

1. Наличие второй грамматической основы

2. Наличие подчинительного союза или союзного слова

3. Возможность постановки вопроса от главного предложения к придаточному

Задание: по опорной схеме подготовить ответ на вопрос «Основные средства связи придаточного предложения с главным. Подобрать примеры.

- В каком стиле вы будете строить свой ответ? Вспомните признаки научного стиля.

Опорная схема Средства связи придаточного предложения с главным.

Слайд №4

Средства связи придаточного преложения с главным

Подчинительные союзы

Союзные слова

Чтобы

Потому что

Будто

Так как

Если

Как будто

Не члены предложения

Который

Кто

Какой

Что

Как

Когда

Члены предложения

По схеме отвечает у доски один ученик.Работа в парах: проговаривание

конспекта друг другу.

Физминутка для глаз.

IV. Закрепление материала

Работа по развитию речи в микрогруппах (3 микрогруппы)

Первая микрогруппа получает карточку с заданием. Каждый

выполняет задание самостоятельно, а затем микрогруппа предлагает лучший вариант.

Задание 1 группе:- Записать предложения в исправленном виде

1. «Герой произведения выступает в защиту народа, которых

он называет умным, добрым».

2. «Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней».

3. «Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить».

4. «Ведь счастья зачастую, где его не ждёшь, оказывается совсем не там».

5. «Я учусь в школе, которое носит имя писателя, который

известен всей стране».

Задание 2 группе.

- Продолжить предложения, используя придаточные. Определить

средства связи придаточного предложения с главным.

1. Природу надо беречь (почему?)

2. Не будешь тужить (при каком условии?)

3. Запоминаются те книги (какие?)

4. На привал лучше расположиться там (где?)

5. Не забывай о том (о чём?)

Примерные ответы ребят 2 группы:

1) Природу надо беречь, потому что она не вечна.

2) Не будешь тужить, если будешь честно жить.

3) Запоминаются те книги, в которых мы находим ответы на

волнующие нас вопросы.

4) На привал лучше расположиться там, где можно развести костер,

не нанося вреда природе.

5) Не забывай о том, что вокруг тебя есть люди, нуждающиеся в

помощи и поддержке.

Задание 3 группе. «Если вы хотите понравиться людям ...

Задание: составить памятку из 4 сложноподчиненных

предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова.

Вот некоторые советы: - чаще улыбайтесь; - искренне интересуйтесь

жизнью других;- умейте выслушать до конца говорящего с вами;-

говорите об интересующем вашего собеседника.

Примерные памятки учащихся

- Если вы хотите понравиться людям, то чаще улыбайтесь.

- Искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди.

- Умейте выслушать до конца того, с кем говорите.

- Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Рефлексия деятельности.

-Что было известным, а что узнали нового?

-Что было самым трудным, а что легким?

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Понравился урок?

Выставление оценок



V. Домашнее задание

Сохранив структуру предложений в тексте Д.С Лихачева о

милосердии, создать собственное рассуждение на эту тему, используя СПП





© 2010-2022