Разработка урока «Понятие о прилагательном. Роль прилагательных в речи». П

Данный урок - первый урок изучения темы «Прилагательное». Это не новая часть речи для детей. Они изучали ее в начальной школе, повторяли в пятом классе. Учащиеся хорошо знают общие грамматические, морфологические и синтаксические признаки прилагательных. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам темы, а самое главное - эмоционально воздействовать на сознание учащихся, повысить их интерес к изучаемой части речи.  При разработке данного урока были учтены следующие особенности:  - ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Понятие о прилагательном. Роль прилагательных в речи».



Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: урок-исследование.

Технология: Элементы технологии развивающего обучения.

Цели: активизировать ранее усвоенные знания обучающихся о прилагательном как части речи; показать роль этой морфологической категории в речи.

Знать: морфологические и синтаксические признаки прилагательных, синонимы, антонимы, паронимы, основные признаки текста, изобразительно-выразительные средства языка.

Уметь: правильно использовать прилагательные в речи, конструировать словосочетания с прилагательными; определять тему, основную мысль текста, тип речи и стиль речи, находить изобразительно-выразительные средства языка в художественном тексте.

Попутное повторение: правописание гласных после шипящих в корне слова и в окончании, правописание окончаний прилагательных, фонетический, морфемный, синтаксический разбор.

Оборудование: карточки с текстом, толковый словарь С.И.Ожегова.

Ход урока.

1.Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Вступительное слово учителя.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

- Вам нравится это стихотворение?

- Кто его автор?

- Что вы «увидели», прослушав эти строки?

- Благодаря чему мы представили себе эту чудесную картину?

- Действительно, в этом отрывке много ярких, выразительных прилагательных. И именно об имени прилагательном пойдет речь на нашем уроке. Откройте тетради и запишите тему урока.

- Итак, мы вспомним сведения о прилагательном как части речи, а самое главное - постараемся выяснить, какую роль играют прилагательные в нашей речи.

3. Основная часть урока.

1) Актуализация опорных знаний. Беседа.

- Ребята, а имя прилагательное - это новая для вас часть речи?

- А что вы помните об имени прилагательном?

- Прилагательное, приложить, приложение… Сопоставьте эти слова. На что намекает название рассматриваемой части речи? Да, прилагательное должно к чему-либо прилагаться, присоединяться.

- К словам какой части речи присоединяется прилагательное? Ответить на этот вопрос нетрудно. Посмотрите на любой предмет в нашем кабинете, например, на стол. Что вы можете сказать о нем? Какой он? Письменный, учительский, большой. Какой вывод можно сделать? Прилагательные сочетаются с существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

2) Создание мотивации обучения.

- Поразмышляем о прилагательных в речи. Можно ли обойтись без прилагательных? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним упражнение 259.

- Прочитаем задание (пояснить задание). Выполнять работу будем по рядам.

- Проверка работы.

- Какой вывод можно сделать? Прилагательные помогают выделить нужный предмет из ряда одинаковых.

- Обратите внимание, что в некоторых словах выделены орфограммы. Прокомментируйте орфограммы в словах «карандашом» и «на улице». Выпишем эти слова. (Один ученик работает у доски).

- Что обозначает цифра 1 над словом «платье»? Одинаково ли количество букв и звуков в этом слове?

3) Работа с синонимами. Творческое задание.

- Итак, мы сказали, что прилагательные помогают выделить нужный предмет среди одинаковых. Но это не все. Русский язык - один из богатейших языков мира. Роль имени прилагательного трудно переоценить. Не случайно говорят, что прилагательное - самая живописная часть речи.

- Наш язык богат прилагательными-синонимами. Что такое синонимы? Подберите синонимы к словам:

1 вариант: смелый;

2 вариант: слабый

Слова для справок: бесстрашный, беспомощный, беззащитный, отважный, храбрый, бессильный, неустрашимый, слабосильный.

- Проверка работ.

- Посмотрите, сколько синонимов можно подобрать к одному слову! Для чего они нужны? Чтобы сделать нашу речь богаче, а при написании сочинений не допускать повторов.

4) Наблюдение за словосочетаниями с прилагательными в прямом и переносном значении.

- Прочитайте словосочетания, записанные на доске, парами.

Туманное утро - туманный намек

Каменный дом - каменное сердце

Сердечная мышца - сердечный человек

Острый нож - острое слово

- Какие прилагательные употреблены в прямом значении? А в переносном?

Объясните смысл словосочетаний из второго столбика.

- Таким образом, мы выяснили, что прилагательные могут употребляться в прямом и переносном значении.

5)Работа с прилагательными-антонимами. Выборочное письмо.

- Очень оживляют нашу речь, делают ее образнее прилагательные-антонимы. Что такое антонимы? На доске записаны предложения с пропущенными словами. Вставьте на место пропусков прилагательные-антонимы. Поработаем сначала устно.

Новых друзей наживай, а … не теряй.

Маленькое дело лучше … безделья.

Корень учения горек, а плод … .

Родная сторона - мать, … - мачеха.

- Что представляют собой эти предложения? Как вы понимаете третью пословицу?

- Выпишите из данных пословиц антонимы парами.

- Проверка работ. Вывод.

6) Работа со словарем в парах.

- В русском языке есть прилагательные, которые очень похожи по строению, произношению, но различны по значению.

Фотография (неудачная, неудачливая); пирог(сытый, сытный).

- Чем различаются эти слова? Выполните морфемный разбор слов. Поработайте с толковым словарем Ожегова. Определите, с какими прилагательными нужно употребить данные существительные. Запишите полученные словосочетания.

- Проверка работ.

- Вывод: изменение морфемного состава влияет на лексическое значение прилагательного.

7) Работа с загадками. Выборочное письмо.

- Ребята, а вы любите отгадывать загадки? И здесь без прилагательных не обойтись. О каком предмете идет речь?

Шли двое, остановились возле забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один другого спрашивает:

- Это черная?

- Нет, это красная.

- А почему она белая?

- Потому что еще зеленая.

- Что это? Смородина. Каково происхождение этого слова? (это исконно-русское слово, образовалось при помощи суффикса -ин- от слова «смород», или «смрад» - «сильный запах»).

- Запишите прилагательные, которые вы запомнили. Какую гласную вы написали в слове «черная»?

-Бежит свинка,

Железная спинка,

Льняной хвостик.

-Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

-Земля беленькая,

А птички на ней черненькие.

-Доброе, хорошее, светлое, теплое,

На весь мир глядит, на себя не велит.

8)Работа с текстом.

- Велика роль прилагательных в художественных произведениях. Перед вами отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг». Прочитайте его внимательно про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно. Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, - и вевело и величаво, словно взлетая,поднимается могучее светило.

И.С.Тургенев

- Выразительное чтение текста.

- Докажите, что это текст.

- О чем он? Как его можно озаглавить?

- Определите стиль и тип речи.

- Проведем лингвистический эксперимент. Уберем из текста все прилагательные.

- Прочитайте, что получилось. Что стало с текстом? Сделайте вывод (Прилагательные делают текст интересным, ярким, выразительным).

-Вы помните, что основная задача художественного стиля - нарисовать яркую, образную картину мира. У живописца есть краски, у композитора - звуки, а какие средства использует писатель? (Изобразительные). Какие изобразительные средства вы знаете? Поскольку мы говорим о прилагательном,найдите в тексте эпитеты.

- В тексте есть прилагательные, обозначающие цвет. Найдите их. Что значит «багровое? (От слова «багр» - темная красная краска). А «лиловый»? (От французского «лиль» - сирень, сиреневый цвет).

- Какие еще изобразительные средства вы нашли? Для чего их использует автор? Найдите в тексте предложение: С самого раннего утра небо ясно. Найдите в нем прилагательные. Определите их синтаксическую роль в предложении. Какой вывод можно сделать?

- Найдите в тексте словосочетания: с раннего утра, кротким румянцем, солнце светлое. Расскажите о правописании окончаний прилагательных в данных словосочетаниях.

4. Подведение итогов урока.

- Подведем итоги нашего урока. Дайте полное определение имени прилагательного.

- Чему научил вас урок? Какой вывод можно извлечь из этого урока?

- Сформулируйте вывод о роли прилагательного в речи.

5. Инструктаж по домашнему заданию.

- Параграф №98 подготовить к пересказу (обратить внимание на то, какие признаки может обозначать имя прилагательное) и записать 5-7 предложений на тему «Зима», используя прилагательные (задание на «4») или текст (задание на «5»).

6. Выставление оценок.

© 2010-2022