Татья о русском языке на тему Кому нужен этот русский?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кому нужен этот русский?


Как материал словесности, язык славяно-

русский имеет неоспоримое превосходство

перед всеми европейскими…

А.С.Пушкин.

Язык - величайшее достижение человечества, важнейшее средство социализации личности, самый эффективный способ интеграции народов и государств. Вся общественная жизнь приводится в движение и осуществля-ется посредством языка. Подобно реке, то плавно несущей свои воды по гладкой равнине, то низвергающейся бурным потоком в горных ущельях, язык знает и периоды относительного застоя, и ускоренного обновления.

В наше время идёт активный процесс модернизации казахстанского образования и его адаптация в мировом интеграционном пространстве. Поднятие статуса образования в стране на международный уровень будора-жит умы многих людей. Понятно стремление в корне изменить его истлев-шую систему, но и демократические формы устройства общества ставят людей перед необходимостью искусного владения словом. И мы, учителя, сводим курс обучения не только к постижению норм языка, работе над точностью, выразительностью, образностью речи, но и уделяем внимание развитию коммуникативных умений, основным этапам работы над речью. И судьба русского языка - тема, которая не может оставить равнодушным ни одного словесника.

Русский язык, хотя и принадлежит, как родной, только русской нации,

выполняет и функцию межнационального общения, используется в качестве

официального языка в нашей республике и, бесспорно, имеет важное между-

народное значение, так как является одним из распространённых среди язы-

ков, известных на земном шаре.

Современный русский литературный язык - это один из богатейших и

весьма развитых языков мира. Его обширный лексический фонд позволяет не только бесконечно расширять свой собственный словарный запас, но и нахо-

дить то единственно нужное слово, которое необходимо в разнообразных и сложных ситуациях нашей жизни. Справедливо писал М.Горький: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поразительной». У учителя русского языка имеются все возможности воодушевить детей, под-вигвигнуть к наивысшему уровню достижений.

Кому в Казахстане всё же нужен этот русский? Прежде всего тем, для кого он является родным, языком предков, народа. А для других народов он ценен тем, что стал ключом к познанию, науке, мировой литературе, то есть был и остаётся вратами к просвещению, ибо лишь с его помощью можно вку-сить со всей полнотой плоды познания. Современный русский язык стал нужным не только политическим деятелям, литераторам, конструкторам и учёным. С каждым годом расширяются международные торговые и деловые контакты. Не только научные идеи русских, но и художественные творения, добротные товары завоевали признание человечества и нашли спрос на миро-вом рынке. Всё большее количество русских слов становится всеобщим достоянием жителей Земли. По воле истории этот богатейший язык продол-жает своё победоносное шествие по планете. Количество людей, владеющих русским языком, приближается к полумиллиарду. Известный немецкий писатель И.Бехер мудро назвал русский язык тем языком, на котором «исто-рия, будущее человечества обращается ко всем передовым людям мира». Русский язык в данную пору на территории Казахстана, хоть и имеет статус официального, всё же подвергается вытеснению на задворки, чему начало положено в общеобразовательной школе.

Да, сфера применения русского языка стала сужаться в связи с ускоре-нием процесса внедрения государственного языка. Однако русский язык про-должает функционировать во всех сферах общественной и государственной жизни. И несправедливо, конечно, вменять в вину русскому языку незнание молодёжью коренной национальности своего родного языка, любовь к кото-рому они должны были впитать в семье от родителей. А те, в свою очередь, тоже его не знают и разговаривают только по-русски. История сплела судьбы русского и казахского народа, так и судьбы языков неразделимы: учили оба языка наши отцы и деды, учили мы, учат и будут учить наши потомки. Было больше в школах часов русского языка, казахского меньше, сейчас всё наобо-рот. Но немногие казахи заговорили на своём языке. Никакие законы не смо-гут заставить в одно мгновение нас говорить по-казахски, а казахов - забыть русский язык. На каком языке им следует тогда общаться, если они тоже не владеют государственным? Английский в совершенстве не знают даже в правительственных структурах. По крайней мере, я не знаю ни одного пред-приятия у нас, в столице, где бы звучала лишь казахская речь.

Судьбы и роль русского языка меняются на наших глазах. Освободившись от идеологической одномерности и пропагандистских ограничений, русский язык ныне получает возможность полностью раскрыть себя, увереннее слу-жить тем межнациональным задачам, которые поставила перед ним история. Задачи эти будут решаться в условиях, когда высвобождаются новые пласты национальных культур, изменяются наши представления об устройстве мира и о роли разных языков в нём. Однако народы ещё долго будут овладевать мировой технической и гуманитарной культурой через русский язык, и русский язык по-прежнему будет осуществлять связь между народами.

Русский язык в Казахстане используется около 300 лет. Однако раз-

ность в функциональной нагрузке (числе сфер общественной жизни, обслу-живаемой данным языком) при казахско-русском билинвизме - в пользу русского языка, несмотря даже на то, что за годы становления Казахстана как независимого государства значительно изменился коллектив носителей русского языка, ухудшилось качество читаемых или слышимых текстов. В наше время у молодёжи, да и не только у неё, снижается интерес к художест-енной литературе, всё большее место занимает телевидение, интернет, рас-ширяющийся поток англоязычной лексики, сленга. Это активизирует воспри-ятие сиюминутного, исчезают навыки осмысленной творческой работы с художественным текстом. А проводником норм русского языка становятся казахстанские и российские СМИ, которые отнюдь не всегда демонстрируют хорошие речевые образцы. А то и вовсе появилась мысль упростить русское правописание в угоду возрастающей повсеместной безграмотности.

Наблюдается селекция языковых средств. Так, на базе трёх языков: русского, казахского и английского - формируется в республике молодёжный жаргон. В узусе общения молодёжи отмечается большая раскованность, сме-шение стилей, терпимость к нелитературной лексике, что свидетельствует об ужасающем состоянии молодёжной речевой культуры, которая будет прояв-ляться и в будущей сфере их деятельности. Разве такую смену предполагаем увидеть в 2030 году, приближаясь к мировым стандартам? Ведь не лучшим образом уже вот в течение ряда лет казахстанские школьники изучают рус-ский язык, с помощью которого овладевают другими учебными дисциплина-ми, способствующими развитию креативного мышления. Осуществляется тесный контакт с Российским центром науки и культуры, который система-тически привлекает большое количество детей и учителей к участию в прове-дении культурно-просветительских, научных и образовательных мероприя-тий (празднуются Дни славянской письменности и культуры, Дни русского языка, проводятся творческие вечера, посвящённые юбилейным датам рус-ской славистики и литературы, олимпиады по русскому языку, курсы повышения квалификации и др.).

В новых социальных условиях, когда наш век бурлит реформами под стать преобразованиям Петра І, правомерно ли снижать степень овладе-ния языком, являющимся по праву одним из мировых языков? Ведь ещё в ХІ веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищни-цу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои пре-красные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, изба-вя таким образом от медленных усовершенствований времени. Что же каса-ется до изобилия российского языка, то нет такой мысли, которую бы по-русски изъяснить было невозможно. И вот имея во владении такой язык, по крайней мере было бы неразумно отказываться от духовного и исторического опыта народа во всей совокупности его поколений, увлекаться англоманией или дожидаться расцвета агглютинативного казахского языка, переживаю-щего период своего становления.

А ведь чтобы слово приносило радость, надежду, настроило на путь обновления и созидания, надо бы им владеть виртуозно. Без этого немыслима дорога в будущее. И стоит ли искусственно ограничивать использование русского языка, когда практически вся планета говорит на нём без переводчика?!

Учитель русского языка и литературы

школы-гимназии № 3 города Астаны Дубинская В.К.


© 2010-2022