- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока Разносклоняемые и мена существительные (6 класс)
Разработка урока Разносклоняемые и мена существительные (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Степанова Л.В. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Разносклоняемые имена существительные
Тип урока: введение нового знания.
Технология: деятельностный метод обучения.
Основные цели:
1) формирование учебно-познавательного интереса к теме урока в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем;
2) создание условий для усвоения новой темы;
3) развитие умения правильного употребления в речи разносклоняемых существительных.
Задачи:
-
Дидактические:
-
изучить тему «Разносклоняемые имена существительные»;
-
определить опознавательные признаки слов данной группы;
-
выяснить лексические значения разносклоняемых слов;
-
сделать вывод о сфере употребления этих слов.
-
Развивающие:
-
развивать познавательные процессы обучающихся (мышление, память);
-
способствовать развитию устной и письменной речи детей;
-
развивать орфографическую зоркость;
-
Воспитательные:
-
содействовать положительной мотивации учебной деятельности осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета;
-
воспитание доброго толерантного отношения к окружающим;
-
формирование умения работать в парах, группах.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Оборудование: презентация, медиа проектор, раздаточный материал, магнитная доска, бумажная аппликация.
Ход урока:
-
Организационный этап (мотивация и целеполагание):
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть наш урок принесёт вам радость общения и открытия новых знаний. А помощниками вам сегодня будут внимание и смекалка. Как вы считаете, что нужно детям для того чтобы быть умными, знающими, образованными? (нужно уметь размышлять, определять план своих действий, работать вместе с учителем и одноклассниками над темой урока).
-
Актуализация.
- А тема нашего урока находится в этом конверте. Вы должны сами определить её. Какие-то лепестки, листья с буквами. Ничего не понять. Может быть, мы вместе соберем эту ромашку и посмотрим, что у нас получится.
- Прочитайте слова, которые написаны на лепестках ромашки (дети произносят слова: семя, вымя, пламя, стремя, семя, бремя).
- К какой части речи относятся эти слова? (существительные). Но они не совсем обычные существительные. В чём заключается их особенность? Может быть, наш добрый друг учебник поможет нам. (дети работают с учебником §37, стр. 87).
- Какое название носит эта группа имен существительных? Каковы опознавательные признаки данных слов? (Оканчиваются на -мя, относятся к среднему роду)
- Какое слово из этой группы отсутствует на нашей ромашке? (путь)
- Итак, записываем тему урока: Разносклоняемые существительные. (слайд1,2)
-
Постановка учебной задачи.
- Подумайте, ребята над тем, какие задачи мы будем вместе решать на нашем уроке. (Мы будем учиться правильно писать и произносить эти слова, Мы должны узнать, почему они разносклоняемые. Мы будем составлять с этими словами предложения, а, может быть, и текст)
-
Усвоение и закрепление нового материала
- Итак, продолжаем наш урок. У вас на партах лежат таблички. (слайд3) Вам нужно их заполнить и сравнить окончания существительных 2 и 3 склонения с окончаниями разносклоняемых существительных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. (Дети самостоятельно делают вывод о том, что в творительном падеже эти слова имеют окончание второго склонения, а в родительном, дательном, предложном падежах у них окончание 3 склонения).
- Мы работаем в парах. Обращаем внимание на то, что появляется у разносклоняемых существительных в родительном, дательном, предложном падежах. Поменяйтесь табличками, проверьте записи своего соседа по парте. Если у него что-то не так, тактично укажите на это. Проверьте свои работы.(Слайд 4)
-
Динамическая пауза.
- Устали? Давайте немного отдохнем, а помогут нам в этом наши разносклоняемые существительные.
Имитация движений:
Как мы сеем семена?
Размахиваем знаменем?
Вставляем ногу в стремя?
Отправляемся в путь
На месте шагом марш!
-
Работа в группах. Постановка учебной задачи.
- Для каждой группы сформирован пакет заданий. Руководители групп зачитывают задания, организуют работу, назначают отвечающего.
1. Пользуясь толковым словарем, объяснить значение слов: бремя, племя, темя, стремя. Составить с этими словами словосочетания. (слайд5)
2. Записать пословицы, вставить пропущенные орфограммы, обозначить суффикс и окончание, у разносклоняемых существительных определить род, падеж, число.
-
Первичное закрепление.
- Ребята, вы уже убедились в том, что разносклоняемые существительные часто встречаются в пословицах. Но мы можем их найти и в фразеологизмах. Задание: каждому фразеологизму подобрать его значение: под бременем лет - находиться в преклонном возрасте; называть вещи своими именами - говорить правду; зародить семена добра - воспитать положительные качества.(слайд 6 и 7)
- Выполняем еще одну задачу, только она орфографическая: раскрыть скобки поставить существительное в нужную форму.
1. Всякая работа трудна до (время), пока её не полюбишь.
2. Миллионы (семена) летят с деревьев, и немногие из них прорастают.
3. Не дайте погаснуть (пламя).
(Отвечающие в группах комментируют записи.)
- Сегодня мы много работали с пословицами и фразеологизмами, невозможно представить нашу речь без мудрых изречений. Для чего нужны пословицы и фразеологизмы?
-
Самостоятельная работа. Выполнение творческого задания.
- Написать сочинение-миниатюру по опорным словам: разгораться ярким пламенем, не считаться со временем, собирались у знамени, прикоснуться к темени, прорастить семена, устать от бремени забот. (Зачитывает миниатюры руководитель каждой группы). (слайд8)
-
Рефлексия
- Ребята, мы хорошо потрудились, выполняли разные виды заданий, а теперь мы сами оценим свою работу:
- мне было интересно, я многое узнал, всё понял.
- я многое понял, но у меня есть вопросы.
- мне было скучно на уроке.
- В конце нашего урока я хочу вспомнить ещё одну пословицу: «От доброго семени - добрый всход». От того, как выработали на уроке, будет и зависеть добрый результат вашей домашней работы. (Запись домашнего задания: упр. 204). Удачи вам!
Муниципальное образование г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№26»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА
В 6 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: «РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ»
Разработала: Степанова Л.В., учитель высшей категории
Братск - 2013г.