- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по русскому языку на тему
Конспект по русскому языку на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернявская Н.А. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
6 класс
Тема: Причастный оборот. Определяемое и зависимое слово. Управление.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, перерабатывать и преобразовывать информацию
из одной формы в другую (ключевые слова, алгоритм, схема), пользоваться навыками аудирования.
М/к: строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, правильно и логично излагать свою точку зрения,
выступать с сообщениями перед коллективом сверстников, вступать в диалог.
Предметные:
ЛР: распознавать причастный оборот, анализировать синтаксические связи между определяемым словом и причастным оборотом,
внутри причастного оборота (согласование, управление).
ЛР: конструировать предложения с причастным оборотом, правильно употреблять причастный оборот в речи (согласовывать с
определяемым словом).
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка.
- Запишите предложения:
1) Его зрение привыкло к полумраку, и он начал различать мутные очертания прибрежных кустов. 2) Сорванная с деревьев листва закружилась в воздухе и поднялась кверху.
- Одинаковую или разную роль выполняет в этих предложениях
союз и?
- Составьте схемы предложений.
- Подчеркните орфограммы в приставках. Какие виды орфограмм
есть в приставках?
- Назовите местоимения, укажите их разряд.
- Назовите причастие. К какому слову оно относится?
- Укажите признаки глагола и прилагательного у этого причастия.
Познавательные УУД
1. Владеть разными видами чтения (изучающим, выборочным, рефлексивным).
2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.
III. Проверка домашнего задания.
1. Ученики читают текст «Весна пришла».
- Какие признаки текста-описания вы знаете? Попробуйте найти
эти признаки.
Коллективно обсуждается, где лучше представлено описание и
почему.
2. Взаимодиктант.
Ученики диктуют друг другу приготовленные дома задания - 1-2
предложения с причастиями (ученики, составлявшие свой текст,
также диктуют 1-2 предложения по своему усмотрению). Каждый из
выполняющих задание указывает признаки прилагательного у причастия.
Взаимоконтроль.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
2. Правильно употреблять слова в практике речевого общения, соблюдая языковые нормы.
3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
ТОУУ
IV. Постановка проблемы урока.
Работа по учебнику: рубрика «Определяем проблему урока».
Ученики сравнивают словосочетания, устанавливают зависимость
между причастием и существительным, формулируют основной вопрос
(проблему) урока и сравнивают с формулировкой страницу 35 учебника.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать задачи урока.
V. Открытие новых знаний.
1. Упр. 471 - наблюдение над графическими обозначениями связи
причастия с именами существительными.
Сначала следует во всех трёх предложениях найти причастие и
существительное, от которого зависит причастие, а затем с предложениями работать отдельно.
Выглянувшее солнце ярко светило поляну.
Выглянувшее из-за туч солнце ярко осветило поляну.
На миг выглянувшее из-за туч солнце ярко осветило лесную поляну.
- В каком предложении само причастие может быть главным словом? (Во втором, третьем.)
- Назовите зависимые от причастия слова во втором предложении, в
третьем предложении.
Далее работа по вопросам к упражнению в учебнике.
Формулирование первого предварительного вывода.
Учитель сообщает, что во втором и третьем предложениях смысловой отрезок называется причастным оборотом.
2. Упр. 473 (стр. 29,36) - чтение текста.
- Сколько в тексте частей?
- Задайте вопрос к каждой части.
- Запишите ключевые слова. (Причастный оборот, смысловой
отрезок, один член предложения.)
- Как вы поняли, что такое определяемое слово? (К которому относится причастие, главное для него.)
- А может ли зависимое слово быть именем существительным?
- Уточните эти понятия с помощью схемы.
- Передайте содержание текста с опорой на схему и ключевые слова.
3. Упр. 474 - проверка понимания.
Ученики записывают в два столбика: с определяемым словом и с зависимым словом при причастии.
Самостоятельная работа (можно в учебнике показать цифрами или
буквами, где при причастии есть определяемое слово, где при причастии есть зависимое слово).
4. Упр. 476 - наблюдение над характером связи в словосочетаниях,
где причастие является зависимым словом и где главным, выявление
известного (вид связи - согласование) и нового, установление признаков этого нового, формулирование второго вывода.
5. Чтение текста (упр.474).
Беседа на осмысление прочитанного:
- Какую новую информацию вы получили?
- Какое слово управляет в приведённых примерах? А какое является управляемым? Как по-другому мы называли его в причастном обороте? (Зависимым.)
- Меняется ли форма существительного при изменении главного
слова?
- Если при существительном есть предлог, как называется такое
управление?
- А если нет предлога?
- Какими ключевыми словами можно дополнить составленный
вами список? (Управление.)
- Составьте схему «Управление как вид подчинительной связи»
УПРАВЛЕНИЕ
падежный вопрос
прич. + сущ. (мест.-сущ)
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Владеть разными видами чтения (изучающим, выборочным, рефлексивным).
2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.
3. Адекватно понимать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (схема, ключевые слова).
Коммуникативные УУД:
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений.
Упр. 475 - развивается умение конструировать причастные обороты, устанавливать тип подчинительной связи в причастном обороте,
графически обозначать определяемое слово и причастный оборот.
Выполняется по образцу с комментированием (два-три примера на
доске).
Упр. 477 - развивается умение конструировать предложения с причастными оборотами, графически обозначать причастный оборот и определяемое слово.
Выполняется в парах. Проверка коллективная.
Упр. 479 - анализ алгоритма нахождения причастного оборота.
Упр. 478 - развивается умение находить в предложении причастный оборот с опорой на алгоритм.
Выполняется сначала устно под руководством учителя, затем письменно самостоятельно.
Познавательные УУД
1. Воспринимать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать их в процессе учебной деятельности.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
3. Преобразовывать информацию и представлять её в разных формах (текст, алгоритм).
VII. Итог урока.
- Сравните записанные вами ключевые слова с ключевыми словами в конце темы.
- Составьте на их основе небольшое сообщение о том, что узнали сегодня на уроке.
- Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
VIII. Домашнее задание.
Упр.480.