Урок литературы «per Aspera ad Astra»

Данный материал поможет учителю креативно освоить с детьми главу «Фаталист» М.Ю. Лермонтова из романа «Герой нашего времени» с связи с понятиями диалектики. Курс  литературы по программе В.Я. Коровиной Тема занятия: «Реr Aspera ad Astra» Тип занятия: Урок построения системы знаний, решения практических, проектных задач (урок общеметодологической направленности) Решаемая методическая проблема:  Средства системно- деятельностного подхода Открытое занятие в 9 классе направлено на формирование субъектной позиции, активного отношения к жизненным поступкам и судьбе в целом на примере произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времен, раскрытия способностей и возможностей личности,  умение организовать свою  деятельность и выполнять предметно-практические действия в  процессе занятия  (выступить с докладом,  смоделировать алгоритм по теме «Случайность - закономерность» и «А это вообще судьба?» Объект проектирования: урок метапредметной направленности на материале литературного произведения Предмет проектирования: ФГОС в условиях системно -  деятельностного подхода средствами инновационных технологий (психофизиологического подхода, позиционного самоопределения, критического мышления и проектирования)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы «per Aspera ad Astra»Урок литературы «per Aspera ad Astra»Урок литературы «per Aspera ad Astra»Урок литературы «per Aspera ad Astra»Урок литературы «per Aspera ad Astra»Урок литературы «per Aspera ad Astra»«Реr Aspera ad Astra» (лат. Через тернии к звездам)

Автор урока: Слесаренко Тамара Геннадьевна, учитель русского языка и литературы школы №143 Советского района г.Красноярска.

Класс: 9 класс

Курс литературы по программе В.Я. Коровиной

Тема занятия: «Реr Aspera ad Astra»

Тип занятия: Урок построения системы знаний, решения практических, проектных задач (урок общеметодологической направленности)

Решаемая методическая проблема: Средства системно- деятельностного подхода

Открытое занятие в 9 классе направлено на формирование субъектной позиции, активного отношения к жизненным поступкам и судьбе в целом на примере произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времен, раскрытия способностей и возможностей личности, умение организовать свою деятельность и выполнять предметно-практические действия в процессе занятия (выступить с докладом, смоделировать алгоритм по теме «Случайность - закономерность» и «А это вообще судьба?»

Объект проектирования: урок метапредметной направленности на материале литературного произведения

Предмет проектирования: ФГОС в условиях системно - деятельностного подхода средствами инновационных технологий (психофизиологического подхода, позиционного самоопределения, критического мышления и проектирования)

Цели педагогические: (обучения, воспитания, психологического развития)

  1. Закрепление каждым учащимся теоретических сведений о случайностях и закономерностях в судьбе, позиции М.Ю.Лермонтова на этот вопрос в главе «Фаталист»;

  2. Формирование надпредметного коммуникативного умения (владение в соответствии с возрастом устной монологической) и совершенствование умений организации индивидуальной, парной и групповой работы, организации деятельности, умения выступления и самопрезентации;

  3. Развитие ряда психологических характеристик личности учащихся: способности говорить о проблемах и трудностях вслух, анализируя причины; произвольного и непроизвольного внимания, зрительной и речеслуховой памяти, связной устной речью, формирование адекватной самооценки и самоактуализации;

  4. Формирование личностной позиции ребёнка по средствам рефлексии и реализации домашнего задания.

Цель деятелъностная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, анализу и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Цель познавательная: определение результативности и эффективности ряда дидактических и методических приемов и технологических операций (насколько эффективно влияет работа в парах, группе, самостоятельно на формирование коммуникативных умений, умения целеполагать, моделировать и программировать результат).

Цели профессионального и личностного саморазвития учителя: освоение и совершенствование с помощью замечаний коллег профессиональной рефлексии.

Цель дидактическая - создать условия для формирования активной жизненной позиции, формирования УУДов через систему анализа и моделирования, по средствам специально организованной творчески-активной среды, инициирующей и развивающей детские действия.

Результаты:

формируемые УУДы:

Регулятивные универсальные учебные действия - целеполагание, анализ, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция, проектирование.

Познавательные универсальные учебные действия - общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач;структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково- символические действия - моделирование. Логические универсальные действия: анализ и синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Постановка и решение проблемы - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, целеполагание собственной стратегии жизненного самоопределения (постановка цели).

Коммуникативные универсальные учебные действия - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Используемые педагогические технологии (системно - деятельностный подход; элементы КСО, ИДО, критического мышления, проектирование, здоровьесберегающие технологии, технология школы социализации), приемы: самостоятельная, парная, групповая работа, выполнение дифференцированных заданий группой , устный ответ, презентация работы у доски, индивидуальная).

Продолжительность урока: 30 мин.

Оборудование: «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, компьютер, проектор, доска, листы А2, фломастеры, выделители, картинки, открытки.

Быть или не быть…

Вот в чем вопрос.

Достойно ли смиряться под ударами судьбы?

Иль стоит оказать сопротивленье?

У. Шекспир «Гамлет»

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Результаты этапа

I. Организационный этап. Мотивация.

(1 мин)

Оборудование:

Картинки на столе у входа, доска или экран + презентация с эпиграфом

Цель - проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе.

На входе каждый ученик выберет себе картинку, которая ему больше понравилась из предложенных (с целью бессознательного позиционирования себя: аудиал- «рупор», визуал - «дом, облака», кинестетик - «орел, палитра, 2 руки»)

Приветственное слово учителя (эмоциональный настрой класса).

Ребята, сегодня очень странный день, очень страшный. Вам страшно?

Мне тоже! Давайте вместе расслабимся, улыбнемся друг другу, снимем напряжение глубоким вдохом и медленным выдохом.

А как вы думаете, случайно, что мы с вами здесь встретились или нет? …..

Так это случайность или закономерность?...

Чтение эпиграфа к уроку:

Быть или не быть…

Вот в чем вопрос.

Достойно ли смиряться под ударами судьбы?

Иль стоит оказать сопротивленье?

Кстати, а что такое судьба?







Дети отвечают.

Переход к проблематизации.

Ответы учащихся.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

установление эмоционального контакта, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и личностной проблематизации.

II. Актуализация знаний учащихся.

(5 мин+ 2.35 мин.)



Оборудование:

Видеофрагмент, колонки, мел*, доска,





Цель - Проблематизация, целеполагание.

Я предлагаю Вам посмотреть видеоотрывок передачи «Теория невероятности» Анны Терехиной (просмотр отрывка с 0 - 2.35 минуту)

О чем подумали?? (с одной стороны…., а с другой….= ПРОБЛЕМА)

В чем???

Тема урока тогда? (ЧТО?)

(КАК? )Как можно решить? С помощью чего?

Чему мы должны научиться?

Что должны узнать и сделать к концу занятия?

Какие задачи вы себе поставите на урок?

Молодцы.



Все согласны?

Как будем работать? (самостоятельно, в парах, в группах)

А найти свою группу вам помогут выбранные вами картинки (формирование 3х групп: аудиалы, визуалы, кинестетики).



Проблематизация



Определение темы урока.

Постановка задач:

  • Определить понятия судьба, используя источники информации;

  • Разработать алгоритм работы по определению «Случайность- закономерность»;

  • Создать модель «Случайность- закономерность»;

  • Проверить эффективность алгоритма и модели на примере художественного произведения;

  • Написать творческую работу (стихотворение, синквейн и т.п.) по теме урока

  • Рассмотреть примеры из жизни;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

умение отвечать на поставленные вопросы,

умение слушать и понимать других.

Регулятивные: целеполагание, умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные: жизненное и личностное самоопределение.

Результатом данного этапа является проблематизация и выявление индивидуальных дефицитов, постановка задач и самоопределение стратегии дальнейшего проявления на уроке встраивание себя (позиционирование) в творческий процесс.

Уровень «знания».

III. Работа в группах.

(с 5 до 7 минут)

Позиционное самоопределение (групповое и индивидуальное).



  1. Тезис

  2. Понятие

  3. Апологет (способ)

  4. Схема (модель)

  5. Поэзия

  6. Практика

Оборудование: тексты для работы, задания в группы, картинки (облака, лестница, дерево, дом на столах), бумага А2,3?, выделители, фломастеры, скотч, черновики

Защита групповой работы 5 минут.

На слайде проецируется алгоритм работы, соотносится с детским вариантом





На слайде проецируется алгоритм работы, соотносится с детским вариантом

И его модельное воспроизведение последовательно.

3 минуты

Работа индивидуально и в группе.

Цель - развитие речи, умения анализировать, проектировать, выражать свои мысли, слушать и дополнять ответ товарища.

Итак, смысл следующей работы состоит в том, чтобы реализовать первую задачу, а значит расширить круг незнания понятий (случайности и закономерности) с разных сторон: тезис, понятие, способ определения, модель определения и в конце урока - творческого взрыва эмоций по поводу…

Итак, время работы с источником - 5 минут.

Задания для групп напечатаны на обороте той фигуры, которую они выбрали:

  1. Изучите предложенный текст. Напишите на облачках, лежащих на столе основные понятия нашей темы урока;

  2. Изучите предложенный текст. Напишите основной тезис в домике нашей темы урока;

  3. Изучите предложенный текст. Создайте алгоритм работы по определению понятий (случайность- закономерность) на лестнице;

  4. Изучите предложенный текст. Предложите модель понятий «случайность- закономерность» на дереве;

  5. Изучите предложенный текст. Рассмотрите примеры из текста, применяя материал диалектики.

1 Группа

ТЕЗИС

ПОНЯТИЕ

2 группа

АПОЛОГЕТ

3 группа

СХЕМА

(модель)

4 группа

ПОЭТ

СИМВОЛ

5 группа

ПРАКТИКА

Договоритесь, кто будет выступать от вашей группы у доски, защищать работу.

Итак, результат нашей работы налицо:

Кто не согласен? Почему?

Как можно было?

Ваши предложения?

Давайте проверим на практике художественного текста и поможет нам в этом……



Работает наш алгоритм?

Модель верно составлена?

Значит нужно закрепить!

И???

Что же станет следующим этапом работы?



2. При столкновении внутренней потребности казака «крушить все подряд, когда напьется чихиря» и внутренней потребности Вулича обдумать все случившееся вечером в одиночестве побудило его идти именно той дорогой и спросить казака, «что он ищет», поскольку был рассеян и не мог анализировать повлекло закономерность- казак раррубил Вулича. Это не судьба, не случайность, а закономерность! Пересечение двух внутренних потребностей!!!

3. При столкновении внутренней потребности Вулича- быть в том состоянии, в каком он лежал после убийтва, сталкивается с внутренней потребностью испытать судьбу уже самого Печорина, но он делает это очень странно: анализ ситуации, люди у двери, привлекающие внимание и неожиданный поворот событий- «судьба испытана»! А вот судьба ли?? Точный расчет и анализ!!! Проверка Печорина- не судьба, а закономерность!, причем точно просчитанная.

Дети работают в микрогруппах, анализируют и моделируют вариант текста с учетом выявленных пробелов в умениях; проектируют кейс-пакет и буклет по заданным темам.







Дети защищают свою работу



  • Тезис

  • Понятие

  • Апологет (способ)

  • Схема (модель)



.

Глава «Фаталист» М.Ю.Лермонтова

(Рассмотрение случая Вулич и пистолет).- защита работы группы «Практика»

(При столкновении двух позиций: Вулича и его внутренней потребности испытать судьбу и механической внешней потребности пистолета промахнуться, «эти азиатские пистолеты часто дают осечки» не возникает точки пересечения, а значит это случайность- судьба)

Пистолет

Вулич

Рассмотрение еще двух случаев в произведении:

2. Вулич и казак;

Закономерность

Закономерность

Точный расчет!!!3. Казак и Печорин.

Личностные: умение нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные общеучебные: рефлексия способов и условий действия.

Результатом этого этапа является выполнение творческих заданий, их презентация. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего этапа. Уровень «понимания», «применения», «анализа», «синтеза» , «оценки».


VII. Рефлексивный этап.



Оборудование:

Компьютер, колонки, звездочки, открытки, телефон.

















1 мин. 35 сек.

Цель - подведение итогов, формирование умения анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

- Конечно, но прежде посмотрите на результаты нашей совместной работы в течение урока….

Так к какому выводу нас приводит М.Ю. Лермонтов?

Вы согласны?

А значит мы - творцы своей судьбы, и наше будущее в наших руках, а значит какую цель мы себе поставим, к той и будем идти, прокладывая путь день за днем, час за часом, поступок за поступком… и если мы в течение дня ничего не сделали, чтобы приблизить свою цель, значит этот день прожит бессмысленно.

И легко ли будет или тяжело зависит от того пути, который вы себе проложите, но!!!

(открывается моя тема урока)

Вы обязательно придете через тернии к звездам! «РеrAspera ad Astra»

А, может быть, вы сможете привести примеры из жизни, подтверждающие мысль М.Ю.Лермонтова.

Ваше впечатление о нашей работе: выскажите свои мысли по поводу.. Эмоции…

Все ли мы сделали, что планировали?

Комфортно ли вам было?

В конце урока я прошу Вас прикрепить на доску, выбранную вами картинку, в любое понравившееся место. (Психологическая рефлексия картинки, которая получилась на доске ) и пожелание:

Сейчас я прошу вас сесть поудобнее, закрыть глазки, (звучит музыка Ennio Marricone), настроиться на позитивный лад, подумать о себе, своей цели… попробуйте дотянуться до своей цели… и взять ее в руки. Посмотрите какая она … какие чувства она у вас вызывает? … ВАША ЦЕЛЬ ТЕПЕРЬ У ВАС В РУКАХ!!! Откройте глаза и возьмите свою звезду!

Просмотр видеофрагмента из «Теории невероятности» Анны Терехиной (с 37.01 по 38.36 минуту)

Звонок телефона - от «Путина». Учитель вслух «в процессе разговора» благодарит детей за работу на уроке.

Поблагодарите и вы друг друга аплодисментами, а я

предлагаю погадать: вытяните открытку и осмыслите афоризм в отношении вашей цели. ..

Все случайное- не случайно!!!

Домашнее задание выдается на отдельных листах в зависимости от количества оставшегося или нет времени.

Наша судьба в наших руках!!!

Это - итог умственных логических построений и в наших силах решить: что с ней делать и куда ее повернуть!





Приводят примеры из жизни, рассуждают, доказывают свою точку зрения.

Группа поэты зачитывает свои результат работы (Возможно, синквейн или хокку, или…..)

Познавательные общеучебные: рефлексия способов и условий действия. Оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, оценка.

Личностные: смыслообразование.

Результат данного этапа - соотнесение полученного результата с поставленной целью, умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности (саморефлексия)

Дальнейшее жизненное целеполагание


Домашнее задание (на выбор).

Заполните таблицу, размышляя над своим характером.

  1. В каждом из нас есть такие черты, которые нам мешают или помогают строить свою судьбу, свою мечту. Напишите ее в последнюю колонку. Первые две колонки заполните, размышляя над собой.(Самовоспитание- то, чего нет, но нужно, чтобы реализовать свою мечту, судьбу. Самосовершенствование- то, что есть, но развито в недостаточной мере и нуждается в коррекции и совершенствовании самим). В скобочках пометьте, как вы этого будете достигать рядом с каждым написанным тезисом

Самовоспитание

Самосовершенствование

Моя мечта, которую Я САМ

сделаю своей судьбой.







  1. Напишите эссе о том, какую «судьбу» вы хотите себе? В чем вы видите ее предназначение? От чего она будет зависеть? Что необходимо сделать? Кто будет это делать? Проработайте свой образ в деталях.



  1. Каждый из вас мечтает о чем-то… мечтает достичь звезд в карьере, семье, бизнесе… чтобы этого достичь, нужно стремиться, нужно «строить свою судьбу» лесенка за лесенкой… напишите план действий (проект с реальной целью), в котором бы было конкретно видно, что нужно последовательно делать, чтобы достичь своей цели (судьбы, о которой мечтаешь)?



  1. Напишите сочинение - рассуждение о том, как вы понимаете слова В. Соловьева «Источник всех действий человека есть его воля».



ДИАЛЕКТИКА (греч. - искусство вести беседу)- теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления .

Основные диалектические категории:

  • содержание и форма;

  • причина и следствие;

  • возможность и действительность;

  • случайность и необходимость и т.д.

Случайность и необходимость.

Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление об обусловленности и зависимости явлений.

При определенных условиях необходимость - способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется часто только одна возможность, превращающаяся в действительность. (Один выход!)

Необходимость выражается главными, регулярными причинами процесса, полностью ими обусловлена и характеризуется часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя - только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления.

Случайность - отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них. (Могло быть и по - другому, но…!)

Случайность тоже причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в результате действия нерегулярных, непостоянных, незначительных причин.

Произошедшее событие - пересечение комплекса причин (внутренних, существенных или внешних, несущественных). При столкновении двух необходимостей, обусловленных всем предшествующим ходом развития явлений, проявляется закономерность развития событий, естественность.

При столкновении двух внешних, единичных, незначительных причин (или внешних причин и внутренних необходимостей, потребностей) имеет место быть случайность.

Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы, закономерности на одном уровне, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе связей.

ДИАЛЕКТИКА (греч. - искусство вести беседу)- теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления .

Основные диалектические категории:

  • содержание и форма;

  • причина и следствие;

  • возможность и действительность;

  • случайность и необходимость и т.д.

Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, а форма есть способ его выражения.

Причина и следствие - категории, отображающие взаимодействие явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает за собой другое явление, называемое следствием.

Возможность и действительность - категории диалектики, отражающие две ступени развития каждого предмета или явления в природе. Возможность - тенденция, возникающая на основе той или иной закономерности развития предмета. Действительность - единство закономерности во взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

Случайность и необходимость. Необходимость - способ превращения возможности в действительность, исходящая из внутренних потребностей. Случайность - способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них.

Синквейн:

1 строка - 1 существительное, называющее предмет или явление;

2 строка - 2 прилагательных, описывающих предмет или явление;

3 строка - 3 глагола, называющих важнейшие действия предмета или характеризующих явление;

4 строка - фраза из 4 слов или афоризм, показывающие отношение к предмету или явлению;

5 строка - 1 слово, характеризующее суть предмета или явления

Задания группам:

  1. Изучите предложенный текст.

Напишите на облачках, лежащих на столе основные понятия нашей темы урока;


  1. Изучите предложенный текст.

Напишите основной тезис в домике нашей темы урока;


  1. Изучите предложенный текст.

Создайте алгоритм работы по определению понятий (случайность- закономерность) на лестнице;


  1. Изучите предложенный текст.

Предложите модель понятий «случайность - закономерность» на дереве;


  1. Изучите предложенный текст.

Рассмотрите примеры из текста «Герой нашего времени».

Глава «Фаталист», применяя материал диалектики.



© 2010-2022