- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по русскому языку «Второстепенные члены предложения. Дополнение»
Конспект по русскому языку «Второстепенные члены предложения. Дополнение»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шахова А.И. |
Дата | 29.11.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УРОК 51
Тема: Второстепенные члены предложения. Дополнение (с презентацией).
Тип урока. Урок открытия нового знания.
Цели как деятельность учеников.
М/п: преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
6ЛР: находить второстепенный член предложения - дополнение в предложении и тексте на основе вопроса и значения, графически его обозначать.
3ЛР: умение работать с разными видами текстов устной и письменной речи.
Л: личностное становление, осмысление важных понятий в области ЗОЖ (при работе с текстами о спорте, Олимпийских играх)
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:
Когда мы улыбаемся,
мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
подарками судьбы. ...
Давайте улыбнёмся друг другу и пусть подарками сегодня станут высокие оценки.
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
II. Словарно
орфографическая
работа.
Работа со школьными орфографическими словарями.Слайд 1
[саст'азаний'э], [атл'э´т], [д'истанцый'а], [стад'ио´н]
-Начнём урок со словарной работы.
- Посмотрите на экран.
Какая запись перед вами? (транскрипция)
- Прочитайте слова. (состязание, атлет, дистанция, стадион)
- Найдите в словаре эти слова и запишите их в тетрадях. Обозначьте орфограммы. (Работа по вариантам.)
- Как называются эти орфограммы? (Непроверямые гласные)
Проверьте Слайд 2
состязание, атлет, дистанция, стадион.)
Лексическая работа.
- Что объединяет все эти слова? (спорт)
- Какие слова вам непонятны? Каково значение каждого из этих слов?
-Составьте предложение с любым из этих слов.
-В помощь можете использовать следующий Слайд 3 (зимняя олимпиада сочи 2014)
Познавательные УУД
1.Извлекать информацию из словаря.
ТОУУ
Коммуникативные УУД
1.Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
III. Актуализация изученного.
Выборочный диктант.
- Прослушайте текст. Выпишите только определения с главными для них словами.
- Вспомните, что называется определением?
Упр. 90 («Дидактический материал»).
Олимпийские игры пришли к нам из глубокой древности.
Они проводились один раз в четыре года .
Греческие атлеты состязались в беге, прыжках, метании копья, диска, борьбе, кулачном бою, гонках на колесницах.
«Проверьте» Слайд 4
- Что вам помогло быстро найти определения? (Вопрос, имена прилагательные.)
- Чем отличаются имена прилагательные и определения? (Имя прилагательное - часть речи, а определение - второстепенный член предложения.)
Познавательные УУД
2. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным).
3. Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.
IV. Введение в тему урока, постановка цели.
Учебники закрыты.
- Запишите предложение.
- Разберите предложение по членам: (на доске)
Тренер задал команде трудное упражнение.
(К доске ученик выходит и выполняет разбор)
- С какой трудностью вы столкнулись? (Как подчеркнуть слова команде и упражнение?)
- Назовите и обозначьте словосочетания с этими словами из предложения
- Как называются вопросы, которые мы задаём к существительным команде и упражнение? (Падежные вопросы.)
- Сформулируйте цель урока. Слайд 5
(Узнать про новый второстепенный член,
научиться находить его в предложении и подчёркивать,
использовать в своей речи). НА ДОСКЕ
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
V. Открытие нового знания.
Работа в парах
- Вспомните правила работы в парах. Работать сообща, выслушивать друг друга, решить - кто будет отвечать. Возьмите белую карточку.
(По 1 предложению на парту по Белых карточкам)
- Какие словосочетания вы записали? (От каждой пары ученик зачитывает и поясняет одно совосочетание).
- На какие вопросы отвечают зависимые слова? (Косвенных падежей)
- Какими частями речи они выражены? (Существительными)
- Как подчеркнули эти слова? (Пунктирной линией)
- Ребята, этот второстепенный член называется ДОПОЛНЕНИЕ?
- Как вы думаете почему он получил такое название? (Дополняет смысл, более подробно характеризует сказуемое)
- Подберите однокоренные слова к слову дополнение.
Запись темы: Дополнение.Слайд 5
- Сформулируйте понятие - дополнениие
2. Анализ текста в рамке после упр. 242.
Чтение текста вслух одним из учеников; сравнение ученической формулировки с формулировкой учебника.
- Есть ли в тексте новая для вас информация? Какая?
- Обозначьте карандашом каждый признак в определении. Сколько признаков можно назвать? (Три: второстепенный член, обозначает предмет, вопросы косвенных падежей.)
3. Представьте информацию о дополнении в виде кластера. Можно совещаться в парах.
Слайд 5
- Что общего между определением и дополнением? (Второстепенные члены предложения.)
- А в чём отличие между ними? (Значение и вопрос.)
Регулятивные УУД
3. Искать пути решения проблемы.
4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
4.Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов.
5. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
VI. Развитие учебноязыковых и речевых умений.
Упр. 243 - развивается умение находить дополнение в предложении и графически его обозначать (подчёркивать)
Самостоятельная выработка алгоритма нахождения дополнения в предложении: Слайд 6
а) найду в предложении слово, обозначающее действие предмета, то есть глаголсказуемое;
б) поставлю от него вопросы косвенных падежей, то есть чего? чему? кем? о чём? и др.;
в) определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет;
г) если есть, это дополнение.
Упр. 244 (творческое задание) - «Письмо из оргкомитета Зимних Олимпийских игр 2014 г.Сочи»
- Письмо пролежало в нашем ящике все выходные и испортилось, часть слов размыло. И вам предстоит взяться за восстановление письма.
(развивается умение перерабатывать информацию:
подбирать подходящие по смыслу дополнения и сравнивать их с авторским вариантом, графически показывать связь дополнений с главными для них словами и подчёркивать дополнения в предложении).
Работа в группах. Выберите капитана, распределите обязанности.
Проверка по авторскому варианту
Рефлексия
Индивидуальная работа. (Голубые карточки).
- Вставь пропущенные дополнения, укажи грамматическую связь.
-Тест СЛАЙД 7-11
Запишите номера правильных утверждений на листочках самостоятельных работ.
Познавательные УУД
6. Составлять алгоритм и действовать по нему.
7. Извлекать информацию из словаря.
8. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные УУД
2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
VII. Итог урока.
- Прочитайте ключевые слова темы на стр.163. Чем можно дополнить этот ряд?
- А если проанализировать содержание текстов на уроке? (Олимпиада, спорт, здоровье)
- Что удалось на уроке, было самым интересным?
- Какие трудности встретились?
- Оцените себя, опираясь на лист самооценки.
Оценки за урок
Регулятивные УУД
6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
VIII. Домашнее задание.
Слайд 12
1. Уметь рассказать о дополнении по схеме.
2. Упр. 245.
3. Словарные слова записать в словарик.
4. Написать ответное письмо в оргкомитет Зимних олимпийских игр