Конспект по русскому языку «Второстепенные члены предложения. Дополнение»

"Описание материала: Используется материал сайта «"Школа 21002 с изменениями и дополнениями на тему «Олимпийские игры Сочи 2014». Урок разработан на основе проблемного обучения и в соответствии с ФГОС второго поколения. Это урок открытия знаний, на котором учащиеся сами получают знания, работая в парах и группах. Домашнее задание имеет разноуровневый подход, Позволяя учащимся самоопределиться и построить свой решения. "Выдержка из материала: I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к у...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК 51


Тема: Второстепенные члены предложения. Дополнение (с презентацией).

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цели как деятельность учеников.

М/п: преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

6ЛР: находить второстепенный член предложения - дополнение в предложении и тексте на основе вопроса и значения, графически его обозначать.

3ЛР: умение работать с разными видами текстов устной и письменной речи.

Л: личностное становление, осмысление важных понятий в области ЗОЖ (при работе с текстами о спорте, Олимпийских играх)


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Когда мы улыбаемся,
мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
подарками судьбы. ...

Давайте улыбнёмся друг другу и пусть подарками сегодня станут высокие оценки.
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.


II. Словарно­

орфографическая

работа.


Работа со школьными орфографическими словарями.Слайд 1

[саст'азаний'э], [атл'э´т], [д'истанцый'а], [стад'ио´н]


-Начнём урок со словарной работы.

- Посмотрите на экран.

Какая запись перед вами? (транскрипция)

- Прочитайте слова. (состязание, атлет, дистанция, стадион)

- Найдите в словаре эти слова и запишите их в тетрадях. Обозначьте орфограммы. (Работа по вариантам.)

- Как называются эти орфограммы? (Непроверямые гласные)


Проверьте Слайд 2

состязание, атлет, дистанция, стадион.)


Лексическая работа.

- Что объединяет все эти слова? (спорт)

- Какие слова вам непонятны? Каково значение каждого из этих слов?


-Составьте предложение с любым из этих слов.

-В помощь можете использовать следующий Слайд 3 (зимняя олимпиада сочи 2014)


Познавательные УУД

1.Извлекать информацию из словаря.

ТОУУ

Коммуникативные УУД

1.Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Актуализация изученного.



Выборочный диктант.

- Прослушайте текст. Выпишите только определения с главными для них словами.

- Вспомните, что называется определением?

Упр. 90 («Дидактический материал»).

Олимпийские игры пришли к нам из глубокой древности.

Они проводились один раз в четыре года .

Греческие атлеты состязались в беге, прыжках, метании копья, диска, борьбе, кулачном бою, гонках на колесницах.

«Проверьте» Слайд 4

- Что вам помогло быстро найти определения? (Вопрос, имена прилагательные.)

- Чем отличаются имена прилагательные и определения? (Имя прилагательное - часть речи, а определение - второстепенный член предложения.)


Познавательные УУД

2. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

3. Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.



IV. Введение в тему урока, постановка цели.


Учебники закрыты.

- Запишите предложение.

- Разберите предложение по членам: (на доске)


Тренер задал команде трудное упражнение.

(К доске ученик выходит и выполняет разбор)

- С какой трудностью вы столкнулись? (Как подчеркнуть слова команде и упражнение?)


- Назовите и обозначьте словосочетания с этими словами из предложения

- Как называются вопросы, которые мы задаём к существительным команде и упражнение? (Падежные вопросы.)

- Сформулируйте цель урока. Слайд 5


(Узнать про новый второстепенный член,

научиться находить его в предложении и подчёркивать,

использовать в своей речи). НА ДОСКЕ



Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.




V. Открытие нового знания.


Работа в парах

- Вспомните правила работы в парах. Работать сообща, выслушивать друг друга, решить - кто будет отвечать. Возьмите белую карточку.

(По 1 предложению на парту по Белых карточкам)


- Какие словосочетания вы записали? (От каждой пары ученик зачитывает и поясняет одно совосочетание).

- На какие вопросы отвечают зависимые слова? (Косвенных падежей)

- Какими частями речи они выражены? (Существительными)

- Как подчеркнули эти слова? (Пунктирной линией)

- Ребята, этот второстепенный член называется ДОПОЛНЕНИЕ?

- Как вы думаете почему он получил такое название? (Дополняет смысл, более подробно характеризует сказуемое)

- Подберите однокоренные слова к слову дополнение.


Запись темы: Дополнение.Слайд 5

- Сформулируйте понятие - дополнениие


2. Анализ текста в рамке после упр. 242.

Чтение текста вслух одним из учеников; сравнение ученической формулировки с формулировкой учебника.

- Есть ли в тексте новая для вас информация? Какая?

- Обозначьте карандашом каждый признак в определении. Сколько признаков можно назвать? (Три: второстепенный член, обозначает предмет, вопросы косвенных падежей.)


3. Представьте информацию о дополнении в виде кластера. Можно совещаться в парах.

Слайд 5


- Что общего между определением и дополнением? (Второстепенные члены предложения.)

- А в чём отличие между ними? (Значение и вопрос.)

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

4.Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов.

5. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.



VI. Развитие учебно­языковых и речевых умений.



Упр. 243 - развивается умение находить дополнение в предложении и графически его обозначать (подчёркивать)


Самостоятельная выработка алгоритма нахождения дополнения в предложении: Слайд 6


а) найду в предложении слово, обозначающее действие предмета, то есть глагол­сказуемое;

б) поставлю от него вопросы косвенных падежей, то есть чего? чему? кем? о чём? и др.;

в) определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет;

г) если есть, это дополнение.



Упр. 244 (творческое задание) - «Письмо из оргкомитета Зимних Олимпийских игр 2014 г.Сочи»

- Письмо пролежало в нашем ящике все выходные и испортилось, часть слов размыло. И вам предстоит взяться за восстановление письма.

(развивается умение перерабатывать информацию:

подбирать подходящие по смыслу дополнения и сравнивать их с авторским вариантом, графически показывать связь дополнений с главными для них словами и подчёркивать дополнения в предложении).

Работа в группах. Выберите капитана, распределите обязанности.


Проверка по авторскому варианту


Рефлексия

Индивидуальная работа. (Голубые карточки).

- Вставь пропущенные дополнения, укажи грамматическую связь.

-Тест СЛАЙД 7-11

Запишите номера правильных утверждений на листочках самостоятельных работ.







Познавательные УУД

6. Составлять алгоритм и действовать по нему.

7. Извлекать информацию из словаря.

8. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.


Коммуникативные УУД

2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.


VII. Итог урока.



- Прочитайте ключевые слова темы на стр.163. Чем можно дополнить этот ряд?

- А если проанализировать содержание текстов на уроке? (Олимпиада, спорт, здоровье)


- Что удалось на уроке, было самым интересным?

- Какие трудности встретились?

- Оцените себя, опираясь на лист самооценки.

Оценки за урок


Регулятивные УУД

6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


ТОУУ


VIII. Домашнее задание.


Слайд 12

1. Уметь рассказать о дополнении по схеме.

2. Упр. 245.

3. Словарные слова записать в словарик.

4. Написать ответное письмо в оргкомитет Зимних олимпийских игр








© 2010-2022