Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе по теме «Слово и его составляющие»

Вниманию учителей-словесников предлагается разработка внеклассного мероприятия «Лингвистический турнир» в 5 классе по теме «Слово и его составляющие». Это занятие целесообразно провести после изучения тем «Фонетика», «Морфемика», «Словообразование». В игровой форме учащиеся вспоминают звуковой состав слова, морфемы, способы словообразования, развивают творческие способности, монологическую речь, учатся работать в команде,  Задания предусмотрены не только для команд, но и для болельщиков, что поз...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Конаково Тверской области.

















Методическая разработка внеклассного мероприятия

по русскому языку в 5 классе.

Лингвистический турнир

по теме «Слово и его составляющие».










Учитель русского языка и литературы

Слатинская Елена Валентиновна.













2014-2015

Пояснительная записка.


Данная методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе является лишь малой частью огромного труда, затрагивающего одну из важнейших и актуальных проблем - как научить ребенка учиться, как заинтересовать его своим предметом, чтобы образовательный процесс был для него осознанным, интересным, продуктивным, но не принудительным. Предназначается разработка для учителей-филологов. Цель - поделиться своей методикой проведения внеклассного мероприятия по русскому языку с коллегами, предложить игровой вид работы, активизирующий познавательную деятельность учащихся.

Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован.

Конечно, внеклассная работа по русскому языку должна базироваться на игровых формах.

Особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Лучший способ организовать внимание подростка связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

Итак, игра -

  • эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

  • правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

  • игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

  • игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

  • в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Программа предусматривает 6 часов русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Вниманию учителей-словесников предлагается разработка «Лингвистического турнира» в 5 классе по теме «Слово и его составляющие». Это внеклассное занятие целесообразно провести после изучения тем «Фонетика», «Морфемика», «Словообразование».

Цель внеклассного занятия:

  1. активизировать умственную деятельность учащихся в лингвистическом аспекте;

  2. посредством игры развивать интерес у учащихся к русскому языку и литературе;

  3. воспитывать чувство уважения к родному языку;

  4. формировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенции;

  5. овладение нормами русского литературного языка;

  6. обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной или письменной форме.

Задачи внеклассного занятия:

  1. повторить и закрепить знания, умения и навыки по темам «Фонетика», «Морфемика», «Словообразование»;

  2. развить посредством игры интереса у учащихся к русскому языку;

  3. расширить словарный запас,

  4. развивать фонематический слух,

  5. понимать смысло-различительную функцию звука и буквы,

  6. развивать логическое мышление;

  7. формировать процесс словоизменения и словообразования,

  8. закрепить фонетический, морфемный и словообразовательный разбор слов;

  9. воспитывать чувство товарищества, дружбы, взаимовыручки.

Оформление: плакат с высказываниями о русском языке («Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов» К. Паустовский; «Берегите наш язык,…» И.С.Тургенев), плакат о корне как основе жизни (в центре плаката слово корень, от него в разные стороны стрелки к изображениям дерева, гриба, цветка, семьи).

Оборудование: раздаточный материал - карточки с заданием, фонозапись музыки Г.Свиридова «Метель», сюжетные юмористические картинки для творческого задания

Ход урока: 1. Сообщение темы и цели урока. Представление жюри.

Рассказ о правилах проведения турнира. Класс поделён на две команды. 5 человек от каждой команды работают у доски, остальные помогают им, набирая дополнительные баллы.

2. Вводное слово учителя о русском языке. Работа с высказываниями о русском языке.

- Как вы поняли эти высказывания?

3. Приветствие команд.

4. «Фонетический поединок».

1) Фонетическая разминка.

Задание командам у доски.

Используя звуки, написанные на доске, составьте 5 слов.

1 команда: [А], [О], [Б], [В], [Г], [Л]. Уместны ли здесь слова: гол, влага, Галя, боль?

2 команда: [А], [О], [Д], [Л], [З], [С]. Уместны ли здесь слова: сядь, дол, зал, доля?

Задание болельщикам.

Прочитайте слово, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы вместе получились из слова:

  1. ток - домашнее животное

  2. люк - большой мешок

  3. шей - просьба есть что-либо

  4. ропот - инструмент

  5. лещ - узкое отверстие

  6. лей - дерево

  7. парк - морской рак

  8. шёл - неправда

Итоги фонетической разминки.

2) Фонетический разбор.

Задание командам

1 команда - якорь

2 команда - июль

Задание капитанам.

Прочитать слова в соответствии с нормами произношения.

Капитан 1 команды - конечно, копеечный, приговор, творог, свёкла, музей, позвонит, трудна, трудны, Кузьминична.

Капитан 2 команды - скворечник, чтобы, столяр, засуха, статуя, шинель, опека, щавель, проста, просто, просты, Фоминична.

Задание болельщикам.

Сколько звуков в словах? Объяснить почему.

  1. ел - ель

  2. даль - дал

  3. съел - сел

  4. ямка - лямка

  5. уголь - угол

  6. лью - люк

Итоги фонетического поединка.

5. Поэтическая пауза.

Слово многогранно. Сколько фонетических процессов происходит в нём! Это показывает нам, как слово превращается в ёмкий образ, который используют наши поэты, писатели. Если художник рисует картину красками, то поэты и писатели - словом.

Звучит стихотворение А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» на фоне музыки Г.Свиридова «Метель».

Слово учителя. Сопровождала стихотворение музыка Г.Свиридова «Метель», которая была написана под воздействием впечатлений от повести А.С.Пушкина «Метель». И А.С.Пушкин, и Г.Свиридов рисуют одну и ту же картину зимы, но способы изображения разные: словесный и музыкальный.

- Какую картину зимы вы представили?

6. «Словообразовательный бой».

Всё живое не может существовать без корня (работа с плакатом о корне). Корень - стержень слова. А как появляются однокоренные слова? Эту проблему изучают учёные-лингвисты и их труды выливаются в разные словообразовательные словари. Например, «Школьный словарь строения слов» З.А.Потиха. Из чего же состоят слова?

1 задание командам.

Разбор слова по составу.

1 команда - подлесок, красноватый, ленточка, перелётные, медвежонок.

2 команда - подземный, сумочка, стройка, желтоватый, пришкольный.

1 задание болельщикам.

«Кросс-вопрос» по составу слова (одна группа поддержки задаёт вопрос по теме другой команде и наоборот).

1 команда: Что такое корень?

2 команда: Что такое суффикс?

1 команда: Что такое приставка?

2 команда: Что такое окончание?

1 команда: Что такое основа слова?

2 команда: Приведите примеры слов, у которых основа слова равна корню.

2 задание командам.

В каждой тройке слов найти по два однокоренных слова. В чём отличие одинаковых по написанию корней?

1 команда: а) смешить, смешанный, смешать.

б) пара, парный, паровой.

в) проводы, подводный, водить.

г) горевать, подгоревший, гореть.

2 команда: а) носильщик, носатый, поднос.

б) лето, летний, лететь.

в) чертёнок, чертить, чертёж.

г) искупать, покупка, купальник.

2 задание болельщикам.

Записать однокоренные слова с корнем:

1 команда: -сказ-

2 команда: - стрел-

При помощи каких частей слова образуются новые однокоренные слова?

Подведение итогов словообразовательного боя.

6. «Состязание смекалистых».

Задание командам

Из букв составить слово, связанное с русским языком, дать определение этому слову.

1 команда: о, т, к, а, ф, е, н, и.

2 команда: о, м, а, м, и, р, е, ф, к.

Задание болельщикам.

«Хитрые вопросы».

  1. Сколько в букв в азбуке? (6 букв).

  2. В каком слове из пяти букв насчитывается 5 о. (опять)

  3. В каком слове находится семь букв я? (семья)

  4. Чем заканчивается день и ночь? (ь)

  5. В каком слове 40 а? (сорока)

  6. Половина какой буквы даёт название воинской части? (полк)

  7. Что находится между берегом и рекой? (и)

  8. Каким гребнем не расчешешь головы? (петушиным)

  9. Какие ворота находятся в поле( (футбольные)

  10. Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного)

Подведение итогов «Состязания смекалистых».

8. «Творческий ринг».

Задание командам: составить рассказ по сюжетным картинкам.

Задание болельщикам: по ребусу отгадать слово и составить сказку, где главным действующим лицом будет отгаданное слово.

Подведение итогов «Творческого ринга», всего «Лингвистического турнира». Награждение победителей.

Использованная литература

1. Баранова М. «Методика преподавания русского языка в школе» М: Просвещение, 2000.

2. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 1963. С. 5 - 138.

3. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.

4. Л.Т.Григорян "Язык мой - друг мой". 1984.

5. Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973. С. 17 - 32.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение, 1983. С. 5 - 79.

7. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.


© 2010-2022