Конспект по русскому языку на тему

Конспект по русскому языку на тему: "Причастный оборот. Определяемое и зависимие слово. Управление" по учебнику С.И. Львовой "Русский язык 6 класс".   Тип урока: урок открытия новых знаний. Цели как деятельность учеников. Метапредметные: М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (ключевые слова, алгоритм, схема), пользоваться навыками аудирования. М/к: строить связное монологическое высказывание ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс


Тема: Причастный оборот. Определяемое и зависимое слово. Управление.


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, перерабатывать и преобразовывать информацию

из одной формы в другую (ключевые слова, алгоритм, схема), пользоваться навыками аудирования.

М/к: строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, правильно и логично излагать свою точку зрения,

выступать с сообщениями перед коллективом сверстников, вступать в диалог.

Предметные:

ЛР: распознавать причастный оборот, анализировать синтаксические связи между определяемым словом и причастным оборотом,

внутри причастного оборота (согласование, управление).

ЛР: конструировать предложения с причастным оборотом, правильно употреблять причастный оборот в речи (согласовывать с

определяемым словом).


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Языковая разминка.


- Запишите предложения:

1) Его зрение привыкло к полумраку, и он начал различать мутные очертания прибрежных кустов. 2) Сорванная с деревьев листва закружилась в воздухе и поднялась кверху.

- Одинаковую или разную роль выполняет в этих предложениях

союз и?

- Составьте схемы предложений.

- Подчеркните орфограммы в приставках. Какие виды орфограмм

есть в приставках?

- Назовите местоимения, укажите их разряд.

- Назовите причастие. К какому слову оно относится?

- Укажите признаки глагола и прилагательного у этого причастия.



Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (изучающим, выборочным, рефлексивным).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

III. Проверка домашнего задания.


1. Ученики читают текст «Весна пришла».

- Какие признаки текста-описания вы знаете? Попробуйте найти

эти признаки.

Коллективно обсуждается, где лучше представлено описание и

почему.

2. Взаимодиктант.

Ученики диктуют друг другу приготовленные дома задания - 1-2

предложения с причастиями (ученики, составлявшие свой текст,

также диктуют 1-2 предложения по своему усмотрению). Каждый из

выполняющих задание указывает признаки прилагательного у причастия.

Взаимоконтроль.


Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Правильно употреблять слова в практике речевого общения, соблюдая языковые нормы.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

ТОУУ


IV. Постановка проблемы урока.


Работа по учебнику: рубрика «Определяем проблему урока».

Ученики сравнивают словосочетания, устанавливают зависимость

между причастием и существительным, формулируют основной вопрос

(проблему) урока и сравнивают с формулировкой страницу 35 учебника.


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать задачи урока.

V. Открытие новых знаний.


1. Упр. 471 - наблюдение над графическими обозначениями связи

причастия с именами существительными.

Сначала следует во всех трёх предложениях найти причастие и

существительное, от которого зависит причастие, а затем с предложениями работать отдельно.

Выглянувшее солнце ярко светило поляну.

Выглянувшее из-за туч солнце ярко осветило поляну.

На миг выглянувшее из-за туч солнце ярко осветило лесную поляну.

- В каком предложении само причастие может быть главным словом? (Во втором, третьем.)




- Назовите зависимые от причастия слова во втором предложении, в

третьем предложении.

Далее работа по вопросам к упражнению в учебнике.

Формулирование первого предварительного вывода.

Учитель сообщает, что во втором и третьем предложениях смысловой отрезок называется причастным оборотом.


2. Упр. 473 (стр. 29,36) - чтение текста.

- Сколько в тексте частей?

- Задайте вопрос к каждой части.

- Запишите ключевые слова. (Причастный оборот, смысловой

отрезок, один член предложения.)

- Как вы поняли, что такое определяемое слово? (К которому относится причастие, главное для него.)

- А может ли зависимое слово быть именем существительным?

- Уточните эти понятия с помощью схемы.

- Передайте содержание текста с опорой на схему и ключевые слова.


3. Упр. 474 - проверка понимания.

Ученики записывают в два столбика: с определяемым словом и с зависимым словом при причастии.

Самостоятельная работа (можно в учебнике показать цифрами или

буквами, где при причастии есть определяемое слово, где при причастии есть зависимое слово).


4. Упр. 476 - наблюдение над характером связи в словосочетаниях,

где причастие является зависимым словом и где главным, выявление

известного (вид связи - согласование) и нового, установление признаков этого нового, формулирование второго вывода.



5. Чтение текста (упр.474).

Беседа на осмысление прочитанного:

- Какую новую информацию вы получили?

- Какое слово управляет в приведённых примерах? А какое является управляемым? Как по-другому мы называли его в причастном обороте? (Зависимым.)

- Меняется ли форма существительного при изменении главного

слова?

- Если при существительном есть предлог, как называется такое

управление?

- А если нет предлога?

- Какими ключевыми словами можно дополнить составленный

вами список? (Управление.)

- Составьте схему «Управление как вид подчинительной связи»


УПРАВЛЕНИЕ


падежный вопрос

Конспект по русскому языку на тему:Конспект по русскому языку на тему:Конспект по русскому языку на тему:

Конспект по русскому языку на тему:Конспект по русскому языку на тему:

прич. + сущ. (мест.-сущ)


Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (изучающим, выборочным, рефлексивным).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Адекватно понимать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (схема, ключевые слова).

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений.


Упр. 475 - развивается умение конструировать причастные обороты, устанавливать тип подчинительной связи в причастном обороте,

графически обозначать определяемое слово и причастный оборот.

Выполняется по образцу с комментированием (два-три примера на

доске).



Упр. 477 - развивается умение конструировать предложения с причастными оборотами, графически обозначать причастный оборот и определяемое слово.

Выполняется в парах. Проверка коллективная.

Упр. 479 - анализ алгоритма нахождения причастного оборота.

Упр. 478 - развивается умение находить в предложении причастный оборот с опорой на алгоритм.

Выполняется сначала устно под руководством учителя, затем письменно самостоятельно.


Познавательные УУД

1. Воспринимать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать их в процессе учебной деятельности.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Преобразовывать информацию и представлять её в разных формах (текст, алгоритм).

VII. Итог урока.


- Сравните записанные вами ключевые слова с ключевыми словами в конце темы.

- Составьте на их основе небольшое сообщение о том, что узнали сегодня на уроке.


- Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


ТОУУ

VIII. Домашнее задание.


Упр.480.


© 2010-2022