Разработка урока Разносклоняемые и мена существительные (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока Разносклоняемые и мена существительные (6 класс)Урок русского языка в 6 классе


Тема урока: Разносклоняемые имена существительные

Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный метод обучения.

Основные цели:

1) формирование учебно-познавательного интереса к теме урока в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем;

2) создание условий для усвоения новой темы;

3) развитие умения правильного употребления в речи разносклоняемых существительных.

Задачи:

  1. Дидактические:

  • изучить тему «Разносклоняемые имена существительные»;

  • определить опознавательные признаки слов данной группы;

  • выяснить лексические значения разносклоняемых слов;

  • сделать вывод о сфере употребления этих слов.

  1. Развивающие:

  • развивать познавательные процессы обучающихся (мышление, память);

  • способствовать развитию устной и письменной речи детей;

  • развивать орфографическую зоркость;

  1. Воспитательные:

  • содействовать положительной мотивации учебной деятельности осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета;

  • воспитание доброго толерантного отношения к окружающим;

  • формирование умения работать в парах, группах.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Оборудование: презентация, медиа проектор, раздаточный материал, магнитная доска, бумажная аппликация.

Ход урока:

  1. Организационный этап (мотивация и целеполагание):

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть наш урок принесёт вам радость общения и открытия новых знаний. А помощниками вам сегодня будут внимание и смекалка. Как вы считаете, что нужно детям для того чтобы быть умными, знающими, образованными? (нужно уметь размышлять, определять план своих действий, работать вместе с учителем и одноклассниками над темой урока).

  1. Актуализация.

- А тема нашего урока находится в этом конверте. Вы должны сами определить её. Какие-то лепестки, листья с буквами. Ничего не понять. Может быть, мы вместе соберем эту ромашку и посмотрим, что у нас получится.

- Прочитайте слова, которые написаны на лепестках ромашки (дети произносят слова: семя, вымя, пламя, стремя, семя, бремя).

- К какой части речи относятся эти слова? (существительные). Но они не совсем обычные существительные. В чём заключается их особенность? Может быть, наш добрый друг учебник поможет нам. (дети работают с учебником §37, стр. 87).

- Какое название носит эта группа имен существительных? Каковы опознавательные признаки данных слов? (Оканчиваются на -мя, относятся к среднему роду)

- Какое слово из этой группы отсутствует на нашей ромашке? (путь)

- Итак, записываем тему урока: Разносклоняемые существительные. (слайд1,2)

  1. Постановка учебной задачи.

- Подумайте, ребята над тем, какие задачи мы будем вместе решать на нашем уроке. (Мы будем учиться правильно писать и произносить эти слова, Мы должны узнать, почему они разносклоняемые. Мы будем составлять с этими словами предложения, а, может быть, и текст)

  1. Усвоение и закрепление нового материала

- Итак, продолжаем наш урок. У вас на партах лежат таблички. (слайд3) Вам нужно их заполнить и сравнить окончания существительных 2 и 3 склонения с окончаниями разносклоняемых существительных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. (Дети самостоятельно делают вывод о том, что в творительном падеже эти слова имеют окончание второго склонения, а в родительном, дательном, предложном падежах у них окончание 3 склонения).

- Мы работаем в парах. Обращаем внимание на то, что появляется у разносклоняемых существительных в родительном, дательном, предложном падежах. Поменяйтесь табличками, проверьте записи своего соседа по парте. Если у него что-то не так, тактично укажите на это. Проверьте свои работы.(Слайд 4)

  1. Динамическая пауза.

- Устали? Давайте немного отдохнем, а помогут нам в этом наши разносклоняемые существительные.

Имитация движений:

Как мы сеем семена?

Размахиваем знаменем?

Вставляем ногу в стремя?

Отправляемся в путь

На месте шагом марш!

  1. Работа в группах. Постановка учебной задачи.

- Для каждой группы сформирован пакет заданий. Руководители групп зачитывают задания, организуют работу, назначают отвечающего.

1. Пользуясь толковым словарем, объяснить значение слов: бремя, племя, темя, стремя. Составить с этими словами словосочетания. (слайд5)

2. Записать пословицы, вставить пропущенные орфограммы, обозначить суффикс и окончание, у разносклоняемых существительных определить род, падеж, число.

  1. Первичное закрепление.

- Ребята, вы уже убедились в том, что разносклоняемые существительные часто встречаются в пословицах. Но мы можем их найти и в фразеологизмах. Задание: каждому фразеологизму подобрать его значение: под бременем лет - находиться в преклонном возрасте; называть вещи своими именами - говорить правду; зародить семена добра - воспитать положительные качества.(слайд 6 и 7)

- Выполняем еще одну задачу, только она орфографическая: раскрыть скобки поставить существительное в нужную форму.

1. Всякая работа трудна до (время), пока её не полюбишь.

2. Миллионы (семена) летят с деревьев, и немногие из них прорастают.

3. Не дайте погаснуть (пламя).

(Отвечающие в группах комментируют записи.)

- Сегодня мы много работали с пословицами и фразеологизмами, невозможно представить нашу речь без мудрых изречений. Для чего нужны пословицы и фразеологизмы?

  1. Самостоятельная работа. Выполнение творческого задания.

- Написать сочинение-миниатюру по опорным словам: разгораться ярким пламенем, не считаться со временем, собирались у знамени, прикоснуться к темени, прорастить семена, устать от бремени забот. (Зачитывает миниатюры руководитель каждой группы). (слайд8)

  1. Рефлексия

- Ребята, мы хорошо потрудились, выполняли разные виды заданий, а теперь мы сами оценим свою работу:

Разработка урока Разносклоняемые и мена существительные (6 класс)- мне было интересно, я многое узнал, всё понял.

- я многое понял, но у меня есть вопросы.

- мне было скучно на уроке.Разработка урока Разносклоняемые и мена существительные (6 класс)

- В конце нашего урока я хочу вспомнить ещё одну пословицу: «От доброго семени - добрый всход». От того, как выработали на уроке, будет и зависеть добрый результат вашей домашней работы. (Запись домашнего задания: упр. 204). Удачи вам!












Муниципальное образование г. Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№26»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

В 6 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ»





Разработала: Степанова Л.В., учитель высшей категории



Братск - 2013г.

© 2010-2022