- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по русскому языку на тему Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова
Конспект по русскому языку на тему Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Агузарова С.Б. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении.
Подчинительные союзы и союзные слова.
Цель:
1. Углубить понятие о СПП; повторить главные
признаки, по которым выделяется придаточное
предложение; освоить средства связи придаточного предложения
с главным, совершенствуя при этом пунктуационные навыки,
формировать навык использования СПП в речи.
2. Развивать навык работы с текстом.
3. Способствовать воспитанию нравственных качеств личности.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер, учебник, тетрадь, словари русского языка
Ход урока:
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята!
Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел вам всем.
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь!
II Повторение 1. Словарно-орфографическая работа. Используется памятка: (высвечивается на экране)
Слайд №1
Памятка по работе со словом:
Найти слово в орфографическом словаре;
Проговорить его по слогам про себя 3-4 раза;
Проговаривая, записать в свой словарь;
По толковому словарю выяснить значение слова;
Составить с данным словом словосочетание и предложение;
Подобрать синонимы, антонимы, однокоренные слова.
2. Работа с текстом.
Милосердие, приветливость, доброта делает человека
красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой,
становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на
окружающее, грубость и непонимание окружающего - это признак
душевной и духовной слабости, неспособности жить. Человек,
который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает
жить другим. По Д .С. Лихачеву
3. Анализ текста по плану
Слайд №2
План анализа текста
Сформулируйте тему и основную мысль текста;
Укажите стиль и тип речи;
Назовите основной тезис текста;
Объясните пунктуацию;
Обозначьте орфограммы.
III. Актуализация знаний
Работа над темой урока
Задание: сравнить два предложения: (высвечиваются на экране)
Лицо человека часто искажается злобой, становится безобразным.
Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится
Безобразным
.- Отличаются ли эти предложения по смыслу?- А по структуре? Докажите.- Определите тип сложного предложения. Работа по таблице
Постановка учебной цели (самостоятельно обучающимися)
Слайд №3
Признаки СПП
1. Наличие второй грамматической основы
2. Наличие подчинительного союза или союзного слова
3. Возможность постановки вопроса от главного предложения к придаточному
Задание: по опорной схеме подготовить ответ на вопрос «Основные средства связи придаточного предложения с главным. Подобрать примеры.
- В каком стиле вы будете строить свой ответ? Вспомните признаки научного стиля.
Опорная схема Средства связи придаточного предложения с главным.
Слайд №4
Средства связи придаточного преложения с главным
Подчинительные союзы
Союзные слова
Чтобы
Потому что
Будто
Так как
Если
Как будто
Не члены предложения
Который
Кто
Какой
Что
Как
Когда
Члены предложения
По схеме отвечает у доски один ученик.Работа в парах: проговаривание
конспекта друг другу.
Физминутка для глаз.
IV. Закрепление материала
Работа по развитию речи в микрогруппах (3 микрогруппы)
Первая микрогруппа получает карточку с заданием. Каждый
выполняет задание самостоятельно, а затем микрогруппа предлагает лучший вариант.
Задание 1 группе:- Записать предложения в исправленном виде
1. «Герой произведения выступает в защиту народа, которых
он называет умным, добрым».
2. «Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней».
3. «Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить».
4. «Ведь счастья зачастую, где его не ждёшь, оказывается совсем не там».
5. «Я учусь в школе, которое носит имя писателя, который
известен всей стране».
Задание 2 группе.
- Продолжить предложения, используя придаточные. Определить
средства связи придаточного предложения с главным.
1. Природу надо беречь (почему?)
2. Не будешь тужить (при каком условии?)
3. Запоминаются те книги (какие?)
4. На привал лучше расположиться там (где?)
5. Не забывай о том (о чём?)
Примерные ответы ребят 2 группы:
1) Природу надо беречь, потому что она не вечна.
2) Не будешь тужить, если будешь честно жить.
3) Запоминаются те книги, в которых мы находим ответы на
волнующие нас вопросы.
4) На привал лучше расположиться там, где можно развести костер,
не нанося вреда природе.
5) Не забывай о том, что вокруг тебя есть люди, нуждающиеся в
помощи и поддержке.
Задание 3 группе. «Если вы хотите понравиться людям ...
Задание: составить памятку из 4 сложноподчиненных
предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова.
Вот некоторые советы: - чаще улыбайтесь; - искренне интересуйтесь
жизнью других;- умейте выслушать до конца говорящего с вами;-
говорите об интересующем вашего собеседника.
Примерные памятки учащихся
- Если вы хотите понравиться людям, то чаще улыбайтесь.
- Искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди.
- Умейте выслушать до конца того, с кем говорите.
- Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Рефлексия деятельности.
-Что было известным, а что узнали нового?
-Что было самым трудным, а что легким?
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Понравился урок?
Выставление оценок
V. Домашнее задание
Сохранив структуру предложений в тексте Д.С Лихачева о
милосердии, создать собственное рассуждение на эту тему, используя СПП