Статья Развитие драматургии в тридцатых годах 19 века

Литературный процесс первой половины XIX века ­­– очень сложное и интересное явление. С одной стороны – это создание великими писателями великих произведений, с другой – цензура, реакционизм, активный поиск темы и героя, поиски стиля и средств отображения реальности. Драматургия 30-х годов XIX века в России дала мировой культуре такие произведения, как маленькие трагедии Пушкина, ранние драмы Лермонтова и его же «Маскарад». Наконец, к этому периоду относится большинство пьес Гоголя.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стурикова М.В. (Екатеринбург)

Развитие драматургии в 30-х годах XIX века

Литературный процесс первой половины XIX века - очень сложное и интересное явление. С одной стороны - это создание великими писателями великих произведений, с другой - цензура, реакционизм, активный поиск темы и героя, поиски стиля и средств отображения реальности.

Драматургия 30-х годов XIX века в России дала мировой культуре такие произведения, как маленькие трагедии Пушкина, ранние драмы Лермонтова и его же «Маскарад». Наконец, к этому периоду относится большинство пьес Гоголя.

При всей значимости, на театральной сцене той эпохи произведения великих писателей были представлены мало. Одни произведения не пропускала цензура, другие были сложны в исполнении… Но тем не менее, прогрессивная часть театралов (Белинский, Жуковский, Пушкин и многие другие) весьма тепло относилась к творениям людей, ставшими впоследствии классиками русской литературы.

Господствовавший жанр сцены рассматриваемого периода - мелодрама.

Б.В. Нейман так характеризует основной стиль той поры: «… безыдейные и художественно ничтожные пьесы, рассчитанные обычно на вкус нетребовательных зрителей. Их авторы, второстепенные драматурги, мало обеспокоенные вопросом о соответствии пьес действительности, старались лишь воздействовать на чувствительность зрителя, потрясти его. Они избирали сюжеты, изобилующие скоплением различных бед и несчастий, неожиданно и без малейшей естественности постигавших героев»1.

В жанре мелодрамы писал, например, Н. Полевой. Так, в его пьесе «Уголино» настоящий «экшен» - убийства, битвы, месть, предательства, кровь и слезы. Но, при всей патетике и выспренности фраз, экзальтации героев, художественного сопереживания произведение не вызывает.

По словам Гоголя, «главное в мелодраме - оглушить вдруг чем-нибудь зрителей, хотя на одно мгновение… Вся мелодрама состоит из убийств и преступлений, и между тем ни одно не вызывает участия».

В 30-е годы получил известность и Нестор Кукольник (1809 - 1868). Из под пера этого реакционного романтика вышли такие произведения, как «Торквато Тассо» (1833), «Рука всевышнего отечество спасла» (1834) и др. Темы Кукольника - размышления об отчужденности поэзии от проблем современности, противопоставление поэта и толпы, иррациональный мистицизм и слепое верноподданничество монархии.

Огромное место в репертуарах театра 30-х занимал водевиль. Небольшие, обычно одноактные пьесы, не требующие активного сопереживания, изобиловали смешными диалогами, недоразумениями и ситуациями из жизни.

Незамысловатое сценическое действие водевиля построено на занимательной интриге, сочетается с музыкой, пением, танцем.

Отметим, что, несмотря на некоторую несерьезность и мимолетность произведений этого жанра, «элементы водевильного построения сюжета (парадоксальность, стремительность действия, внезапность развязки) оказали влияние на дальнейшее развитие русской литературы и встречаются в сатирических миниатюрах Чехова, Л. Андреева и многих других»2

Надо сказать, что публика очень тепло принимала этот жанр. Среди авторов таких произведений стоит отметить Шаховского, Хмельницкого, Загоскина, Писарева, Д. Ленского. В жанре водевиля пробовали свои силы даже такие гранды, как А. Грибоедов и Н. Некрасов.

Итак, на сцене русского театра первой трети XIX века господствовали переводные и отечественные мелодрамы, водевили, псевдопафосные трагедии Кукольника и Полевого.

Лучшие произведения отечественных драматургов - Фонвизина, Крылова, Грибоедова - оттеснялись со сцены довольно-таки посредственными пьесами. Характерно, что комедия «Горе от ума», допущенная к постановке в 1831 году, на столичной сцене в тот сезон шла только два раза.

1 Б.В. Нейман. История русской литературы XIX века. Под ред. проф. С.М. Петрова. - М., Просвещение, 1973 год. с. 293

2 Словарь литературоведческих терминов. М., Просвещение, 1974.

© 2010-2022